Вопрос. сущность понятия каникулы
Вопрос. История.
Россия одна из немногих стран, которая имеет обширный и разнообразный опыт организации летнего отдыха детей и подростков. История обозначила на своих страницах первые летние лагеря для девочек, созданные еще в 1887 г. Московским обществом вакационных колоний, и «Майские союзы», очень похожие на современные эколого-туристические объединения; скаутские лагеря ОРЮРа (организация русских юных разведчиков) и летнюю трудовую коммуну «Бодрая жизнь» В.Н. Шацкий; «Сетлементы» С.Т. Шацкого и У.Е. Зеленко; пионерские лагеря детские санатории и колонии санаторного типа…
Причем необходимо отметить, что на всем пути развития систем летнего отдыха ее основные характеристики – воспитание и оздоровление – то сближались, то отдалялись друг от друга. История создания детских оздоровительных лагерей в нашей стране берет свое начало в середине 20-х годов XX века. В то время лагеря носили название «Пионерские» и создавались исключительно для пионеров.
Как правило, это были палаточные лагеря, а их основным содержанием была трудовая деятельность, направленная на улучшение благосостояния молодого государства, а также агитационная работа по привлечению новых членов в ряды пионерской организации.
Ярким примером является создание в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» на берегу Черного моря. В «Артек» направлялись пионеры со всех уголков страны, поощренные за активную работу в своих пионерских дружинах. С 1926 года лагерь стал принимать и международные делегации пионеров других стран.
Большая часть пионерских лагерей была построена в послевоенные годы. Крупные организации и предприятия создавали пионерские лагеря-здравницы для отдыха детей в благоприятных экологических условиях, на лоне природы.
Главная идея пионерского лагеря – приобщение детей и подростков к сельскохозяйственной работы, идея всеобщего братства, единства, равенства.
40-е г.г.-на первом плане идея подготовки защите Родины. Формы: концерты, военизированные игры, сбор лекарственных средств, лесных растений, сбор посылок, после войны – помощь инвалидам ВОВ
50-е г.г. на первом плане прославление вождей: массовые мероприятия
60-е г.г. активный поиск коллективно-творческих дел Формы организации - коммунарские методики И.Г Иванова. Образован пионерский лагерь «Орленок» - идея развивающего досуга. Появляются авторские клубы, которые организуют выездные летние лагеря.
70-80-е г.г. – главная идея физического оздоровления детей. Появление профильных лагерей.
90 – е г. Кризис развития системы оздоровительных лагерей. Идея разнообразия лагерей (палаточные лагеря, плавучие лагерей, в походных условиях)
2000 г.г. – восстановительные системы оздоровительных лагерей.
Становление и развитие учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в России прошло три этапа: (6, стр.8)
Первый- 20-е годы - середина 30-х. В этот период зарождалась и оформлялась система детского отдыха в летнее время. Лагеря создавались как летние базы детской организации.
Второй – середина 30-х – конец 80-х годов. В течение этого длительного периода ведущую роль в организации отдыха детей играли профессиональные союзы. Поскольку в те годы средства соцстраха были одним из основных финансирования летней оздоровительной кампании, то и подавляющее большинство тогдашних лагерей стали переходить под управление профсоюзных комитетов.
Третийэтап развития системы детского отдыха и оздоровления берет свое начало на рубеже 80-х и 90-х годов. Он характеризуется влиянием двух общественно- политических процессов:
Во-первых, переосмыслением роли и места общественных организаций в государстве.
Во- вторых, определяющим фактором стал распад СССР, вследствие чего возникла необходимость создавать новую законодательную и правовую базу в новом государстве.
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В 1990 году подписана Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. В этих документах провозглашено право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Россия присоединилась к этим международным документам, тем самым она взяла на себя обязанность не только реализовывать международные правовые нормы в интересах детей, но и строить свою государственную политику по отношению к детству. (6, стр.9)
Однако с начала 90-х годов система отдыха и оздоровления детей и подростков испытывает серьезный кризис, связанный с отсутствием четкой государственной политики в этой сфере, неразработанностью правовых и экономических основ деятельности детских оздоровительных учреждений.
Основной задачей правительства стала разработка основ государственной политики по отношению к детскому и семейному отдыху, законодательное обеспечение отдыха и оздоровления детей.
В 1994 году принята президентская программа «Дети России» по улучшению положения детей в Российской Федерации. В1996 году в состав этой программы входит целевая программа «Организация летнего отдыха детей».(6, стр. 10) В числе основных целей, совершенствование правовых основ реорганизации летнего отдыха детей, приведение его нормативно правовой базы в соответствие с современными требованиями.
Система детского отдыха детей и подростков нуждается в серьезной реорганизации. В то же время, несмотря на довольно значительное число правовых документов, в сфере обеспечения комплекса детского отдыха и оздоровления есть ряд нерешенных проблем.
В 1996 году было разработано Типовое положение о детском оздоровительно-образовательном учреждении. В нем заложены основные нормативные позиции, характерные для лагерей различных форм собственности и построения. Однако положение вошло в противоречие с рядом позиций Закона Российской Федерации, поэтому разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность детских летних лагерей разных видов, ждет своего решения. Именно отсутствие необходимой законодательно- правовой основы сдерживает предоставление самостоятельности многим детским лагерям и центрам.(6, стр.13)
Сегодня одним из ведущих направлений в развитии системы летнего отдыха детей и молодежи является усиление ее государственной поддержки.
Одним из существенных элементов государственной поддержки каникулярного отдыха детей и молодежи является реализация подпрограммы «Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха» федеральной целевой программы «Молодежь России(2001-2005годы)», цель которой – создание оптимальных условий для полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи. Ведущими направлениями работы государственных и муниципальных структур Российской Федерации при организации каникулярной кампании являются следующие:
- подготовка педагогических кадров для работы в детских и молодежных оздоровительных учреждениях и информационно- методическое обеспечение летней оздоровительной кампании;
- организация, проведение и поддержка деятельности оздоровительных учреждений, детских и молодежных центров, профильных лагерей, лагерей труда и отдыха;
- организация сезонной занятости подростков и молодежи;
- организация отдыха подростков и молодежи, нуждающихся в особой опеке государства и профилактика асоциального поведения;
- направления детей и подростков во Всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан»;
- обеспечение условий безопасности жизнедеятельности по организации отдыха и оздоровления детей.
В последние годы увеличилось количество детей, подростков и молодежи, участвующих в летней оздоровительной кампании. Это происходит благодаря увеличению числа стационарных лагерей и доли малозатратных форм организации отдыха и оздоровления молодежи: лагеря (смены, сборы) общественных объединений, палаточные лагеря, центры дневного пребывания, военно-полевые сборы для старшеклассников, туристические походы, археологические экспедиции, семейные лагеря. Увеличение количества лагерей дневного пребывания не ведет к улучшению качества полноценного отдыха. Единственное, что можно сказать в защиту такой формы отдыха, это то, что подростки часть времени находятся под присмотром. Альтернативой лагерям дневного пребывания могут являться палаточные лагеря и туристические походы.
В целях выявления и поддержки наиболее эффективных форм и методов оздоровления подростков и молодежи Департамент по молодежной политике Минобразования России и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации ежегодно проводят конкурсы программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
По итогам работы в 2001 и 2002 годах к присвоению специального статуса представлены семь организаций (3)
Государственное учреждение дополнительного образования Российской Федерации «Всероссийский детский центр «Океан» (Приморский край);
Государственное учреждение дополнительного образования Российской Федерации «Всероссийский детский центр «Орленок» (Краснодарский край);
Государственное учреждение «Смоленский областной центр социальной помощи и трудоустройства молодежи» (Смоленская область);
Межрегиональная детская общественная организация С-Петербурга и Ленинградской области «Юпитер» (С-Пб);
Детский оздоровительно- образовательный центр туризма «Юнитур» (Свердловская область);
Союз детских организаций Томской области «Чудо» (Томская область);
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Областной детский оздоровительно- образовательный центр «Звездный» (Тюменская область).
вопрос. Сущность понятия каникулы
Следуя определению В.И.Даля, каникулами можно было бы назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать»(12, стр.11). Очевидно, что в наше время слово « каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв в обязательных занятиях, работе или учебе. Так, Тетерский С.В. под термином «каникулы»понимает- смену ведущего вида деятельности; смену форм и сферы общения, изменения и структуры личных связей, пристрастий, симпатий(12, стр.8).
Каникулы рассматривались традиционно как период рекреации и как некоторое (второстепенное по значению) дополнение к базовому образованию. Каникулы - время отдыха.(12, стр.8). Но это одновременно - период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей, на которые школа не ориентированна. Речь идет о пожизненных способностях и умениях, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненной хватки нравственной направленности личности. Не случайно «каникулы» как сфера свободной жизнедеятельности ребенка, прямо связаны с его интересами и жизненным практическим опытом, трактуется как сфера, равная школе.
Понятие «школьные каникулы» можно рассмотреть через основные характеристики его содержания и смысла.
Школьные каникулы - это смена ведущего вида деятельности.(4)
Смена обучения на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности. Поэтому каникулы обязательно должны быть активными, динамичными, событийными. Отсутствие поля деятельности для подростков вне школы приводит к тому, что они не правильно распоряжаются большим, чем в школе, объемом свободного времени. Чем меньше возможности выбора видов деятельности в распоряжении ребенка, тем больше возникает у него проблем в отношениях с окружающими людьми.
Школьные каникулы - смена форм и сферы общения, изменения структуры личных связей, пристрастий, симпатий. (8).
Ребенок на уроке общается в рамках ученической общности с соседом по парте, с группой сверстников, учителем, и выбор круга этого общения вынужден, не зависит от личностного волеизъявления. В каникулы- с кем хочет, с другими лицами, на другом уровне выбора и предпочтения, как с взрослыми, так и со сверстниками. В ситуации свободного времени поступки ребенка в меньшей степени ограничивается взрослыми, поэтому большое значение имеет то, на сколько он обладает навыками саморегуляции и самодисциплины.
Школьные каникулы - смена мотива получения информации с мотива долженствования - на мотив интереса.(12, стр.5)
Школьные каникулы - это продолжение образовательного процесса. Иными технологиями, источниками информации, иным содержанием каникулы, продолжают непрерывный процесс образования личности ребенка.(2)
Школьные каникулы - это новая природная и социальная среда. Все, что окружает ребенка за пределами школьного класса и коридора: свежий воздух, простор для движения, подвижные игры, состязания и праздники - органически вплетается в жизнь.(2)
Ведущими факторами формирования личности становятся новая природная среда и новые люди.
Интересно, что дети и взрослые по-разному трактуют понятие « школьные каникулы», в чем можно убедиться из результатов специального исследования, проведенного Тетерским С.В.
С точки зрения детей каникулы - идеальное время для отвлечения от наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включение в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личного роста. Основываясь на точке зрения взрослых, каникулы - продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, расширение поля его социального взаимодействия, повышение самостоятельности и изменение видов деятельности. Педагогически грамотная организация школьных каникул предполагает согласование этих представлений. (12)
Педагоги многое теряют, не используя широко, а то и просто игнорируя сущность каникул как образовательного пространства. Поэтому- то сегодня и необходимо философское и педагогическое осмысление принципов и идей этого пространства в сопоставлении старых и новых проблем образования.
В 1998 году в журнале «Народное образование» была опубликована статья Иванова А.П., в которой впервые сделана попытка дать сравнительный анализ педагогики школы и педагогики каникул.(2)Именно в этой статье было дано определение понятиям философия каникул и педагогика каникул. Так Иванов утверждает, что до сих пор существует и, наверное, еще долго будет существовать возможность переноса педагогики школы на педагогику каникул. Вероятно, некоторым педагогам вообще не понравится идея разведения двух этих педагогик (поскольку существует известная логика в умозаключении: раз ребенок один и едины закономерности образования, то, значит, и педагогика одна). Конечно, эти закономерности образования с философской позиции можно считать «едиными и неделимыми». В этом контексте противоположность педагогик школы и каникул - вещь естественная. Уже только поэтому невозможен перенос методов педагогики школы на пространство каникул, хотя мы все привыкли, что школьная педагогика должна доминировать. Однако нужно понять, что перенос формальных норм организации учебного процесса и школьных правил регламентации деятельности ребенка оказывает отнюдь не положительное влияние на организацию лагерной жизни. Существует реальная опасность уподобить лагерную жизнь школьной.
Здесь возникают сложные взаимосвязанные задачи - понять специфику каникул «изнутри», признать ее самоценность для ребенка, найти особые формы организации лагерной жизни, где все альтернативно школе, но вместе с ней помогает становлению и образованию личности (индивидуальности) ребенка. Именно в таком аспекте рассматривалась философия и педагогика каникул в работе Тетерского С.В.
Так,по его мнению, каникулы- особое ценностное и деятельностное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Основная особенность и отличие активного отдыха в период каникул от образовательных процессов в рамках школы связаны с неформальным характером организации самодеятельности детей на основе принципов их самоопределения и самореализации.(12, стр. 61)
Именно эта функция - организация условий для детской самодеятельности (в самом широком, методологическом смысле слова)- позволяет философии образования и педагогике рассматривать каникулы как пространство, принципиально отличающееся от традиционного школьного.(8) В то же время каникулы часто выпадают из традиционного педагогического видения, львиная доля педагогического энтузиазма обычно нацелена на школу, поскольку школа, являясь одним из структурообразующих элементов всей системы образования, пытается своими средствами развивать детей, будучи объективно не в состоянии претендовать на роль всемогущего средства образования и развития.
Часто то, что лежит за пределами школы, не принимается всерьез (Традиционно мыслящий учитель лагерную смену организует по - школьному). Для ребенка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир.
Тетерский С.В. приходит к важному выводу о том, что каникулы - суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. (12, стр. 10).
Крылова Н.Б. вводит новый термин «философия каникул».(7) По ее мнению, этотермин условный, так же, как и термины «философия лагеря» или «философия смены», которые употребляются педагогами практиками для характеристики методологических принципов и описания концептуальных замыслов и принципов организации разных форм лагерной и вообще каникулярной жизни детей. Все более частое использование этих терминов свидетельствует о том, что в обществе возникла потребность особого осмысления пространства каникул с позиции философии образования. Более того, чем шире признание принципов личностно ориентированного образования, тем кардинальнее отказ от однолинейности и однозначности понимания связи образования и школы и тем глубже осознание образования, как сложного социально-индивидуального процесса, который осуществляется самим ребенком в поле собственной деятельности - вне школы и вне семьи.
Существует несколько золотых правил педагогики каникул: (7)
Ø заинтересованное участие ребенка в деятельности, должно предполагать ее незавершенность, что и побуждает каждого участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям;
Ø «создание продукта» - каждый ребенок должен участвовать в создании общественно значимого продукта деятельности;
Ø «правило свободы» - каждый ребенок или подросток не чувствует себя ущемленным, если нет препятствий для осуществления интересной для него и продуктивной деятельности.
Таким образом, летние каникулы должны стать для ребенка незабываемым временем, при этом необходимо, чтобы педагоги разумно, профессионально подходили к решению серьезной задачи: организации отдыха и оздоровления детей и подростков (конечно, имеется ввиду не только летний период, но и осенние, зимние и весенние каникулы, поскольку они включены в единый образовательный процесс); чтобы, каникулы были заполнены занятиями, на которые не хватило времени в школьные дни.
В «Педагогическом словаре»(1960г.) понятие «лагерь» определяется как «внешкольное учреждение, организующее активный отдых учащихся 1-8 классов в каникулярное время».(14) Оздоровительные детские лагеря, созданные на базе школ, независимо от количества отдыхающих в них детей, специализации, ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых для большей части детей.
Организация летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи в профильных лагерях (сменах) осуществляется по следующим основным направлениям: (13, стр.15)
1. Гражданско-патриотическое. Это смены оборонно-спортивных лагерей юных пожарников, спасателей, пограничников, моряков, летчиков. В рамках этих смен подростки получают навыки армейского порядка и дисциплины, овладевают практическими приемами огневой, строевой, морской и парашютной подготовки, учатся поведению в экстремальных ситуациях.
2. Лагеря актива.Основная цель этих лагерей - содействие личностному самоопределению и формированию активной гражданской позиции у молодого человека. В рамках этих лагерей подростки развивают свой творческий потенциал, коммуникативные навыки, приобретают знания, умения в области креативности. Для лагерей актива характерен высокий уровень мотивации и заинтересованности их участников.
3. Образовательные лагеря. Эти лагеря дают подросткам возможность совершенствовать свои знания в какой-либо области: наука и техника, журналистика, лингвистика, история, экономика, социальная работа и др. Подобные лагеря служат основой для дальнейшего творческого развития и самосовершенствования, позволяют изучать культуру и традиции своего народа.
4. Туристско-краеведческоеОсновная цель подобных лагерей – знакомство с природой, историей, достопримечательностями государства, воспитание чувства патриотизма. Кроме того, подростки получают навыки активного туризма, безопасного поведения на природе, работы в экспедициях.
5. Творческие лагеря.Здесь особенно явственно проявляется сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Смены КВН - команд, театралов, модельеров, музыкантов и композиторов, позволяют подросткам совмещать отдых и любимое дело.
6. Экологические лагеря. Способствуют воспитанию бережного отношения к природе. Подростки занимаются научно- исследовательской работой, используя экологические знания, полученные в школе. В процессе смен участники развивают свою экологическую культуру и мышление.
7. Спортивно- оздоровительные лагеря. Для этих лагерей характерна, в первую очередь, физическая подготовка участников, но при этом большинство разработчиков программ предусматривают в них интеллектуальные и творческие мероприятия.
8. Лагеря труда и отдыха. Одно из важнейших направлений оздоровительной кампании, которое решает задачу привития навыков общественно- полезного труда путем организации посильной общественно-значимой работы в сочетании с активным и полезным проведением досуга, культурно- развлекательными, спортивно- оздоровительными мероприятиями.
Вцелом на сегодняшний день можно говорить о сложившейся системе круглогодичного функционирования профильных лагерей Общим для всех детских лагерей и реализуемых в них программ является:
организация оздоровительного отдыха, занятий физкультурой, спортом и туризмом;
создание условий для вовлечения каждого ребенка в развивающую деятельность, для удовлетворения личных потребностей каждого;
предоставление возможностей участвовать в играх, делах, событиях, доставляющих удовольствие, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха;
постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни ребенка ярких, незабываемых дел, которые значимы и привлекательны для личности. Ощутить происходящее с ним событие ребенок может только на фоне повседневной жизни, поэтому ему необходимо быть активным участником повседневных событий.
Основными принципами педагогического взаимодействия в смене выступают следующие:(12, стр.89)
- Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности. Рассчитан на доминирующие способности, интерес и потребности. Детям и подросткам предлагается широкий спектр направлений деятельности, учитывая, что вся деятельность д. б, посильна для конкретной личности и одновременно сложна, т.е. требует интеллектуального, физического и эмоциального напряжения.
- Принцип свободы творчества предполагает право выбора:
познавательной деятельности, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
форм и способов организации жизни в коллективе;
ролевой позиции при подготовке дел;
партнера по общению
- Принцип социальной активности осуществляется через включение подростков в реальные социально- значимые отношения при проведении дел, разной направленности и реализацию в социальной сфере ЗУН, полученных на занятиях.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере.
Таким образом, групповое взаимодействие в период каникул при всех описанных условиях становится для подростка тренингом общения, личностного роста, коррекции самооценки и взаимоотношений между людьми, а главное понимание собственного «Я».
|
|
|