Компетентностный подход в системе образования на современном этапе
Современная система российского профессионального образования должна быть ориентирована на результаты, эффективность и качество. Радикальные преобразования уже произошли, например: изменилась структура высшего профессионального образования, появились модульные технологии, балльно — рейтинговая система и зачетные единицы, вступили в силу ФГОС, ориентированные на формирование компетенций у студентов. Кроме этого, Правительство России подготовило план дальнейшей крупномасштабной модернизации всех уровней российского образования (11.10.2012 года Правительство России утвердило Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы).
Переходный период в системе профессионального образования требует нестандартного, творческого и инновационного подхода в решении организационных, методических и технологических задач. При этом не существует однозначных и типовых решений для этих задач в силу многих объективных причин: проводится Болонская реформа, происходят комплексные преобразования в структуре всей системы образования, меняется процесс взаимоотношения учебных заведений с профессиональными сообществами и внешним миром [1].
В связи с этим в российской системе образования, сформированной в другой эпохе, трудно реализуются задачи, в которых появились такие понятия как «потребности рынка труда», «ориентация на потребителя», «компетенции», «профессиональная компетентность», «образовательные услуги».
Задача внедрения компетентностного подхода, как методологического инструмента для переориентации государственных образовательных стандартов на проектирование результатов обучения, была поставлена перед профессиональным образованием с момента вхождения России в Болонский процесс [1, с. 61].
Компетентностный подход, как один из ведущих направлений модернизации российского профессионального образования, находит свое отражение в работах современных ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.А. Болотов, Э.Э. Сыманюк, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова и др.).
Сущность компетентностного подхода заключается в том, что весь процесс образования должен быть спроектирован под определенный результат, основанный на компетенциях и требованиях рынка труда. Если раньше результатом профессионального образования считалось получение квалификации, после освоения определенного количества знаний, умений и навыков, то теперь результатом считается определенный набор компетенций и соответствующий уровень профессиональной компетентности после оценки профессиональным сообществом (при наличии профессиональные стандарты и систему оценки соответствия им) или работодателями. Квалификация присваивается всем, кто успешно выполнил учебный план, и она обезличена, так как у всех одинаковая, и продемонстрировать ее можно наличием диплома. Для приобретения набора компетенций и демонстрации определенного уровня профессиональной компетентности необходимо наличие таких личностных качеств как: способности к получению знаний и умений, мотивы, установки и ценности, а так же определенные условия организации учебного процесса для обеспечения формирования профессиональной компетентности.
Комплекс проблем, возникающих во время переходного периода при реформировании системы образования, нашел научно-философское отражение в трудах таких ученых, как Н.Н. Моисеев, Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунский, Ф.Т. Михайлов, И.М. Ильинский, А.М. Новиков, Я.М. Нейматов, С.И. Плаксий и других. Проблемы, характерные для переходного периода, всегда обусловлены рядом классических противоречий между:
· лозунгами о переустройстве системы образования, псевдоинновациями, внедряющимися в образовательный процесс и отсутствием управления этим процессом;
· многообразием дидактических инновационных проектов и традиционной педагогикой, ориентированной на знания, умения и навыки.
Обозначим проблемы, которые возникают из выделенных выше противоречий:
· оперируя одними и теми же понятиями (компетенции, компетентность, результаты обучение и др.), исследователи вкладывают в эти понятия различное содержание, что затрудняет эффективную реализацию компетентностного подхода;
· методическая подготовка преподавателей не позволяет в полной мере трансформировать возможности педагогики в эффективные инновационные технологии, без которых невозможна практическая реализация компетентностного подхода;
· отсутствие механизмов, обеспечивающих эффективное сотрудничество образовательных учреждений, рынка труда и профессиональных сообществ, для достижения единой цели — получение конкурентоспособных, востребованных, владеющих современными технологиями и способными постоянно повышать свой профессиональный уровень выпускников.
Анализ публикаций, а также реализация практических шагов, направленных на внедрение компетентностного подхода в систему профессионального обучения (ФГОС, обновление учебно-методической документации, и т. д.), позволяет сделать заключение о существовании на сегодняшний день трех вариантов перехода на обучение, основанное на компетенциях:
1. Вариант замены понятий. Когда происходит подмена старого понятия «навыки» на новое модное «компетенции», при отсутствии четкого понимания сущности компетентностного подхода, а содержание, цели, методы и технологии остаются старыми.
2. Вариант применения инноваций. Когда в методах, средствах и организации учебного процесса используются такие инновационные технологии, как проблемные ситуации, метод проектов, e-learning, практико-ориентированные задания, активные методы познания, привлечение преподавателей практиков, не формальная организация производственной практики, исследовательские задания. Такая интеграция знаний, умений и личностных качеств может способствовать формированию необходимых компетенций.
3. Вариант системного подхода. Интеграция усилий образовательных учреждений, профессиональных сообществ и рынка труда для создания и выработки единого подхода к понятиям, принципам, методам и технологиям формирования необходимого набора компетенций и оценки их уровня.
По нашему мнению, вариант системного подхода для перехода к образованию, основанному на компетенциях, является более перспективным, но при этом необходимо учитывать тип учебного заведения, направление и уровень подготовки, существование профессиональных сообществ, структуру рынка труда. Проведя предварительный анализ обозначенных условий, мы можем выделить три направления, по которым может развиваться компетентностный подход:
1. Если в структуре рынка труда по направлению профессиональной подготовки существуют крупные компании или корпорации, которые могут предоставить возможность прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников. При таких условиях появляется возможность оформления соглашения (договора) между учебным заведением и крупной компанией (корпорацией) о едином подходе к набору необходимых компетенций и их уровне для различных должностей. Только крупные компании могут делать кадровый заказ учебному заведению и предоставлять свою производственную базу для доведения профессиональных компетенций до требуемого уровня. Такой подход позволит учебным заведениям разработать адекватные образовательные программы, в которых будет четко прослеживаться траектория формирования и шкала оценки уровня каждой компетенции с первого курса до последнего, учитывая начальный уровень личностных качеств и потенциал студента.
2. Если профессиональные сообщества проявят заинтересованность в получении качественно подготовленных специалистов и разработают необходимые профессиональные и личностные требования, предъявляемые к претендентам.Каждое профессиональное сообщество должно создать современные требования к компетенциям (аналог квалификационным требованиям) и участвовать в разработке профессиональных стандартов.
3. Если в качестве экспериментальной площадки для отработки механизма перехода системы профессиональной подготовки на компетентностную модель использовать дополнительное профессиональное образование. На сегодняшний день система дополнительного профессионального образования является самой мобильной и приближенной к реальному сектору экономики и рынку труда. Короткий образовательный цикл в системе профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации позволяет разработать и довести до совершенства модель подготовки, основанную на компетенциях с использованием различных инновационных технологий (например — модульные). Даже в сегодняшних условиях у системы дополнительного профессионального образования существует достаточный потенциал для сотрудничества с работодателями, рынком труда, социальными службами и многие учебные заведения используют этот потенциал в полной мере.
Мы считаем, что для российской системы образования компетентностный подход необходимо воспринимать как инновационный, базирующийся на фундаментальной, традиционной составляющей. Под фундаментальными исследованиями мы понимаем традиционную триаду «знания, умения, навыки», которая на протяжение более двух столетий, лежит в основе одной из лучших систем образования на определенном этапе своего существования. Ряд исследователей (С.И. Плаксий, Ф.Т. Михайлов и др.) критикует традиционную педагогическую теорию ЗУНов и обвиняет её во всех провалах современной системы профессионального образования и в неразрешимости противоречий между задуманными радикальными преобразованиями и старой традиционной педагогикой [3; 4].
Рассматривая компетентностный подход как инновационный процесс, необходимо выбрать оптимальную модель инновационной системы для российского профессионального образования. Прогноз возникновения проблем, связанных с отношением к традициям, отмечен в докладе ЮНЕСКО «Образование: скрытое сокровище» (1996 г.). В Докладе приводится список основных противоречий, которые, не будучи новыми, станут главными проблемами XXI века: «противоречие между традициями и современными тенденциями: адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой и развитием других, управление техническим прогрессом» [2].
В современных условиях для всех направлений развития постиндустриального общества необходимы инновационные процессы. Можно выделить две модели инновационного развития [4, с. 126]:
· европейско-американская модель, которая состоит из законченного цикла, в основе которого фундаментальные исследования («от фундаментальной идеи через прикладные исследования и разработки до получения готового изделия»);
· японская модель, основанная на внешних заимствованиях научно-технической информации (патентов и лицензий) без развитой системы фундаментальных исследований.
На наш взгляд, российской системе профессионального образования подходит европейско-американская модель инновационной системы, так как можно сохранить все лучшее, чего достигла советская и российская системы образования и, внедряя новые методы и технологии, создать современную инновационную образовательную систему. Копирование иностранных технологий без учета своих достижений и особенностей российского менталитета может привести к нежелательным системным последствиям в такой сложной системе, как образование.
В процессе проектирования системы образования на современные экономические условия, при которых рыночные отношения проникают во все сферы жизнедеятельности и в образование в том числе, возникает необходимость в получении новых результатов обучения — конкурентоспособных выпускников на рынке труда.