Глава 4. история развития психологических знаний 4 страница

В соответствии со своими преобладающими ориентациями, со­образно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.

Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетиче­ские потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к без­образному, низменному, уродливому, нарушающему естествен­ную и социальную гармонию.

К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся по­требности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и са­мосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т. п.

На реализацию таких устремлений личности оказывают влия­ние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятель­ности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (мо­тивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, по­зволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.

Таковы основные, ведущие потребности человека, оказываю­щие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведе­ние. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении в их связях и отношениях между собой, и их акту­

ализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепен­ного удовлетворения по сравнению с последующими потребно­стями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Спо­собы удовлетворения потребностей более высокого уровня, более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности за­нимает другая актуализированная потребность, обычно также про­являющаяся в системе многих других (А. Маслоу).

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и изби­рательность ее отношений к действительности. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целе­устремленность человека.

Система направленности личности включает следующие основ­ные элементы (компоненты):

систему ценностно-смысловых образований личности. Здесь речь идет, по существу, о двух взаимосвязанных системах образований личности (личностных конструктах): смысловых и ценностных;

притязания личности, как основанные на оценке ею своих воз­можностей и ситуации, обстановки ожидания личностью- оп­ределенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. п. Это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличност­ных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Содержание притязаний оп­ределяется системой ценностных образований личности, а их уро­вень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):

1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными усло­виями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблема­ми, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека вы­сокой, средней или низкой;

2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адек­ватно. Соответственно самооценка личности может оказаться за­вышенной, адекватной либо заниженной.

Таким образом, возможны девять сочетаний названных двух видов самооценок личности, каждое из которых создает своеоб­разие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступ>«ов. Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности;

потребностные состояния личности, своеобразие которых за­висит не только от объективных обстоятельств, объектов и пред­метов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных осо­бенностей. Возникновение у личности тех или иных потребност-ных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека имеют две основные функции: целепо-лагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысло­вых образований, а вторая — системой ценностных образований личности;

мотивы личности — это потребность (или система потребнос­тей) личности в функции побуждения. Мотивы — это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обуслов­ленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это конкретные формы проявления потребностей человека.

Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависи­мости от этого различают следующие мотивы:

• эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п.;

• рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения. В психологии различают две группы взаимосвязанных между

собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

• мотивы целей, генерализованные мотивы, содержание ко­торых выражает предмет потребностей и потому направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для человека предмета его потребностей;

• мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реали­зации цели: инструментальные мотивы. Данные мотивы обусловле­ны не только потребностным состоянием личности, но и степенью ее подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях.

Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Так, например, по степени общественной значимости выделя­ют мотивы широкого социального плана (идеологические, этни­

ческие, профессиональные, религиозные и др.), группового пла­на и индивидуально-личностного характера.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и при­дают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н.Леонтьев). На практике важно учитывать, что, совершая оди­наковые по форме и предметным результатам поступки, люди не­редко руководствуются разными и порой прямо противоположны­ми мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой;

цеди личности как образ ожидаемого, предполагаемого резуль­тата действий, поведения человека.

В целостном виде система направленности личности может быть представлена в виде схемы (см. схему 8).

Схема 8

Система направленности личности

глава 4. история развития психологических знаний 4 страница - student2.ru

Обозначения: СЦСОЛ — система ценностно-смысловых обра­зований личности; Пс — субъективная потребность личности, ее по-требностное состояние; Мц — мотив цели; Мпссрц — мотивы путей, средств, способов реализации цели; Ц — цель; Д — деятельность.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, по­литическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортив­ной деятельности и т. п.

Направленность личности характеризуется:

уровнем зрелости (степенью общественной значимости основ­ных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеоло­гической позицией и т.п.);

широтой (диапазоном сфер проявления устремлений личнос­ти), которая может быть узкой или широкой;

интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);

иерархией видов направленности конкретной личности. В систе­ме -видов направленности личности выделяются ведущие, глав­ные, доминантные и др.

Формирование у личности профессиональной и других жиз­ненно важных видов направленности в значительной мере сво­дится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику направленности личности.

2. Какие психические феномены составляют систему направленности личности.

3. Раскройте понимание потребностей в психологии.

4. Дайте общую классификацию потребностей человека.

5. Что такое объект и предмет потребностей?

6. Дайте содержательную характеристику потребностей личности.

7. Проанализируйте основные функции потребностей человека.

8. Что необходимо учитывать при оценке потребностей человека?

9. Охарактеризуйте такие психические феномены, как притязания и самооценка личности.

10. Обоснуйте истоки потребностных состояний личности.

11. Раскройте понимание мотивов личности.

12. Проанализируйте основные подходы к классификации мотивов личности.

13. Раскройте понимание и содержание потребностно-мотивацион-ной сферы личности.

14. Дайте характеристику целей личности как психического феномена и обоснуйте их истоки.

ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЧЕЛОВЕКА

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы вы­ступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эф­фективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодина­кова. Так, простое созерцание окружающей действительности про­исходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И ко­нечно же, на этих этапах познавательной деятельности функцио­нируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.

Специалисту важно знать наиболее общие особенности каж­дого психического познавательного процесса, которые играют большую роль в любой профессиональной деятельности, в жиз­ни вообще.

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики че­ловека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности со­знания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зритель­ное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее много­образии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. Отсюда и функции внимания.

Основные функции внимания состоят в следующем:

1) отбор значимой, релевантной (соответствующей) инфор­мации;

2) удержание (сохранение) информации для совершения дей­ствия, алгоритм действия;

3) регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;

4) антиципация (предвосхищение) действительности, пред­видение результатов действия, поведения (здесь проявляют себя установки, ожидания, апперцепция).

Во внимании проявляется избирательный, направленный харак­тер психической и предметно-практической деятельности человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями, задачами деятельности и поведения.

Физиологической основой внимания выступает общая активи­зация деятельности мозга и создания доминантных очагов воз­буждения в его коре. К. Д. Ушинский не без основания считал, что внимание — это дверь в сознание человека: есть внимание — дверь в сознание человека для поступления туда информации приот­крыта. Чем больше внимания, тем более подготовляется сознание для восприятия и анализа информации.

В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (матери­альные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, пере­живания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее. Первое является необходимым условием познания и преобразования че­ловеком окружающего мира, второе — необходимым условием самопознания и самовоспитания.

Внешняя или внутренняя направленность внимания проявля­ется во взгляде, в позе, других признаках.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых фор­мируется внимательность как свойство личности.

Важно учитывать возрастные, профессиональные, половые и другие индивидуальные особенности внимания людей.

В зависимости от организации деятельности людей выделяют групповое и индивидуальное внимание. Групповое внимание за­ключается в сосредоточении внимания группы на собственном объекте в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внима­ние — это сосредоточение сознания индивида на своем задании.

Различают три вида внимания.

1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздей­ствия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая фор­ма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с ре­чью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раз­дражителей, дефицит информации, средств, материалов для осу­ществления деятельности и т.п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосре­доточения, поддержания, распределения, переключения внима­ния. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интереса­ми, установками, жизненным опытом личности.

3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снима­ется волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и пло­дотворную умственную деятельность.

Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу вре­мени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем вни­мания, при котором человек воспринимает одновременно четы­ре—шесть объектов.

Объем внимания, как и другие качества психики, можно раз­вивать специальными упражнениями, деятельностью.

Распределение — способность одновременно держать в поле вни­мания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к рас­пределению внимания особенно необходима в условиях одновре­менного контролирования множества приборов, совершения со­тен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчи­ком, оператором и т.д.

Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу време­ни, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.

Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения вни­мания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточе­ния на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения вни­мания от предыдущих дел, объектов.

Эти характеристики внимания связаны с такими особенностя­ми нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможе­ние (см. табл.).

Качества внимания

Актив- Направлен- Широта Переключае- Интенсив- Устойчи-
ность ность     мость ность вость
Произвольная Непроизвольная Внешняя Внутренняя Объем Распределение Легкая Трудная Высокая Н изкая Устойчивое Неустойчивое
                       

Концентрация — способность человека в деятельности сосредо­точиться на главном с одновременным отвлечением от второсте­пенного.

Устойчивость — это умение длительное время задерживать вни­мание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.

Колебание внимания — это качество, противоположное устой­чивости.

Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она высту­пает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассе­янностью необходим тщательный анализ ее причин.

Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточен­ности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособно­стью долго сосредоточиваться на чем-либо, постоянным переклю­чением внимания, его переходом от одного объекта на другой.

Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределяемость внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.

Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности.

При подготовке к профессиональной деятельности студентам важно проявить настойчивость в саморазвитии качественных ха­рактеристик внимания, необходимых для успешного ее осуще­ствления.

Ощущение — простейший, элементарный психический позна­вательный процесс, в ходе которого происходит отражение от­дельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предме­тов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах.

Познание человеком действительности начинается с непо­средственного контакта его органов чувств с предметами и явлени­ями, с внешней средой его жизни и деятельности, с ощущений признаков, свойств, других характеристик объектов реальности.

Органы чувств человека имеют тонкую специализацию к от­ражению определенных свойств предметов и явлений действи­тельности, конкретных энергий. По своей сути органы чувств представляют собой фильтры энергий, через которые проходят соответствующие изменения как в среде, так и в организме чело­века. В этом смысле процесс ощущения выступает как система сен­сорных действий, направленных на отбор, селекцию и преобра­зование специфической энергии внешнего воздействия для обеспечения адекватного отражения окружающего мира.

Ощущение — это та или иная степень чувствительности чело­века, его органов чувств к физическим, химическим и другим свойствам среды, а также к изменениям в организме; это превра­щение энергии воздействий на органы чувств в акт сознания.

Ощущения с помощью органов чувств дают человеку инфор­мацию о реальной действительности, на основе которой, исполь­зуя другие познавательные процессы (представления, память, мышление, воображение и т.д.), человек получает возможность ориентироваться в окружающем его мире.

Человеку постоянно нужны сведения об объективной дей­ствительности для осуществления более адекватного реагирова­ния на происходящие в ней перемены. В то же время для нормаль­ного функционирования органов чувств, поддержания и развития их чувствительности человеку необходима соответствующая ин­формация из окружающего мира. При этом как информационная перегруженность, так и недогрузка, дефицит информации имеют негативные последствия и для органов чувств человека, и для его физического и психического здоровья.

Информационные перегрузки приводят к утомлению и сниже­нию чувствительности органов чувств, анализаторов в целом и, по существу, к неадекватному реагированию человека на измене­ния внешней среды, а также и в его организме.

Информационная недогрузка вследствие сенсорной изоляции ведет к сенсорной депривации и к серьезным функциональным расстройствам как организма, так и психики человека.

Ощущения играют исключительно большую роль в жизни и деятельности человека, поскольку они выступают источником его знаний о мире и самом себе.

Физиологической основой ощущений выступают нервно-фи­зиологические процессы, протекающие в анализаторах (И. П. Пав­лов). Анализатор — это нервно-физиологический аппарат, инстру­мент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.

Анализатор состоит из трех частей (рис. 4):

периферического отдела — рецептора (от лат. — принимать), воспринимающего действующий на него раздражитель;

центростремительных, афферентных (от лат. — приносящий) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные цент­ры, в головной мозг человека;

соответствующих участков головного мозга, в которых происхо­дит переработка информации, поступающей из рецептора.

Для возникновения ощущения необходима работа всего ана­лизатора в целом, согласованная деятельность всех его элемен­тов, звеньев. И потому нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу, а слуховые — в ухе. Ощущения — следствие работы всего анализатора. Они обеспечивают основу ориентиров­ки организма в сложном окружающем мире и выполняют функ­цию активизации деятельности мозга. Совокупность всех анализа­торов называется сенсорной сферой психики человека.

Анализаторы выступают составной частью общей системы пу­тей нервных процессов человека — рефлекторной дуги. Рефлектор­ная дуга включает в себя не только анализаторы, но и эффекторы.

Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная, афферентная), но и обратная (центробеж­ная, эфферентная) связь. Принцип обратной связи дает основа­ния говорить о том, что каждый орган чувств попеременно явля­ется и рецептором, и эффектором. Процесс ощущений не только начинается, но и заканчивается в соответствующем органе чувств.

У человека имеется большое количество различных анализато­ров, каждый из которых имеет специализацию.

В зависимости от характера отражения и места расположения рецепторов принято выделять три группы анализаторов человека.

К первой группе относятся анализаторы, рецепторы ко­торых находятся на внешней поверхности тела, — экстероцептив-ные: Они отражают все, что происходит вне человека. Экстероцеп-торы подразделяют на две подгруппы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы воспринимают и передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объ­ектами: осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепто­ры реагируют на раздражения, идущие от удаленных объектов: зрение, слух, обоняние.

Наряду с пятью основными органами чувств и соответственно видами ощущений существуют и другие: температурные, вибра­ционные, ощущения равновесия и ускорения, болевые ощуще­ния, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя и др.

глава 4. история развития психологических знаний 4 страница - student2.ru

Рис. 4. Строение анализаторов

К второй группе относятся органы чувств, рецепторы которых находятся внутри тела человека, во внутренних его орга­нах и тканях, — интероцептивные. Они позволяют судить о состо­янии организма: ощущения голода, жажды, усталости, внутрен­ней боли, тяжести и т.д. Способность правильно оценить состояние своего организма чрезвычайно важна для нормальной жизни и деятельности человека.

К третьей группе относятся анализаторы, рецепторы ко­торых расположены в мышцах и связках человека, — проприоцеп-тивные. Они сигнализируют о степени напряжения мышц, связок и сухожилий, дают информацию о движении и положении тела человека. К этой группе ощущений относится и вестибулярный аппарат человека.

Ощущения характеризуются качеством.

Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движе­ния материи и в совокупности ощущения человека отражают мно­гообразие существующего материального мира. Вместе с тем каж­дый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качест­венные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения — по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений.

Все ощущения возникают в результате воздействий соответ­ствующих раздражителей на органы чувств. Однако между нача­лом действия раздражителя и возникновением ощущения про­ходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные им­пульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения воз­буждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека.

Несмотря на то что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений харак­терны общие психофизиологические закономерности. К их числу от­носят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, после­довательные образы.

Минимальная сила раздражителя, при которой человек начи­нает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощу­щения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответ­ствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена.

Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоя­тельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз

лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств теряют чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волне­ние, утомление, опьянение и др.). На чувствительность оказыва­ют влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др.

Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствитель­ности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявля­ется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чув­ствительность к восприятию отдельных энергий — экстрасенсорные ощущения.

Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек мо­жет ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.

Чувствительность того или иного органа характеризуется диа­пазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности.

Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой их тренировки, уров­нем развития, эмоциональными состояниями человека, состоя­нием его психического и физического здоровья, степенью сосре­доточенности внимания на восприятии действительности, осо­бенностями развития соответствующих структур головного мозга.

Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобраз­ный характер ощущений человека объективной и вполне опреде­ленной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практиче­ского опыта человека, степени развития его анализаторов.

Наши рекомендации