Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.
Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.
Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.
Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.
Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.
Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, , Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.
Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.
Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.
Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.
Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:
межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;
выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;
осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;
формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;
воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;
повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;
создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.
Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.