Становление и развитие системы дошкольного образования

Введение

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется реформирование системы образования. Это вызвано социально-экономическими преобразованиями государства и потребностями современного общества. Определены концептуальные основы дошкольного образования, которые предполагают новое осмысление сущности управленческой деятельности. Происходит обновление нормативно-правовой базы образования. Это способствует повышению уровня образовательного процесса в дошкольном учреждении и реализации новых принципов управления.

Открытие дошкольных учреждений разных видов, типов, профилей, высокий уровень профессиональной подготовки педагогов, использование разноуровневых альтернативных программ воспитания и обучения в детском саду – все это предъявляет высокие требования к подготовке выпускников вузов, обучающихся по педагогическим специальностям и занимающих в будущем должности воспитателей, а впоследствии и заведующих дошкольными учреждениями и их заместителей по основной деятельности. Подготовка к управленческой деятельности осуществляется в процессе изучения дисциплины «Управление дошкольным образованием».

Цель курса:Оказать психолого-педагогическую поддержку студентам в совершенствовании их профессиональной компетенции в сфере управления современным дошкольным образованием.

Задачи курса:

1. Развитие у студентов целостного системного представления об управления как особом виде деятельности.

2. Развитие профессионального мастерства, организационных способностей студентов.

3. Овладение студентами навыками осуществления методической работы, проведения диагностико-аналитической деятельности, выработки и принятия управленческих решений.

4. Развитие у студентов основ управленческой культуры.

В процессе изучения курса у студентов формируются профессиональные умения планировать методическую работу в дошкольном учреждении, отделе образования; организовывать деятельность дошкольного учреждения с учетом взаимодействия всех его звеньев; осуществлять грамотный контроль и анализ работы каждого педагога, возрастной группы, используя психолого-педагогические диагностики, экспериментальные программы; оказывать методическую помощь педагогам в организации педагогического процесса.




Тематический план курса

«Управление дошкольным образованием»

Тематика занятий Кол-во часов
лекц. сем. лаб.
Становление и развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь    
Организация деятельности дошкольных учреждений  
Научные основы управления современным дошкольным учреждением  
Заведующий в системе управления дошкольным учреждением  
Информационное обеспечение управления дошкольным учреждением 2 (СУР)    
Основы делопроизводства дошкольного учреждения 2 (СУР)  
Финансово-хозяйственный механизм в управлении дошкольным учреждением  
Организация питания в дошкольных учреждениях и контроль за ним  
Правовое регулирование труда работников дошкольных учреждений  
Планирование работы дошкольного учреждения  
Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении
Организация работы Совета педагогов дошкольного учреждения  
Инновационная деятельность дошкольного учреждения  
Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта    
Управление качеством дошкольного образования  
Планирование системы контроля в дошкольном учреждении  
Аттестация педагогических и руководящих кадров в дошкольном учреждении  
Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе 2 (СУР)    
Государственные органы управления в области дошкольного образования    
ИТОГО:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Становление и развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь. Становление системы дошкольного воспитания в начале XIX – начале XX вв. Первые дошкольные учреждения Белоруссии, особенности организации их деятельности. Развитие системы общественного дошкольного воспитания с 1917 г. по 1990-е гг. XX в. Создание нормативно-правовой базы. Значение Всебелорусских съездов по дошкольному воспитанию. Подготовка кадров для системы дошкольного воспитания. Кризис системы дошкольного воспитания в 1990-е годы. Постановления «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений» (1992 г.) и «О сохранности, развитии системы дошкольного воспитания и научно-методическом обеспечении деятельности национального детского сада» (1994 г.). Концептуальные основы реформирования дошкольного образования на современном этапе.

Организация деятельности дошкольных учреждений. Система современных дошкольных учреждений. Виды дошкольных учреждений по форме собственности, типам, профилям, режиму работу. Порядок открытия дошкольных учреждений. Учредители дошкольных учреждений. Порядок регистрации дошкольных учреждений. Нормативно-правовая база функционирования дошкольных учреждений. Правила комплектования детьми дошкольных учреждений разных типов. Правила приема и отчисления детей. Аттестация и аккредитация дошкольных учреждений, ее задачи и этапы проведения. Критерии оценки деятельности дошкольного учреждения.

Научные основы управления современным дошкольным учреждением. Сущность управления, его цель, задачи. Структура управления дошкольным учреждением. Понятие о делегировании полномочий и сфере контроля. Принципы управления (научности, коллегиальности и единоначалия, непрерывности, конкретности, оптимальности). Методы управления (организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психологические, методы правового регулирования, экономические методы). Функции управления (анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование). Управленческий цикл. Управленческое решение. Этапы и виды принятия управленческих решений.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением. Роль и место заведующего в системе дошкольного учреждения. Основные направления деятельности заведующего. Делегирование полномочий между заведующим и его заместителями. Примерная циклограмма деятельности заведующего и его заместителей. Личность и стиль управления заведующего дошкольным учреждением. Овладение творческим стилем управления.

Информационное обеспечение управления дошкольным учреждением. Управление дошкольным учреждением как деятельность, носящая информационный характер. Сбор и анализ информации о дошкольном учреждении для построения программы его развития. Методы сбора информации (наблюдение, структурированное интервью, неструктурированное интервью, интервью-консультации, анкеты, дневники, ежедневники, групповой анализ). Качество работы с информацией и показатели ее оценки. Содержание и способы формирования блоков информации. Совершенствование информационного обеспечения управления дошкольным учреждением.

Основы делопроизводства дошкольного учреждения. понятие о нормативных документах, их группировка. Классификация нормативных документов по содержанию: программно-целевые, распорядительные, инструктивно-методические; по времени действия: постоянного действия, долговременные, кратковременные. Система работы заведующего с нормативными документами. Статистический отчет дошкольного учреждения. Структура и содержание примерной и индивидуальной номенклатуры дел дошкольного учреждения. Требования к ведению отдельных видов документации в дошкольном учреждении. Финансово-хозяйственная документация. Медицинская документация. Документация по организации питания детей. Своевременность и качество оформления документации. Порядок хранения документации дошкольного учреждения.

Финансово-хозяйственный механизм управления дошкольным учреждением. Основные положения хозяйственного механизма в образовании. Финансирование дошкольного образования как планово-государственное мероприятие. Основные источники финансирования дошкольного учреждения. Правила финансирования из бюджета. Смета расходов дошкольного учреждения, правила ее составления. Порядок взимания платы за содержание детей в дошкольном учреждении. Дополнительные источники финансирования дошкольного учреждения. Организация платных дополнительных услуг в дошкольном учреждении. Примерная дифференциация услуг: оздоровительные, медицинские, развивающие, образовательные. Положение о платных услугах. Штатное расписание дошкольного учреждения, основные правила его составления. Организация контроля за планово-финансовой деятельностью дошкольных учреждений.

Организация питания в дошкольном учреждении и контроль за ним. Питание и здоровье дошкольника. Рациональное питание и развитие детей. Организация питания детей в дошкольном учреждении. Питание ребенка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Режим питания. Составление меню-раскладок. Организация процесса питания детей ясельного и дошкольного возраста. Питание детей с отклонениями в состоянии здоровья. Воспитание гигиенических и эстетических навыков приема пищи. Санитарный режим пищевого блока. Прием, транспортировка и хранение пищевых продуктов. Технология приготовления пищи. Личная гигиена работников пищеблока. Контроль за организацией питания детей в дошкольном учреждении. Основные методы контроля. Органолептическая оценка пищи. Оценка эффективности питания детей. Документация по питанию. Роль родительского комитета и общественности в организации питания детей. Совет по питанию в дошкольном учреждении.

Правовое регулирование труда работников дошкольных учреждений. Структура, функции, развитие и принципы трудового права Республики Беларусь. Правовое положение трудового коллектива дошкольного учреждения. Правила внутреннего трудового распорядка в дошкольном учреждении. Порядок приема, перевода и увольнения работников дошкольных учреждений. Трудовой контракт. Документы для оформления трудовых отношений: приказы по личному составу, личная карточка, личное дело. Порядок ведения трудовых книжек. Труд временных работников. Совместительство. Совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и увеличения объема выполняемых работ. Основные обязанности работников и нанимателей и ответственность за их выполнение. Виды и режим рабочего времени в условиях дошкольного учреждения. Виды отдыха. Дисциплина труда. Обеспечение трудовой дисциплины. Система поощрения и наказания. Охрана труда работников дошкольных учреждений. Правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии.

Планирование работы дошкольного учреждения. Сущность, задачи, принципы планирования. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управленческого цикла. Виды планирования (перспективное, годовое, месячное, календарное) и формы (текстовая, графическая, схематическая, планшетная, циклограмма, картотека дел). Условия эффективного планирования: педагогический анализ проделанной работы, актуальность задач на планируемый период, выбор оптимальных путей и средств, позволяющих перевести работу дошкольного учреждения на новый уровень. Годовой план дошкольного учреждения. Структура годового плана: 1) вводная часть (анализ работы за истекший период, годовые задачи, предполагаемые результаты); 2) содержание работы (организационно-педагогическая работа, работа с кадрами, руководство и контроль, работа с родителями, административно-хозяйственная работа). Технология разработки годового плана: педагогический анализ работы дошкольного учреждения за предыдущий год; определение достигнутого уровня развития дошкольного учреждения; формулировка задач на новый период; выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития; корректировка структурной формы плана и определение ответственных лиц за составление каждого раздела; комплектование творческих групп для разработки разделов плана; инструктаж участников творческих групп; составление разделов плана творческими группами; обсуждение проектов разделов плана; координирование плана заведующим и заместителем заведующего по основной деятельности; обсуждение проекта плана в коллективе; утверждение плана работы дошкольного учреждения на год.

Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении. Понятие, задачи и критерии результативности методической работы. Содержание методической работы в дошкольном учреждении. Методическое обеспечение педагогического процесса в дошкольном учреждении заместителем заведующего по основной деятельности. Формы методической работы в дошкольном учреждении: индивидуальные (посещение групп с последующим анализом, взаимопосещения, консультации, личный показ методов и приемов работы, самообразование), коллективные (педсоветы, семинары, открытые просмотры игр, занятий, прогулок и других мероприятий у опытных воспитателей с последующим коллективным обсуждением, коллективные консультации, наставничество). Эффективность новых, активных форм методической работы (пресс-конференция, педагогический ринг, методический фестиваль, творческий отчет, беседа за круглым столом, педагогический КВН, деловая игра и др.). Организация работы с педагогическими кадрами на диагностической основе. Функции и принципы педагогической диагностики, способы и порядок проведения. Организация работы методического кабинета дошкольного учреждения. Его основные функции. Подбор литературы, пособий и оборудования для методического кабинета. Критерии эффективности работы методического кабинета.

Организация работы Совета педагогов дошкольного учреждения. Состав совета педагогов. Планирование заседаний Совета педагогов. Разновидности (группы) педагогических советов: по формам организации (традиционный педагогический совет, педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов, нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции, заседания педагогического клуба); по видам (тематический, итоговый педсоветы); в зависимости от поставленных задач (инструктивный, проблемный, оперативный педсоветы). Система подготовки заседаний Совета педагогов. Технология проведения заседаний Совета педагогов. Значение решений педагогического совета в повышении качества образовательной работы в дошкольном учреждении.

Инновационная деятельность дошкольного учреждения. Педагогическая инноватика как область науки, изучающая процессы развития образовательного учреждения, связанные с созданием новой практики образования. Понятия «новое», «новшество», «нововведение», «инновация», «инновационная деятельность педагога». Создание инновационного банка в дошкольном учреждении. Этапы инновационной деятельности в дошкольном учреждении: определение потребности в нововведении; сбор информации о нововведении, выбор нововведения, принятие решения об использовании нововведения, прекращение использования новшества. Показатели инновационного потенциала педагогического коллектива: восприимчивость и отношение к новшествам; подготовленность к освоению новшеств, степень новаторства педагогов. Классификация нововведений. Значение инновационной деятельности в повышение качества дошкольного образования. Контроль и регулирование инновационных процессов.

Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Понятие «передовой педагогический опыт», критерии его отбора: новизна, актуальность, перспективность, высокая результативность и эффективность, стабильность результатов, репрезентативность, оптимальность, научность. Этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта: постановка цели, отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, выбор средств и методов изучения, выдвижение гипотезы, составление плана изучения, обобщение сходных форм передового опыта и выведение достоверных характеристик, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта. Уровни и классификация передового педагогического опыта. Формы описания передового педагогического опыта (тезисы, статьи, педагогические дневники, монографии). Коллективные формы обобщения и распространения передового педагогического опыта (школа передового опыта, методические семинары-практикумы, методические объединения в базовых дошкольных учреждениях; педагогические чтения; курсы повышения квалификации; научно-практические конференции).

Управление качеством дошкольного образования. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Оценка качества дошкольного образования. Продуктивный, процессный, маркетинговый, системный подходы к оценке качества. Этапы, процедуры и методики оценки систем управления качеством дошкольного образования.

Планирование системы контроля в дошкольном учреждении. Контроль как функция управления образовательным процессом, назначение, сущность, взаимосвязь с другими управленческими функциями. Система контроля (изучение документации; педагогический совет; карта наблюдений ноу-хау; индивидуальные планы работы управленческих кадров; циклограммы контроля; планы-схемы наблюдений; карточки анализа занятий). Требования к осуществлению контроля за образовательным процессом: создание единой системы контроля, планирование, выявление причин и следствия недостатков, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение, системный подход, гласность подведения итогов. Алгоритм функции контроля: цель контроля – объект контроля – планирование контроля – сбор информации – анализ изученного – рекомендации и пути исправления указанных недостатков – проверка исполнения рекомендаций. Виды контроля. Целевые виды контроля (оперативный, тематический, предупредительный, поисковый, взаимопросмотр, сравнительный, результативный, срезовый, выборочный). Сопутствующие виды контроля; ребенок – родитель – учредитель – воспитатель – заместитель заведующего по основной деятельности. Методы контроля за образовательным процессом (наблюдение, анализ документации, изучение уровня развития детей).

Аттестация педагогических и руководящих кадров в дошкольном учреждении. Понятие, цель аттестации и основные принципы (коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок). Аттестационная комиссия, ее состав, процедура создания. Порядок проведения аттестации. Изучение педагогической деятельности аттестуемых. Нормативные критерии уровня квалификации педагогов. Цель, организация и проведение квалификационного экзамена. Решения, принимаемые по результатам аттестации (присвоить, не присвоить, подтвердить, снизить квалификационную категорию). Контроль за правильностью проведения аттестации. Трудовые споры, связанные с результатами аттестации.

Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Понятие и характеристика социально-психологического климата учреждения. Показатели благоприятного психологического микроклимата. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе. Параметрия личностных качеств руководителя. Причины и виды конфликтов в коллективе. Пути и способы предупреждения и разрешения конфликтов. Кодекс поведения в конфликте.

Государственные органы управления в области дошкольного образования. Система и структура органов управления дошкольным образованием. Законодательная власть. Специалист по дошкольному образованию отдела образования: должностные обязанности, квалификационная характеристика. Организация и содержание методической работы в районе (городе). Функции и содержание инспектирования дошкольных учреждений. Этика проверяющего.

Лекция 1

Становление и развитие системы дошкольного образования

В Республике Беларусь

Наши рекомендации