Составление рассказа о зиме по мнемотаблице
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
2.Воспроизведение таблицы по памяти.
Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Отгадывание мнемозагадки.
1.Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)
2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
.Игра “Снежная куча”.(рис. 3.1)Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
· Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
· Есть слово длинное – снегопад.
· Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
· Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
· Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
· Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
· Есть слово – цветок – подснежник.
· Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
· Какое наступило время года?
· Где лежит снег?
· Какой снег?
· Какая погода на улице?
· Куда пошли дети?
· Как они оделись?
· Что делали дети на прогулке?
· Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
· Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
· Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
· В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
· Люди зимой делают кормушки для птиц.
· Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
· Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
· Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
· В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5.Составление рассказов о зиме детьми.
Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.
Снеговик(рис.7).
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
(рис.9).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз(рис.10)
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).
. Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
· Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
· Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
· Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
· Есть слово, когда листья падают – листопад.
· Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).