Методы оценки остроты зрения у детей раннего возраста
В диагностике нарушений зрения у детей раннего возраста значительные трудности представляет оценка остроты зрения. Острота зрения—базовая зрительная функция, которая лежит в основе зрительного восприятия ребенка. Снижение остроты зрения в раннем возрасте приводит к нарушению процесса зрительного восприятия и, как следствие, к задержке психического и двигательного развития младенца.
Стандартные тесты для оценки остроты зрения взрослых людей не подходят для не владеющих речью детей, так как они требуют определенного контакта с ребенком, который должен не только различить предъявленный стимул, но узнать его, корректно интерпретировать и реагировать на требования врача офтальмолога.
У детей раннего возраста оценить остроту зрения и выявить ее снижение можно только объективными методами (по поведенческим реакциям ребенка и с помощью ЗВП).
Среди объективных методов оценки состояния зрительных функций по поведенческим реакциям широко известен метод зрительного предпочтения (preferential-looking method — PL), который впервые был предложен Р. Фантцем в 1963 г. Несколько позже появились его различные модификации: метод вынужденного выбора (forced-choice preferential–looking method — FPL) и оперантного предпочтения (operant preferential-looking method — OPL).
Метод зрительного предпочтения состоит в анализе длительности зрительной фиксации младенцев при предъявлении одновременно двух карт: решетки и равного ей по освещенности однородного поля. Этот метод основан на врожденной способности младенцев, оказывать предпочтение структурированному объекту. Учитывая фиксацию взгляда и движения головы ребенка, исследователь может сделать вывод о том, различает ли ребенок предъявляемую решетку или нет. Увеличивая пространственную частоту решетки (количество черно-белых полос), можно определить порог разрешения, т.е. предел, при котором ребенок оба стимула воспринимает как неструктурированные и фиксирует взгляд с равной вероятностью, как на решетке, так и на гомогенном поле.
D. Teller с соавт. (1974) предложили метод вынужденного выбора (FPL). Младенцу предъявляют на экране два стимула (структурированный и гомогенное поле) справа и слева от фиксационной точки. Во время каждого исследования наблюдатель находится за экраном и не знает позиции стимула. Он следит за движениями глаз и головы младенца через отверстие, расположенное ниже фиксационной точки. Заключение основывается на одном или более показателях: начале и длительности фиксации, движении головы и выражении лица ребенка. Внимание ребенка поддерживается постукиванием наблюдателя по центру экрана или показом слайдов между предъявлениями стимулов. Оптимальный возраст для использования этого метода 1— 6 месяцев, когда младенец охотно следит за структурированными стимулами. Некоторые дети остаются чувствительными к тесту FPL до 9 или 12 месяцев.
У детей более старшего возраста используется техника оперантного предпочтения (OPL). Эта процедура была детально разработана D. Mayer, V. Dobson (1982). Ее отличие от метода FPL состоит в том, что для поддержания внимания и зрительного поведения детей применяются «подкрепляющие» стимулы (игрушки). Ребенку показывают игрушку только в том случае, если он опознает предъявляемый объект. Тестирование состоит из трех этапов: тренировки, во время которой ребенка обучают указывать рукой или взглядом на предъявляемый объект с тем, чтобы привести в действие «подкрепление»; этап — проверки, показывающий усвоил ли ребенок взаимосвязь между стимулом и « подкреплением», и заключительный этап — тестирования.
Эти методы обладают высокой точностью у детей раннего возраста и могут быть использованы не только для оценки остроты зрения, но и контрастной чувствительности и цветового зрения. Существенным недостатком этих методов, препятствующим их широкому применению в клинике, является длительность исследования, которое занимает от 1 до 1,5 часов.
Оптимальным методом оценки остроты зрения у детей раннего возраста является регистрация ЗВП на реверсию шахматных полей. В отличие от вышеописанных методов определение остроты зрения по ЗВП занимает от 10 до 20 минут. Он не требует словесного контакта с ребенком; необходимым условием является только фиксация взгляда на предъявляемом стимуле.
При определении остроты зрения ребенку вначале предъявляют шахматные поля с ячейками большого размера, затем постепенно снижают его до тех пор, пока регистрируют плохо различимый ЗВП. Этот размер ячеек соответствовует остроте зрения ребенка.
У детей с патологией зрительного анализатора острота зрения имеет низкие значения, что значительно снижает количество зрительной информации, поступающей в корковые зрительные центры, и приводит к вторичным депривационным изменениям, усугубляющим первичный зрительный дефект. Все это отрицательно сказывается на психическом и двигательном развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения. С целью предупреждения отставания в когнитивном и двигательном развитии ребенка необходима ранняя, с первых дней жизни, психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития слепых и слабовидящих детей.