Тест ВМ (вербальное мышление)
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.
3. Днем светло, а ночью ...?
Темно = 0, неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава ...?
Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?
Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются
шлагбаумы?
Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправильный ответ = -1.
7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо
го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно - 3, не знает = 0.
8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это
..., маленькая овечка — это...?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у
них одинакового?
На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3, одно подобие = 2,
неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее, или приведение
двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3,
одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал?
У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта
гайка = 2, неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика,
состязания) = 2, неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4, одно или два различия = 2,
неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины = 4, одна причина = 2,
неправильный ответ = 0.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.
Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов:
Отлично..................................... +24 и более
Хорошо...................................... +14 до +23
Удовлетворительно................... +0 до +13
Плохо......................................... -1 до -10
Очень плохо.............................. -11 и хуже.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы | I | II | III | IV | V | VI |
Ответы | — | 3,5,6 | 4,5 |
Контрольный тест
1. Что такое развитие личности ?
2. Что является движущей силой развития ?
3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к
внешним?
4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?
5. Какими факторами обусловливается развитие личности?
6. Что такое наследственность?
7. Какие части темы включают наследственные программы раз
вития?
8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к
детям?
9. Что такое задатки ? Наследуются ли они ?
10. Какие специальные задатки наследуются детьми ?
П. Наследуются ли нравственные и социальные качества?
12. Что такое среда ?
13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие
личности?
14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую
точку зрения ?
15. Как влияет на развитие личности воспитание?
16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?
17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего
развития» ?
18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос
новные виды деятельности школьников вы знаете?
19. Зависит ли развитие от активности личности? Как?
20. Что такое диагностика развития ? Как она осуществляется ?
4 И. П. Подласый, кн. 1
Литература для самообразования
Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980.
Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.
Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
$ | ТЕМА 4 |
ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
Возрастная периодизация Акселерация Неравномерность развития
Тыр Особенности воспитания обучаемых различных
возрастных групп
121|1 Учет индивидуальных особенностей
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ)..................................................................... 42
Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................
0,70
Время (в минутах), необходимое для полно
ценного усвоения знаний....................................
.180
Возрастная периодизация |
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Левитов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периодизации, которая сейчас признается большинством педагогов.
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связаны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биоло-
гическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:
Психологическая 1. Пренатальный период 2. Период новорожденное™ (до 6 недель жизни) 3. Грудной период (до 1 года) 4. Ползунковый возраст (1—3 года) 5. Дошкольный возраст (3-6 лет) 6. Школьный возраст (6—11 лет) 7. Пубертатный период (11-15 лет) 8. Юношеский период (15-20 лет) |
Педагогическая
1. Младенчество (1 год жизни)
2. Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
Младший дошкольный возраст
(3—4 года)
Средний дошкольный возраст (4—5 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет)
4. Младший школьный возраст (6—10 лет)
5. Средний школьный возраст
(10-15 лет)
6. Старший школьный возраст
(15-18 лет)
Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой.
Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но дале-
ко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский1.
Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.