Глава 4. история развития психологических знаний 4 страница
В соответствии со своими преобладающими ориентациями, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.
Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетические потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т. п.
На реализацию таких устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (мотивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, позволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.
Таковы основные, ведущие потребности человека, оказывающие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении в их связях и отношениях между собой, и их акту
ализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня, более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других (А. Маслоу).
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека.
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты):
систему ценностно-смысловых образований личности. Здесь речь идет, по существу, о двух взаимосвязанных системах образований личности (личностных конструктах): смысловых и ценностных;
притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью- определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. п. Это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Содержание притязаний определяется системой ценностных образований личности, а их уровень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):
1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными условиями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблемами, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека высокой, средней или низкой;
2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адекватно. Соответственно самооценка личности может оказаться завышенной, адекватной либо заниженной.
Таким образом, возможны девять сочетаний названных двух видов самооценок личности, каждое из которых создает своеобразие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступ>«ов. Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности;
потребностные состояния личности, своеобразие которых зависит не только от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у личности тех или иных потребност-ных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.
Потребности человека имеют две основные функции: целепо-лагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности;
мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Мотивы — это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это конкретные формы проявления потребностей человека.
Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
• эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п.;
• рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения. В психологии различают две группы взаимосвязанных между
собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
• мотивы целей, генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и потому направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для человека предмета его потребностей;
• мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реализации цели: инструментальные мотивы. Данные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью ее подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях.
Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.
Есть и другие подходы к классификации мотивов. Так, например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этни
ческие, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера.
Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н.Леонтьев). На практике важно учитывать, что, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, люди нередко руководствуются разными и порой прямо противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой;
цеди личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.
В целостном виде система направленности личности может быть представлена в виде схемы (см. схему 8).
Схема 8
Система направленности личности
Обозначения: СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности; Пс — субъективная потребность личности, ее по-требностное состояние; Мц — мотив цели; Мпссрц — мотивы путей, средств, способов реализации цели; Ц — цель; Д — деятельность.
В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортивной деятельности и т. п.
Направленность личности характеризуется:
уровнем зрелости (степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.);
широтой (диапазоном сфер проявления устремлений личности), которая может быть узкой или широкой;
интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);
иерархией видов направленности конкретной личности. В системе -видов направленности личности выделяются ведущие, главные, доминантные и др.
Формирование у личности профессиональной и других жизненно важных видов направленности в значительной мере сводится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте общую характеристику направленности личности.
2. Какие психические феномены составляют систему направленности личности.
3. Раскройте понимание потребностей в психологии.
4. Дайте общую классификацию потребностей человека.
5. Что такое объект и предмет потребностей?
6. Дайте содержательную характеристику потребностей личности.
7. Проанализируйте основные функции потребностей человека.
8. Что необходимо учитывать при оценке потребностей человека?
9. Охарактеризуйте такие психические феномены, как притязания и самооценка личности.
10. Обоснуйте истоки потребностных состояний личности.
11. Раскройте понимание мотивов личности.
12. Проанализируйте основные подходы к классификации мотивов личности.
13. Раскройте понимание и содержание потребностно-мотивацион-ной сферы личности.
14. Дайте характеристику целей личности как психического феномена и обоснуйте их истоки.
ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ЧЕЛОВЕКА
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодинакова. Так, простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.
Специалисту важно знать наиболее общие особенности каждого психического познавательного процесса, которые играют большую роль в любой профессиональной деятельности, в жизни вообще.
Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. Отсюда и функции внимания.
Основные функции внимания состоят в следующем:
1) отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;
2) удержание (сохранение) информации для совершения действия, алгоритм действия;
3) регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;
4) антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляют себя установки, ожидания, апперцепция).
Во внимании проявляется избирательный, направленный характер психической и предметно-практической деятельности человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями, задачами деятельности и поведения.
Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре. К. Д. Ушинский не без основания считал, что внимание — это дверь в сознание человека: есть внимание — дверь в сознание человека для поступления туда информации приоткрыта. Чем больше внимания, тем более подготовляется сознание для восприятия и анализа информации.
В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее. Первое является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира, второе — необходимым условием самопознания и самовоспитания.
Внешняя или внутренняя направленность внимания проявляется во взгляде, в позе, других признаках.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Важно учитывать возрастные, профессиональные, половые и другие индивидуальные особенности внимания людей.
В зависимости от организации деятельности людей выделяют групповое и индивидуальное внимание. Групповое внимание заключается в сосредоточении внимания группы на собственном объекте в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание — это сосредоточение сознания индивида на своем задании.
Различают три вида внимания.
1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т.д.).
2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т.п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.
3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.
Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре—шесть объектов.
Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором и т.д.
Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.
Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.
Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение (см. табл.).
Качества внимания
Актив- | Направлен- | Широта | Переключае- | Интенсив- | Устойчи- | ||||||
ность | ность | мость | ность | вость | |||||||
Произвольная | Непроизвольная | Внешняя | Внутренняя | Объем | Распределение | Легкая | Трудная | Высокая | Н изкая | Устойчивое | Неустойчивое |
Концентрация — способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.
Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.
Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.
Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой.
Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределяемость внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.
Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности.
При подготовке к профессиональной деятельности студентам важно проявить настойчивость в саморазвитии качественных характеристик внимания, необходимых для успешного ее осуществления.
Ощущение — простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах.
Познание человеком действительности начинается с непосредственного контакта его органов чувств с предметами и явлениями, с внешней средой его жизни и деятельности, с ощущений признаков, свойств, других характеристик объектов реальности.
Органы чувств человека имеют тонкую специализацию к отражению определенных свойств предметов и явлений действительности, конкретных энергий. По своей сути органы чувств представляют собой фильтры энергий, через которые проходят соответствующие изменения как в среде, так и в организме человека. В этом смысле процесс ощущения выступает как система сенсорных действий, направленных на отбор, селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия для обеспечения адекватного отражения окружающего мира.
Ощущение — это та или иная степень чувствительности человека, его органов чувств к физическим, химическим и другим свойствам среды, а также к изменениям в организме; это превращение энергии воздействий на органы чувств в акт сознания.
Ощущения с помощью органов чувств дают человеку информацию о реальной действительности, на основе которой, используя другие познавательные процессы (представления, память, мышление, воображение и т.д.), человек получает возможность ориентироваться в окружающем его мире.
Человеку постоянно нужны сведения об объективной действительности для осуществления более адекватного реагирования на происходящие в ней перемены. В то же время для нормального функционирования органов чувств, поддержания и развития их чувствительности человеку необходима соответствующая информация из окружающего мира. При этом как информационная перегруженность, так и недогрузка, дефицит информации имеют негативные последствия и для органов чувств человека, и для его физического и психического здоровья.
Информационные перегрузки приводят к утомлению и снижению чувствительности органов чувств, анализаторов в целом и, по существу, к неадекватному реагированию человека на изменения внешней среды, а также и в его организме.
Информационная недогрузка вследствие сенсорной изоляции ведет к сенсорной депривации и к серьезным функциональным расстройствам как организма, так и психики человека.
Ощущения играют исключительно большую роль в жизни и деятельности человека, поскольку они выступают источником его знаний о мире и самом себе.
Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах (И. П. Павлов). Анализатор — это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.
Анализатор состоит из трех частей (рис. 4):
периферического отдела — рецептора (от лат. — принимать), воспринимающего действующий на него раздражитель;
центростремительных, афферентных (от лат. — приносящий) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека;
соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. И потому нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу, а слуховые — в ухе. Ощущения — следствие работы всего анализатора. Они обеспечивают основу ориентировки организма в сложном окружающем мире и выполняют функцию активизации деятельности мозга. Совокупность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.
Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека — рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга включает в себя не только анализаторы, но и эффекторы.
Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная, афферентная), но и обратная (центробежная, эфферентная) связь. Принцип обратной связи дает основания говорить о том, что каждый орган чувств попеременно является и рецептором, и эффектором. Процесс ощущений не только начинается, но и заканчивается в соответствующем органе чувств.
У человека имеется большое количество различных анализаторов, каждый из которых имеет специализацию.
В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято выделять три группы анализаторов человека.
К первой группе относятся анализаторы, рецепторы которых находятся на внешней поверхности тела, — экстероцептив-ные: Они отражают все, что происходит вне человека. Экстероцеп-торы подразделяют на две подгруппы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы воспринимают и передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных объектов: зрение, слух, обоняние.
Наряду с пятью основными органами чувств и соответственно видами ощущений существуют и другие: температурные, вибрационные, ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя и др.
Рис. 4. Строение анализаторов
К второй группе относятся органы чувств, рецепторы которых находятся внутри тела человека, во внутренних его органах и тканях, — интероцептивные. Они позволяют судить о состоянии организма: ощущения голода, жажды, усталости, внутренней боли, тяжести и т.д. Способность правильно оценить состояние своего организма чрезвычайно важна для нормальной жизни и деятельности человека.
К третьей группе относятся анализаторы, рецепторы которых расположены в мышцах и связках человека, — проприоцеп-тивные. Они сигнализируют о степени напряжения мышц, связок и сухожилий, дают информацию о движении и положении тела человека. К этой группе ощущений относится и вестибулярный аппарат человека.
Ощущения характеризуются качеством.
Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движения материи и в совокупности ощущения человека отражают многообразие существующего материального мира. Вместе с тем каждый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качественные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения — по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений.
Все ощущения возникают в результате воздействий соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные импульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения возбуждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека.
Несмотря на то что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.
Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена.
Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоятельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз
лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств теряют чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волнение, утомление, опьянение и др.). На чувствительность оказывают влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др.
Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствительности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявляется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чувствительность к восприятию отдельных энергий — экстрасенсорные ощущения.
Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек может ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.
Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности.
Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой их тренировки, уровнем развития, эмоциональными состояниями человека, состоянием его психического и физического здоровья, степенью сосредоточенности внимания на восприятии действительности, особенностями развития соответствующих структур головного мозга.
Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобразный характер ощущений человека объективной и вполне определенной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практического опыта человека, степени развития его анализаторов.