Факторы и стимулы гендерного развития подростков
Основным социальным фактором, способствующим гендерному развитию подростков, является семья. Сложнейшие процессы, происходящие в нашем обществе, отражаются на жизнедеятельности современной семьи. Как наиболее личностная, интимная сфера человеческой жизни, она особенно остро воспринимает социальные искажения и противоречия. В настоящее время изменились и традиционные функции семьи, а также распределение ролей между ее членами. Именно поэтому проблема поло-ролевого воспитания в современной семье стоит достаточно остро.
В свою очередь загруженность взрослых служебными делами, добыванием самого необходимого для жизни приводит к тому, что им катострафически не хватает времени на занятия с детьми, на их воспитание, на повышение уровня своей педагогической культуры, приобретение знаний по проблемам семьи. С другой стороны, поток информации по вопросам поло-ролевых взаимоотношений, её «открытость» для детей благодаря средствам массовой коммуникации вызывают законную тревогу родителей, педагогов и психологов. Зачастую она не ведет к повышению и культуры взрослых, необходимой им для воспитания детей.
Таким образом, возникает потребность говорить об адекватных времени социальных изменениях и требованиях в обществе к воспитанию будущих мужчин и женщин, мужей и жён, матерей и отцов, то есть о поло-ролевом воспитании в широком смысле [21, c. 19].
Как отмечает А.В. Данильченко: «Современное общество столкнулось с рядом проблем, касающихся взаимоотношения полов, причиной которых можно считать недостаточное, а порой неверное, искажённое воспитание девочек и мальчиков в семье, в школе, средствами массовой информации, невысокий уровень или вовсе отсутствие должной подготовки к семейной жизни, утрата ценностей семейной жизни, нивелирование роли семьи в постиндустриальном мире» [22, c. 42].
В настоящее время во многих странах ролевая структура семьи изменилась: наблюдается большая симметричность их функций, повышение авторитета и влияния женщин, изменение представлений о главе семьи, то есть переход от традиционной модели лидерства, когда жена и муж делят между собой лидерство в семье в разных ее сферах.
Имеющиеся данные о гендерных отношениях между супругами не позволяют нарисовать целостную картину, так как многие аспекты до сих пор не изучены. Однако можно сказать о том, что последствия таких отношений могут препятствовать формированию гармонии в семье. Особенно проблема становится актуальной, когда в семье появляются дети, причем, чем старше они становятся, тем более сложные гендерные проблемы возникают между родителями и детьми. Важным является взаимодействие между родителями и детьми-подростками, так как именно в этом возрасте дети в большей степени нуждаются в общении со взрослыми, в понимании со стороны родителей.
По данным Э. Маккоби [23, c. 318] гендерные роли матери и отца по отношению к детям подросткового возраста различаются в следующих аспектах:
1 разделение видов ответственности за детей;
2 стили поведения матери и отца;
3 демонстрация в поведении гендерно-типических черт своего пола;
4 различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери;
5 желание усиливать половую конвергенцию по отношению к детям.
Все эти особенности влияют на отношения, которые складываются у матери и отца с детьми-подростками.
К 10–12 годам (ранний подростковый возраст) наблюдается повышение интереса к вопросам пола, больше внимания уделяется деталям, волнующих подростка вопросов. Многие специалисты считают, что взрослым более правильно самим начинать разговоры с детьми на эти темы, не дожидаясь вопросов. Рекомендуется рассказывать девочкам о менструациях, а мальчикам о поллюциях. Лучше, «если ребёнок узнает это на год раньше, чем на час позже». Перестройка подросткового организма неизбежно ставит новые проблемы перед взрослыми; биологические изменения в организме приводят к изменениям интерсексуальных отношений между полами. В этот период на взрослых ложится ответственность в представлении информации не только гигиенического плана, но и в оценивании более широко наступивших изменений в организме.
Также необходимо отметить, что важной частью полового воспитания является выработка родителями у дочери или у сына понимания определений «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал их смысл, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции. Поэтому нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае.
Весьма волнующей для родителей в старшем подростковом возрасте, является проблема подростковой дружбы мальчиков и девочек. Именно в этом возрасте к человеку приходит первая любовь, и родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребёнка от этого счастья, или закрыть на всё глаза и довериться сознательности своих детей. Если поло-ролевое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно, и родители научили сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, они могут не беспокоиться: никаких неприятных последствий первая любовь не принесёт. Если до подросткового возраста половым воспитанием родители не занимались всерьёз, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.
Выделяют критерии, которые обуславливают становление сексуальности мальчиков и девочек-подростков в их понимании. Фактурная структуру сексуальности мальчиков (в их понимании) имеет следующий вид: осознание своей психологической неготовности (нерешительность при знакомстве с девочками), положительная оценка своего полового статуса (считают себя хорошо развитыми в половом отношении), стремление больше уделять внимания своему физическому совершенствованию, понимание того, что не следует спешить быть настойчивым в половых взаимоотношениях.
Критерии сексуальности девочек (с их точки зрения): осознание необходимости быть более психологически раскованной, чтобы преодолеть волнение и застенчивость, стремление лучше разбираться в вопросах пола, чтобы преодолеть различные психологические комплексы; положительная оценка своего полового статуса; осознание важности знаний о сексуальности и соблюдении правил здорового образа жизни.
Таким образом, задача родителей, в данном случае, сводится к тому, чтобы сформировать у подростков правильное представление об их сексуальности и половом развитии [24, c. 57 – 58].
Негативно скажется на развитии ребёнка воспитание, когда родители не предпринимают усилий для формирования полноценной половой идентичности. Наивность сына или дочери в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, возможны проблемы в общении со сверстниками, отсутствие друзей. Ощущение своей неполноценности может вызвать отрицательные переживания ребёнка, омрачить его последующую жизнь.
Половое воспитание девочки-подростка преследует одну важную цель – воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, уметь адекватно вести себя с представителями противоположного пола в подростковом возрасте и когда станет взрослой.
Девочкам-подросткам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, девичьей чести и стыдливости.
Очень важный момент в семейном поло-ролевом воспитании – своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Девочки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. В ряде случаев это приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как ранняя беременность, употребление спиртных напитков и курение. В понятие «поло-ролевое воспитание» применительно к девочкам-подросткам входит также профилактика многих инфекционных заболеваний. Ведь они – будущие матери, и поэтому беседы с ними должны вестись с детства.
Важной задачей поло-ролевого воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Взаимоотношения с каждым должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее. Прежде всего, в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своём исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться женственной, красивой, слабой. Она должна знать и помнить, что высшее предназначение в жизни, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в подростковом возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. Еще одна задача полового воспитания девочек-подростков – целомудренность помыслов, отношений и встреч. Неправильное поведение девочек часто приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.
Ни родителям, ни учителям, ни другим взрослым не надо уклоняться от сексуального воспитания девочки-подростка. Чем больше внимания будет ей уделяться в детстве и отрочестве, тем больше шансов, что её семейная жизнь в последующем будет благополучной. При правильном половом воспитании девочкам-подросткам свойственны естественные, доброжелательные, лишённые болезненной настороженности отношения к мальчикам своего возраста, способность дружить с ними, общаться, учиться.
Необходимость правильного поло-ролевого воспитания мальчиков остро ощущается в подростковом возрасте. С 13–14 лет они становятся, чрезвычайно влюбчивы. Правда, в большинстве случаев пределом их мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается.
Правильное отношение к женскому полу должно закладываться с самого детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. С одной стороны, оно настолько многогранно, а с другой – связано с иными аспектами воспитания, что, можно сказать, воспитан ли тот или иной человек всего по одной характеристике – как он разговаривает с женщиной [21, c. 23].
По мнению И.Г. Малкиной-Пых, воспитание подростка в семье в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с родительским. Она выделяет некоторые особенности отношения родителя к ребёнку своего и противоположного полов:
1) каждый родитель хочет быть образцом для своего ребёнка. Он заинтересован в том, чтобы обучить его секретам собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери – дочерям.
2) каждый родитель проявляет в общении с подростком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребёнок. Привычные гендерные стереотипы переносятся на подростка
3) родители сильнее идентифицируют себя с детьми своего, нежели противоположного пола [25, c. 9].
При поло-ролевом воспитании мальчиков и девочек-подростков следует обращать внимание и на выработку правил поведения в браке, в том числе и в период интимной близости. Ведь в семьях, где оба супруга правильно воспитаны в сексуальном отношении, при прочих равных условиях любовь сохранится дольше, а ссор и разводов будет меньше, чем в тех, где при воспитании подростков сексуальной грамотности внимания не уделялось. Конечно, если многое в поло-ролевом воспитании упущено, то это еще не значит, что потеряно. В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребёнка. Это психологическая консультационная служба, психолого-педагогические кабинеты в поликлиниках. Зачастую в тех или иных гендерных дефектах ребёнка прямо или косвенно «повинна» семья и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.
Поло-ролевое воспитание даёт способность оптимизации психосексуальной дифференциации не только в подростковом возрасте, но и на различных этапах развития и формирует ответственное партнерство, супружество и родство.
Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, его эффективность возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимодействия.
Одним из таких социальных институтов является школа с её учебной и внеучебной деятельностью. Она осуществляет работу по формированию гендерно демократичных взаимоотношений в учебном коллективе, повышению гендерной культуры педагогов и учащихся, воспитанию у обучающихся терпимости к индивидуальным особенностям каждой личности, признанию её права на самоопределение и самовыражение [26, c. 25].
Распространение гендерных знаний может осуществляться по нескольким направлениям. Одно из них – включение в учебные планы дисциплин по гендерной тематике, которые, безусловно, будут способствовать формированию гендерной культуры подростков («Основы гендерных исследований», «Гендерная психология», «Гендерная социология » и т. д.).
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного этапа гендерного образования вообще является качество преподавания гендерных дисциплин, которое определяется, в первую очередь, степенью развитости гендерного сознания преподавателя, читающего гендерные курсы; разработанностью той области научного знания, на которой базируется преподаваемая дисциплина; обеспеченностью методическими материалами, необходимыми для полноценного оснащения учебного процесса [27, c. 47,49].
Однако следует отметить, что в настоящее время гендерные дисциплины не входят в школьную программу, поэтому далеко не в полной мере учитываются гендерные различия школьников в учебно-воспитательном процессе, в ходе которого педагоги не в состоянии предоставить подрастающему поколению полноценную возможность усвоения гендерных установок, и ролевых моделей, соответствующих требованиям современного социума, в силу преобладания женщин в педагогических коллективах. Статистические данные показывают, что Республика Беларусь является одним из лидеров по степени феминизации системы образования (80%), уступая лишь США (84%).
Можно констатировать и достаточно низкий уровень преподавательского состава средних школ. Это проявляется, прежде всего, в незнании преподаваемой дисциплины с гендерной проблематикой, нежелании обсуждать данные проблемы с учащимися, отсутствии информации о новейших разработках и исследованиях в данной области, разделении стереотипов о способностях и поведении, подобаемом представителям обоих полов. Всё это самым негативным образом сказывается на развитии личности подростков, так как, безусловно, главной фигурой процесса формирования гендерной культуры выступает личность подростка.
Неправильная реакция педагогов, например, на проявление детской сексуальности только акцентирует внимание подростков на этой проблеме. Совершенно ясно, что ни в самом сексуальном развитии, ни в любых его конкретных проявлениях нет ничего плохого. Плохим или хорошим, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к ним, в том числе паническое, которое должно расцениваться либо как проявление глубокого невежества, либо как признак безнравственности.
Как отмечалось ранее, нужно оберегать первую дружбу мальчиков и девочек-подростков, но это не означает занять просто позицию невмешательства. Этой дружбе надо помочь, направить ее, уберечь. Строгость в воспитании нужна, но это должна быть умная, добрая, справедливая строгость.
Осуществляя формирование гендерной культуры подростков, школа наравне с семьей закладывает основы будущих гармонических супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.
Подростки должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определённые анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания. У каждого подростка должен быть сформирован нравственный идеал семьи, понимание ценности и необходимости для человека, как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, преодоления жизненных трудностей.
Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относится. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти элементы с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваться первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.
Очень важным в формировании культуры подростков является взаимодействие и единство намерений семьи, школы, учреждений внешкольного образования и воспитания. Для взаимодействия семьи и школы существуют достаточно неплохие условия. Это может выражаться в проведении тематических родительских собраний, совместных мероприятий с участием родителей и детей, туристических походов [26, c. 26].
Школьная система довольно индифферентна в отношении половых различий, что проявляется при составлении учебных планов и программ, имеющих (содержательную безадресность). В современных учебных планах и содержании учебных предметов доминирует технократическая, естественнонаучная направленность, ставящая целью вероятное включение хорошо подготовленного специалиста в технологический процесс. При этом процесс обучения ориентирован на выработку у учащихся таких качеств, которые по психофизиологическим характеристикам ближе к женским: прилежания, внимания, усидчивости, сосредоточенности и дисциплины.
Данное противоречие и несбалансированность содержат в себе механизмы формирования неспецифической направленности умственного развития обоих полов и «в определенной степени способствуют возникновению социальных искажении». Если можно наблюдать достаточно лояльное отношение девочек-подростков к формам и содержанию учебной работы, то у мальчиков их возраста зачастую довольно резко проявляется негативизм не только к системе взаимоотношений в школе, но и к учебе вообще.
Стиль общения, избираемый преподавателем во время учебной деятельности, в котором неизбежно находят отражение его личные установки во области гендера является еще одним не мало важным фактором гендерной социализации в средней школе. Как известно, для полноценного психического развития подростка необходимы открытость и диалогический характер его контактов с внешнем окружением. Закрытость, монологичность и защитный характер взаимодействий приводят к девиациям в его развитии. Исследователями, сталкивающимися с проблемой педагогического общения, неоднократно указывалось, что «основной чертой сложившейся учебно-воспитательной системы является ее монологичность и закрытость».
Подросток в процессе воспитания и обучения пассивен и находится в подчиненном положении (своего рода «объект»), ведущая и определяющая роль отводится педагогу («субъекту»), что обезличивает и унифицирует сущность подростка. Только открытый диалог учителя и школьника создает оптимальные предпосылки для развития положительной мотивации учения, раскрытия творческого потенциала ученика, формирует позитивные личностные качества, а это возможно лишь при постоянном учете педагогом гендерных особенностей, воспитания и эмоциональной сферы представителей различных полов.
Речевые конструкции, используемые педагогами, не просто подтверждают, но и многократно усиливают знания о гендерных ролях, полученных в семье. Так, отбор детей происходит, прежде всего, по признаку пола (в качестве примера могут выступать фразы типа «Девочки строятся с одной стороны, а мальчики – с другой»). В то же время учителя перебивают девочек гораздо чаще, чем мальчиков, поощряя, таким образом, мужское доминирование в обществе и женскую пассивность.
В подростковом возрасте успеваемость школьников и их социальное поведение интерпретируются учителями в рамках разделяемых ими гендерных стереотипов. Так, мальчиков-подростков хвалят, прежде всего, за знания, девочек – за послушание и прилежание. Агрессивность и другие формы нарушения норм поведения порицаются в отношении всех школьников, но мальчикам-подросткам уделяется несоизмеримо больше внимания – и оттого, что мальчики потенциально чаще нарушают порядок, и в результате действия гендерных стереотипов, когда от них ожидается подобное поведение.
Анализ установок преподавателей в отношении гендера, реализуемых ими в процессе профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1) педагоги демонстрируют наличие у себя стереотипов в отношении гендеров. Это проявляется в ожидании высокого уровня способностей у учащихся определенного пола, что коррелирует с мнением, разделяемым обществом;
2) пол учащихся не всегда учитывается в учебно-воспитательном процессе, хотя зафиксирована высокая степень осознания необходимости этого педагогами белорусских средних школ (74% респондентов высказались положительно по данному вопросу);
3) в целом проблема гендера нова и малознакома учителям (52% указывают на то, что данное понятие они встречают впервые). С одной стороны, педагоги с трудом представляют связь своего предмета и гендерной социализации (74% респондентов не стимулируют изучение учащимися роли и статуса женщин и мужчин в истории их дисциплины), а с другой – не обладают сведениями о новейших исследованиях в области гендерных отношений, проводимых психологами, социологами, педагогами и представителями других наук (83%). При этом фиксируются достаточно низкая степень осознания себя агентами гендерной социализации (22%) и недостаточность или отсутствие учебно-методической литературы по гендерной проблематике в обиходе учителей предметников (100%);
4) отношение преподавателей, работающих в средних школах, к обучению, дифференцированному по признаку пола, положительно (53% предпочли бы работать в классах с раздельным обучением, из них с мальчиками – 62%, с девочками 48%). Впрочем, есть основания предполагать, что зачастую это происходит в силу действия стереотипа о больших способностях к некоторым областям знаний, присущих представителям одного из полов (17% педагогов склонны считать, что только у учащихся определенного пола могут быть способности к их предмету).
Важнейшей характеристикой общения на уроке является тот стиль взаимоотношений с учащимися, который избирается педагогом. Для гендерной социализации в системе образования особое значение имеют следующие аспекты:
– использование специальных слов при обращении к части аудитории одного пола;
– частота обращений к учащимся по имени;
– тенденция обращаться с равной частотой к мужской и женской частям аудитории;
– позитивное влияние вербальных реакций учителя на всех учеников вне зависимости от их пола;
– наличие\ отсутствие негативных реакций в отношении подростков определенного пола [28, c. 38 – 40].
Как упоминалось ранее, важным фактором развития гендерной культуры подростков является согласованность действий семьи и школы. Она выражается в следующих направлениях:
1) цели воспитания. В современной ситуации наблюдается рассогласование целей гендерного воспитания в семье и школе. В семье они зачастую или не выдвигаются, или формируются житейские, прагматические цели, отражающие систему ценностей конкретных родителей. Гендерное воспитание в простейших форма должно начинаться уже в дошкольных учреждениях, а затем продолжаться в школах. В школе следует расширять опыт опосредствованного взаимодействия мальчиков и девочек, ответственного отношения к людям другого пола. У подростков следует развивать стремление соответствовать требованиям, которые общество предъявляет к отношению мужчины и женщины.
2) стиль общения взрослых с подростками. На практике наблюдается достаточно большое расхождение между стилем поведения мужчин-отцов и педагогов и женщин-матерей и педагогов. Педагогам необходимо больше внимания уделять выработке совместной с отцами и матерями позиции в отношении их ребёнка с позиции пола, объяснять свои социальные требования, ограничивать эмоциональные влияния, оценочные и другие воздействия, побуждать родителей к общению с подростками в тех видах деятельности, которые развивают его гендерные качества.
3) ориентация взрослых. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению образовательных, технократических, предметных, деятельностных ориентаций взрослых – и родителей, и педагогов. Не меньшее место должны занимать гендерные ориентации взрослых: на воспитание здорового образа жизни детей, на обеспечение соответствующего физического, личностного, культурного, творческого роста; на подготовку к овладению семейными ролями, которые поощряются в обществе.
4) роли и позиции взрослых. Гендерное воспитание предполагает взаимное согласование ролей между педагогами и родителями – в соответствии с половыми особенностями, уровнем сформированности их гендерных качеств, компетентности в вопросах психологии, медицины, воспитания, социально-психологического опыта. Роли и позиции взрослых предполагают их непротиворечивость, неконфликтность, принятие взаимных ценностей, взглядов, установок, готовность выстраивать отношения с детьми на гендерных основах. При определенных условиях родители могут выступать в качестве заказчиков профессиональной организации гендерного воспитания в образовательном учреждении (например, в женских лицеях).
5) содержание гендерного воспитания. Оно составляет донесение до подростков основных ценностей маскулинного или феминного образа жизни, раскрытия основных функций соответствующих гендерных ролей, показ конкретной реализации гендерных моделей поведения. Содержание может оформляться в виде индивидуальных (групповых) гендерных программ и доводиться подросткам в свободной форме.
6) основные методы воспитания. Гендерное воспитание предполагает поиск таких методов воспитания, которые максимально эффективно обеспечивали бы единство сознания, переживаний и поведения детей. Это могут быть наблюдения за поведением представителей конкретного пола, за выполнением ими профессиональных обязанностей; анализ ситуаций неправильного и аморального поведения; искренние задушевные беседы –диалоги, собственная практическая деятельность по тренировке соответствующих умений и навыков.
7) деятельность воспитанников. Гендерное воспитание предполагает организацию специальной деятельности подростков – практической, выборочной, опосредствованной переживаниями, внутренне мотивированной. Трудность ее организации состоит в том, что главным ее предметом является целостная социальная роль – мужчины (женщины). Достоинство – равенство позиций со взрослыми (педагогом и родителями), возможность взаимодействовать с представителями противоположного пола и оценивать себя с гендерных позиций.
8) предметная среда. Гендерное воспитание не может замыкаться в каком-то одном пространстве; оно непременно должно выйти за пределы школы. Среде следует быть разнообразной по содержанию, мобильной, вариативной, развивающей, трансформируемой. Организуют её, прежде всего, педагоги, но большую помощь могут оказывать и родители. Возможно, впервые дом, семья станут для подростка не только «средой обитания», но и средой обучающей и воспитывающей. Подросток сможет соотнести собственные условия жизни с идеальными, желаемыми, осознать функции мужчины (женщины) в обеспечении и благоустройстве этой среды.
9) темп деятельности. Важным условием организации гендерного воспитания является обеспечение ритмичности соответствующей деятельности, темп которой определяется ее предметом и структурой. Он должен учитывать собственные возможности и способности мальчиков и девочек-подростков, интересы педагогов-организаторов и родителей. В организации гендерного воспитания нежелательны перерывы, поскольку они расхолаживают ребёнка, растренировывают соответствующие умения и навыки.
10) оценивание. Специфика гендерного воспитания состоит в особой организации оценивания. В повседневной жизни имеет место оценивание человека по гендерным качествам. Оно не учитывает реальный уровень развития соответствующих умений и навыков, а имеет субъективный, тенденциозный характер и, начинаясь в дошкольном детстве, продолжается в школе и во взрослой жизни. Происходит перенос оценок гендерных качеств на профессиональные, организаторские качества и наоборот. Оценка родителями гендерных качеств подростка нередко противоречит оценкам педагогов, которые порой вообще не учитывают данный аспект оценивания. Мужчины иногда более пристрастны по сравнения с женщинами в оценивании подростка. Необходимо безусловное принятие личности ребёнка даже при наличии физических или психофизических недостатков. Целесообразно развивать у воспитанников внутреннее самооценивание, основанное на рефлексе гендерных и прочих качеств.
11) преемственность. Она является объективным условием реализации гендерного воспитания и должна состоять в объединении взглядов на сущность данного направления воспитания педагогов и родителей, на совместный поиск средств его реализации, на взаимное обучение детей образу жизни, соответствующему женской или мужской природе. В ней заложено позитивное отношение к подростку, глубокое понимание его индивидуальности.
12) актуализируемые черты характера. Гендерное воспитание должно пробудить в подростке специфические качества маскулинности (феминности), здоровый интерес к своей физиологической и психической природе и гендерным особенностям окружающих людей, уверенность в себе, в тех, кто его окружает, ответственность, чувство собственного достоинства. Растущий человек обязан развивать свою индивидуальность благодаря разумно организуемой системе гендерного воспитания, трезвой любви родителей и близких людей, уважительному отношению к нему педагогов.
Таким образом, гендерное воспитание является процессом объективно трудным для организации, так как предполагает согласование усилий педагогов и родителей, новый взгляд на природу подростка и создание воспитательных ситуаций, которые позволили бы подростку раскрывать свои наиболее привлекательные качества [29, c. 80 – 84].
Большую роль в воспитании гендерной культуры подростков призваны играть учреждения внешкольного образования и воспитания, являющиеся частью единой системы образования Республики Беларусь. Для осуществления успешного гендерного воспитания педагогу внешкольного учреждения необходимо работать в нескольких направлениях, одним из которых является изучение биологических, возрастных и психофизиологических особенностей мальчиков и девочек-подростков, и использование полученных знаний на практике. Дети разного пола по-разному воспринимают информацию. Девочки – натуры более романтичные, эмоциональны. Они нацелены больше не на результат, а на сам процесс, который приносит им удовлетворение. А мальчики больше нацелены на результат на признание их успеха. И движутся они к этой цели через упорство, терпение, проявляя природную силу и мужество.
Девочки-подростки являются более конформными и внушаемыми, чем мальчики. Мальчики превосходят девочек в деятельности, требующей, пространственных способностей, а девочки превосходят их по вербальным способностям. Мальчики-подростки больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношение между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки – ради установления контакта. Для мальчиков подростков очень важен предмет оценки в их деятельности, а для девочек непосредственно оценивающий педагог. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении. Для девочек важно произведенное ими впечатление, а мальчики подростки лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательность, аккуратность исполнения у них невелика. Это лишь немногие из особенностей мальчиков и девочек данного возрастного этапа.
Безусловно, возможны исключения, однако если педагог обладает знаниями о характерных биологических, возрастных и психофизиологических различиях детей, то воспитательный процесс, организованный им, становится более эффективным и приобретает творческую направленность. Она выражается в творческом подходе к организации процесса воспитания гендерной культуры подростков в зависимости от ситуации, возраста учащихся, сложившихся взаимоотношений в коллективе. Кроме того, необходимы:
1) своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что отклонением от нормы. Педагоги обязаны помнить, что их реакция на все эти проявления – один из важных путей воспитания гендерной культуры;
2) примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей собственные конфликты, не следует выяснять при них свои отношения. Учителю необходимо обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод нравственно-полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т. д.
3) сообщение ученикам, определенным образом ориентированной информации как ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек-подростков. Большое значение имеют рекомендации специальной литературы и их обсуждение.
Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для воспитания гендерной культуры подростков могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какой-либо род деятельности, который следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах процесса воспитания гендерной культуры. Поэтому любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку не вообще, а с позиции существования двух полов, важности и общественной ценности определённого характера различий между ними [26, c. 26 – 27].
Следует также отметить, что не последнюю роль в формировании гендерной культуры подростков играют средства массовой информации (книги, кино, телевидение).