Формы организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообраз­но. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конфе­ренция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, диплом­ное проектирование, производственная практика, домаш­няя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студии, научное обще­ство, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается ос­новной формой организации обучения, позволяющей эф­фективно осуществлять учебно-познавательную деятель­ность учащихся.

Урок - это такая форма организации, учебного процес­са, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные ус­ловия для того, чтобы ученики овладевали основами изуча­емого предмета, а также для воспитания « развития позна­вательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компо­ненты (объяснение нового материала, закрепление, пов­торение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компо­нентов урока в их определенной последовательности и вза­имосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллек­тива. Многообразие структур уроков предполагает разно­образие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современ­ной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоя­тельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающе­го на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

- ознакомления учащихся с новым материалом (сообще­ние новых знаний);

- закрепления знаний;

- выработки и закрепления умений и навыков;

- обобщающий;

- проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критери­ям: содержанию и способу проведения. По первому крите­рию уроки математики, например, подразделяются на уро­ки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподавае­мых тем. По способу проведения учебных занятий выделя­ют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) к специ­альные уроки. Комбинированные в своей структуре содер­жат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

- усвоения нового материала;

- закрепления;

- повторения;

- контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция - это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его ак­тивно воспринимают. Лекция является наиболее экономич­ным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически вы­держанной форме. Такое занятие допускает импровиза­цию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учеб­ном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют:

- информационные лекции, при проведении которых ис­пользуется объяснительно-иллюстративный метод изложе­ния. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе;

- проблемные лекции предполагают изложение матери­ала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуа­ций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.;

- визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, е крат­ким комментированием демонстрируемых материалов;

- бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавате­лей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.;

- лекции-провокации - это занятия с заранее заплани­рованными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой ин­формации и поиску неточностей. В конце лекции прово­дится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;

- лекции-конференции проводятся как научно-практи­ческие занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подво­дит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулиру­ет основные выводы;

- лекции-консультации предполагают изложение мате­риала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы-отве­ты-дискуссия».

Лекции определяются и по другим основаниям:

- по общим целям: учебные, агитационные, пропаган­дистские, воспитывающие, развивающие;

- по содержанию: академические и научно-популярные;

- по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеж­дений. .

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и за­дачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим матери­алом, характеризуется теоретическая и практическая зна­чимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, от­ношения, анализируются явления, дается оценка сложив­шейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положе­ния, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар -учебное занятие в форме коллективного об­суждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отли­чие семинаров от других форм обучения состоит том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятель­ность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семи­наров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоя­тельной внеаудиторной работы над первоисточниками, до­кументами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют не­сколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид - семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с крат­ким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслу­шиваются выступления отдельных учащихся, которые об­суждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и об­суждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо про­блемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара - формирование оценочных суждений, утвер­ждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконич­но и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная) -организационная форма обу­чения, направленная на расширение, закрепление и совер­шенствование знаний. Проводится, как правило, с несколь­кими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы - формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учеб­ных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опыт­ных участках, в ученических производственных комбина­тах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими сред­ствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов про­граммы.

Факультативные занятия предусматривают углублен­ное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоре­тических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по:

- углубленному изучению базовых учебных предметов;

- изучению дополнительных дисциплин (логика, рито­рика, иностранный язык);

- изучению дополнительной дисциплины с приобрете­нием специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретиче­ской, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) -форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ланд­шафта с целью наблюдения и изучения учащимися различ­ных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии под­разделяются на производственные, природоведческие, крае­ведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тема­тическими и обзорными. Тематические экскурсии прово­дятся в связи с изучением одной или нескольких взаимо­связанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например, физики и химии, биологии и геогра­фия). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают ввод­ными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в об­щую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экс­педиции - многодневные походы с целью изучения, на­пример, экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т.д.

Курсовое, проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключитель­ном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам случающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дис­циплин. В процессе их подготовки студенты решают тех­нические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, об­щепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-ис­следовательского характера.

Дипломное проектирование - организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образова­тельном учреждении. Она заключается в выполнении сту­дентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификаци­онная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика -одна из форм организа­ции учебного процесса в высшей школе.

Дидактические целя производственной практики - формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематиза­ция знаний путем их применения в реальной деятельности.

Структура производственной практики зависит от со­держания практического обучения и в конечном счете дол­жна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению .ос­новных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист со­гласно квалификационной характеристике.

.Домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным заняти­ям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возра­стает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потреб­ности к постоянному самообразованию, навыков самостоя­тельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного матери­ала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен со­всем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На кон­сультациях также излагаются требования; предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для ин­дивидуального подхода к учащимся.

Экзамен - форма обучения, имеющая целью система­тизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсив­ном развитии умственных сил ученика в условиях экстре­мальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита ре­зультатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет - форма обучения, близкая по назначению к эк­замену. Зачет можно также рассматривать как подготови­тельный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обу­чения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отли­чаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способству­ет развитию у них интересов и склонностей, положитель­ного отношения к обучению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и коррек­тируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют, и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способ­ности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В послед­нее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Виды обучения

В практике работы образовательных учреждений сложи­лись относительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения. Вид обучения - это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая осо­бенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе (содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции «Педагогические технологии обучения»). Различают следу­ющие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развива­ющее, эвристическое, личностно-ориентированноб, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) - обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посред­ством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое - обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру.

Проблемное - обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая дея­тельность обучаемых по решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательностъ, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее - обучение, обеспечивающее оптималь­ное развитие учащихся, при котором ведущая роль отво­дится теоретическим знаниям. При этом обучение строит­ся в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.

Эвристическое - обучение, базирующееся на основных принципах проблемного и развивающего обучения, кото­рое предполагает успешность развития ученика за счет по­строения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное -обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направле­ны на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное -обучение, основывающееся на про­граммировании обучающей и учебной деятельности, воп­лощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.

Модульное – обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной ин­формации - модулю, который обеспечивает целостное ус­воение содержания образования.

Дистанционное - обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телеком­муникаций.

Межпредметное - обучение, основывающееся на изу­чении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных свя­зей в смежных областях познания.

sВопросы и задания для самопроверки

1. Что такое организационные формы обучения?

2. Какими особенностями характеризуется классно-урочная фор­ма организации обучения?

3. От чего зависит структура урока?

4. Приведите примеры использования разнообразных форм орга­низации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

5. Каковы основные виды обучения и их характерные черты?

&Литература

Основная

1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб., 1001.

Дополнительная

1. Гузеее В.В. Методы я организационные формы обучения. М., 2001.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

3. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

5. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.

Наши рекомендации