Как формировать умение рационально учиться
(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 332 -336.)
Формирование любого умения и навыка рациональной организации учебной деятельности имеет некоторые общие черты, определенную стратегии действий учителя и учеников.
Поскольку каждый школьник на предшествующем этапе обучения уже приобрел некоторые умения, то всегда полезно знать имеющийся исходный уровень, оценить тот «плацдарм», с которого начнется новый этап работы. Для этого обычно применяются такие методы диагностикисформированности общеучебных умений: целенаправленные наблюдения за деятельностью школьников, анализ ответов на уроках, письменных работ, проведение бесед и дидактических игр, специально ориентированных на владение интеллектуальными умениями (загадки, ребусы, головоломки). В средних и старших классах возможно применение несложных анкетных опросов, контрольных работ, позволяющих выявить сформированное умения планировать ответ, сочинение. В последние годы разработан новый тип контрольных работ диагностирующего характера, специально направленных на проверку умений выделять главное, сравнивать, проводить аналогии. Их используют в средних и старших классах для углубленного изучения общеучебных умений отдельных школьников. Это позволяет, во-первых, установить типичный для класса уровень сформированности умения – рационально учиться, имеющиеся недостатки и пробелы; во-вторых, выделить в классе группы школьников, нуждающихся в дифференцированной помощи; в-третьих, выявить учеников, требующих к себе индивидуального подхода. <…>
<…> Необходимо, чтобы задачи по формированию отдельных умений были не только поставлены перед учащимися, но и приняты ими. Некоторые учителя недооценивают это обстоятельство, полагая, что достаточно только назвать школьникам стоящие перед ними задачи. Но принятие задачи – весьма тонкий и сложный процесс. Если учителю уже известно реальное содержание задач, то для ученика оно станет ясным лишь в ходе последующей деятельности. Вот почему опытные учителя стараются ставить учебные задачи убедительно, доходчиво и ярко, не между прочим, не походя, а специально и основательно, тщательно продумывая аргументы, доказательства. Если, например, учитель на конкретных примерах показывает, что, научившись выделять главное, ученики значительно сократят затраты времени на домашнюю работу по всем, предметам, то такой аргумент вызывает желание овладеть этим умением. Если объяснение ведется эмоционально, ярко, то это усиливает аргументацию. <…>
<…> Следующим этапом формирования любого умения и навыка учебного труда является инструктажо его содержании и способах деятельности по овладению им. В последние годы для этого разработано много инструктивных карт, схем, памяток и других документов, облегчающих работу учителей. При составлении инструктивных карт учителя включают в них лишь самые необходимые сведения, так как слишком детальный инструктаж на начальном этапе воспринимается учениками с трудом. Вначале создается общая картина формирования навыка, а затем уже более подробно разъясняются отдельные элементы. План предстоящей деятельности записывается в рабочих тетрадях в виде алгоритмов действий. Учеников предупреждают о возможных затруднениях в работе и о способах их устранения. Инструктаж сопровождают показом рациональных приемов деятельности, образцов ученических работ. Например, инструктируя учеников о режиме дня, учитель знакомит их с тем, какое значение имеет режим в жизни человека, как он сказывается на работоспособности и здоровье, как привычный ритм ускоряет выполнение домашних заданий; затем он рекомендует конкретный режим дня для учеников соответствующего возраста. Школьникам разъясняют, что только систематическое выполнение режимных моментов ведет к превращению их в ценную привычку. Не забывает педагог предупредить о том, что привыкнуть соблюдать режим дня не так-то просто, что здесь необходимы специальная волевая тренировка, умение исполнять самоприказ, побеждать соблазны отвлечений. Намечаются меры периодического контроля за выполнением режима дня, планируется проведение смотров, организуемых учкомом и комсомольской организацией, т. е. намечаются меры стимулирующего характера, которые повышают эффективность самого инструктажа.
За инструктажем следует этап практических упражненийпо обработке соответствующих умений и навыков. Специфика этой работы состоит в том, что общеучебные навыки формируются не на каких-то нейтральных упражнениях логического или иного характера, а, прежде всего, в ходе обычных учебных упражнений, проводимых в логике содержания учебных предметов. Оптимальная организация формирования навыков учебного труда предполагает, что учитель из ряда возможных упражнений будет стремиться избрать те, которые одновременно с сообщением знаний и отработкой предметных умений будут давать максимально возможную «общеучебную отдачу».
Как видно из приведенного обзора учебных программ, каждый предмет содействует формированию общеучебных умений и навыков. Но в то же время некоторые из них он может развивать активнее. Например, курсу математики особенно близка задача развития общего логического навыка доказательства. Работа над сочинениями на свободную тему по курсу литературы особенно интенсивно развивает самостоятельность мышления школьников. При разборе предложений по частям речи школьники непосредственно учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Учебные курсы истории и обществоведения лучше других формируют умения планировать ответ, работать с первоисточниками, устанавливать причинно-следственные связи. Трудовое обучение развивает общие навыки рациональной организации производительного труда (приготовление рабочего места, рациональное размещение инструментов, изучение инструктивных карт, умение соблюдать нормы техники безопасности и т. д.). Музыка, пение, изобразительное искусство при хорошей организации преподавания этих предметов содействуют развитию творческих умений и навыков. Курсы ботаники и биологии особенно сильно влияют на развитие навыков систематизации и классификации, физика и химия учат наблюдательности, проведению опытов, решению задач.
При выполнении упражнений учащиеся нуждаются в разумно организованной, своевременной помощи учителей. Так, если обнаруживается, что ученики составляют первые пункты плана слишком подробно, включают в них второстепенные моменты, то своевременное предупреждение об этом исключит усугубление ошибки. Опытные учителя специально стимулируют учащихся, чтобы те задавали вопросы при появлении у них затруднений в работе. К. сожалению, чаще такие вопросы не только не поощряются, но гасятся ответами вроде: «А где ты был во время объяснения?» или «Спросишь потом, в конце урока». Так учителя лишают себя возможности своевременно внести коррективы в формирующийся навык.
Неотъемлемым элементом формирования навыков учебного труда является оперативный контрольза ходом этого процесса. Опыт подсказывает такие формы контроля, как, например, выполнение специальных заданий для проверки темпа чтения и письма. Здесь возможны два варианта — проверка числа слов, которые читает или записывает ученик в течение 1 мин, или же расчет времени, затрачиваемого на чтение или запись пятидесяти слов, с последующим определением среднего темпа в мин. Текст для таких работ не должен быть предварительно знаком ученикам. Результаты проверки оформляются в виде сводных классных таблиц. Затем для учащихся организуются индивидуальные консультации, а также общеклассные занятия, направленные на преодоление типичных затруднений. <…>
<…> Поскольку навыки учебного труда развиваются при выполнении обычных упражнений, надо ярче оттенять в каждом из них развивающее влияние. Например, можно поставить перед учениками вопросы: «Расскажите, как устроен амперметр» или «Опишите устройство вольтметра». Но если учитель в процессе обучения стремится одновременно формировать у школьников умение сравнивать, тогда он задаст вопрос по-иному: «Сравните устройство амперметра и вольтметра». В такой постановке вопроса сочетается, с одной стороны, требование описать устройство этих приборов, с другой — найти общее и отличное в их конструкции и способах действия. Если ученики, отвечая на этот вопрос, допускают «рядоположение», т. е. описывают последовательно устройство одного и другого прибора и не выявляют общее и отличное в них, то, значит, они пока еще не овладели умением сравнивать. Задача педагога – на этом примере еще раз продемонстрировать им прием сравнения.
Чтобы проконтролировать сформированность умения выделять главное, ученикам предъявляют задания типа: назовите только главные признаки изучаемого понятия или все главные признаки, без которых понятие не может быть однозначно охарактеризовано; составьте план прочитанного параграфа, отмечая в нем лишь главные, существенные моменты; озаглавьте прочитанный текст; сделайте резюме к прочитанному абзацу; выделите из всех названных причин самые важные.
Процесс формирования навыка не заканчивается оперативным контролем. Необходим еще этап применения полученного умения в разнообразных практических ситуациях,в том числе и нестандартных. Во время такого практического применения умение становится обобщенным, универсальным и более автоматизированным, т. е. превращается в навык, который, в свою очередь, переносится в новые условия и потому отрабатывается еще глубже.
Этап закрепления умений и навыковсливается с повседневной учебной деятельностью школьников, которая сама по себе становится более рациональной. Ситуация применения общеучебных умений не обязательно следует сразу же за учебными упражнениями. Для автоматизации умений требуется неоднократное повторение, причем число таких повторений не одинаково для разных учеников. Одним из них для овладения навыком необходимо долго тренироваться в использовании соответствующего умения, другие достигают этого довольно быстро. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы как можно скорее находить ситуации, в которых ученик мог бы вполне естественно применять полученное умение, превращая его в прочный навык. Благодаря этому ученики постепенно начнут самостоятельно, без педагогического управления применять полученные умения и навыки в повседневной практике. Навыки постепенно будут переходить в полезную привычку действовать рационально в определенных условиях. Появление привычки действовать рациональнокак бы венчает весь сложный процесс формирования умений и навыков.
Необходимо сказать также о действиях самого ученика по овладению общеучебными умениями и навыками. Ведь никакие усилия педагога не смогут принести ожидаемых результатов, если не будет возбуждена активность самих школьников. Поэтому надо осуществить следующую цепочку действий ученика при овладении интересующими нас умениями и навыками:
ü принятие задачи, требующей овладения соответствующим умением и навыком;
ü осознание необходимости овладеть навыком, мотивация деятельности;
ü усвоение содержания навыка, последовательности и характера действий, операций, которые необходимы для овладения им;
ü выполнение практических действий, операций, упражнений по отработке навыка;
ü текущий самоконтроль за степенью овладения навыком;
ü корректирующие действия по отработке навыка;
ü применение умений и навыков в типичных ситуациях;
ü применение умений и навыков в нестандартных ситуациях;
ü углубление и дальнейшая автоматизация навыка путем использования его в повседневной практической деятельности.
Во всех этих действиях ученика отражается организующее влияние педагога. Но в дальнейшем школьник уже сам ставит перед собой задачи, ищет способы их решения, знакомится с литературой, самостоятельно решает возникающие проблемы.