Памятка учителю для проведения урока-опыта
1. Внимательно прочитайте материал учебника посвященный проведению опытно-исследовательской работе.
2. Поставьте цель будущего занятия. (Актуальность материала)
3. Еще раз прочитайте материал по теме урока.
4. Определите оборудование, необходимый инвентарь для проведения занятия.
5. Определите время, которое предполагается использовать на подготовку и проведение опыта.
6. Продумайте, с помощью чего (каких средств обучения) будет осуществляться контроль за результатами?
7. Определите где (место) и каким способом вы будете проводить опыт (сами, либо видеофрагменты)
8. Проговорите все этапы проведения опыта.
9. Проведите опыт самостоятельно. Проделайте всю последовательность выполения опыта.
10. Составьте краткое описание проведенного опыта. Составьте выводы по каждому этапу проведения опыта.
11. Определите, с помощью, каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов?
Метод распознавания и определения признаков. Основа метода – анализ внешних, морфологических и частично анатомических особенностей предметов. Применяется при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного предмета, явления. При использовании метода необходим инструктаж.
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра.Метод Моделирование. Это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Моделирование как практический метод занимает особое место среди других естественнонаучных методов обучения в начальной школе. Существуют следующие разновидности моделей:· материальные (глобус)· идеальные (умозрительные, мысленно построенные)· образные (строятся из· чувственно наглядных элементов) · знаковые (условные обозначения) Создавая модели самостоятельно или работая с моделью на уроках «Окружающего мира», учащийся начальной школы открывает для себя захватывающий мир неживой и живой природы, взаимосвязи между компонентами и явлениями окружающего мира. Активизируется мыслительная деятельность. Описывая созданную модель, ребенок тренируем монологическую речь. Все познавательные процессы развиваются у ученика начальных классов на уроках «Окружающего мира» при активной самостоятельной и коллективной деятельности в процессе работы с природоведческими моделями.
Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении. Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего мира на уроках в классе. учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. наблюдательность. Это важнейшая познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Она — ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые. Например: больше узнать о природе, чтобы получить хорошую оценку на следующем уроке и т. д. Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных пособий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окружает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных наблюдений следует отобрать объекты вблизи школы. Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает детям осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При таком подходе к наблюдениям ученик привыкает концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи. Однако посмотреть на предмет или его часть — не значит увидеть и запомнить его образ. А именно это, последнее, и является важнейшим в обучении. Здесь и помогут учителю специальные приемы. Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. Другой прием — это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук грома, пение птицы, или звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания. Одним из важных путей поддержания интереса к наблюдениям является использование их в учебном процессе, выполнение на их основе разнообразных творческих работ не только на уроках по окружающему миру, но и на уроках чтения, русского языка, изо, труда и т. п. Успеху ведения наблюдений способствует создание у ребенка эмоционального настроя. Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование.
Виды наблюдений:
Наблюдение проводится в классе или на природе.
Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.Требования: 1) Конкретность2) СистематичностьПроцесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).
Первый этап - подготовительный. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда - несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.
Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть - обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным - таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть - анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть, что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в воспринимаемом предмете ил явлении. Если воспринимаемы предмет малоизвестен детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствует большей тонкости анализирующего восприятия.
Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере участвования навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть - обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.
С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя). Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались. Как показывает опыт работы, при однородном восприятии даже однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия. Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности. Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета:
Фиксациярезультатов наблюдений
Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифровыванием. Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном детстве имеются только зачатки этой способности. Поэтому учитель должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать её смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент. Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм – с использованием готовых фотографий и картинок. На первых порах основную работу выполняет учитель; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, учитель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнит увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя ученикам проявить свою наблюдательность. Постепенно роль учеников возрастает, а учителя уменьшается. Существуют способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
-ментальные
-графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные
-практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.
Ментальные способы фиксации наблюдений.Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. Сюда относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.
Прием 1.Ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.
Прием 2. Ребенок внимательно рассматривает объект, отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого учитель снова предлагает рассмотреть объект и самостоятельно внести исправления и уточнения.
Прием 3. Для тренировки зрительной памяти учитель предлагает детям внимательно рассмотреть объект, затем закрыть глаза и попытаться представить его себе во всех деталях. Учитель помогает этому процессу своим немногословным, но ярким описанием, где упоминаются отдельные наиболее важные детали. Предпочтение отдается тем из них, которые понадобятся в дальнейшем при обсуждении результатов наблюдения или эксперимента.
Прием 4. Более прочной фиксации образа в памяти детей способствует сравнение его с уже известными детям объектами. В средней группе основной акцент делается на отличиях, в старшей начинают обсуждать и сходство. В зависимости от конкретных дидактических задач известный объект может предъявляться детям, но может и не предъявляться.
Прием 5. Несомненную пользу приносит прием классификации. Он базируется на умении детей находить сходство между объектами, поэтому широко применяется только в старшем дошкольном возрасте. Операция классификации базируется на основных ключевых признаках; остальные же признаки, общие для всей группы, переносятся на новый объект автоматически. Это делается мыслительный процесс более экономным. Знакомя с новым объектом, учитель не дает его подробной характеристики, а предлагает подумать, к какой группе объектов его можно отнести. Занятие с использованием приема классификации пройдет гораздо эффективнее, чем при сообщении знаний в готовом виде.
Прием 6. Экономизации мыслительных процессов способствует применение метода укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов приводит к экономии до 20% учебного времени. Ум детей обогащается алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания. Фактически им приходится запоминать не два понятия, а одно. Реальный естественно протекающий процесс не дробится искусственно на части, в результате у детей сразу же формируется истинное знание. Немаловажным является тот факт, что метод укрупнения дидактических единиц позволяет видеть динамику процесса. Ознакомление с природой тоже дает для его применения богатейший материал, например:
-осенью птицы улетают, а весной прилетают вновь
-на холоде вода замерзает, а в тепле лед тает
Такие взаимообратные процессы важно видеть в природе и уметь передать увиденное детям.
Прием 7. Большую пользу может принести включение материалов наблюдений в сюжетно0ролевые игры типа: «Узнай по описанию», «Что изменилось» и т. д.
Прием 8. Если сведения об увиденном понадобятся через 2-3 месяца, учитель примерно раз в неделю под разными внешними предлогами возвращает детей к этим воспоминания. Для этого не надо проводить специальных занятий, достаточно обычного бытового разговора.
Прием 9. Запоминанию звуков способствуют следующие приемы:
- многократное повторное прослушивание звуков;
- обнаружение их среди других звуков;
- нахождение сходства и разиличия с другими аналогичными звуками;
- прослушивание звуков в записи;
Использование готовых форм. Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрируют педагог, иными словами, выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Готовыми формами могут быть:
-картинки
-фотографии
-схематические зарисовки сделанные педагогом
-объемное изображение объекта или игрушки
-отдельные буквы и слова
-натуральные объекты
-записи звуков
Использование готовых форм – самый простой способ регистрации наблюдаемых объектов. Знакомя детей с ними, учитель показывает 2-3 фотографии и предлагает установить, на какой из них изображено то же событие, которое мы сейчас наблюдаем. Если в дальнейшем планируется возвращаться к увиденному, выбранная фотография вклеивается в альбом. При изучении динамики процесса аналогичная работа проводится на каждой новой стадии. Фотографии помечаются номерами и в последствии выкладываются детьми в той же последовательности, в какой развивался учебный процесс. Детального сходства между реальным процессом и изображением на фотографии добиваться не следует, достаточно сходства реальных и изображенных объектов по ключевым признакам.
Изобразительные способы фиксации наблюдений. Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу. В зависимости от степени подготовленности класса зарисовки делает педагог, отдельные ребята или все дети. Схематическое зарисовывание предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента. Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений. При использовании данного способа регистрации важно правильно выбрать условные знаки. Они обязательно должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами. Тогда дети легко их запомнят и будут умело оперировать ими при расшифровке рисунков. Если же знаки не имеют ничего общего с объектами и никак с ними не ассоциируются, это перегружает память детей и усложняет процесс расшифровки записей. Лучше всего в каждом конкретном случае придумывать условные знаки вместе с детьми. Учитывая особенности детской памяти, не следует использовать одновременно много символов. Их количество, за редким исключением, не должно превышать трех. Обведение объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей. Так, интересно обводить развивающиеся листочки на ветке или комнатном растении, разветвляющиеся корни, некоторые объекты неживой природы. Подсчет количества объектов можно выполнить обычным способом. Если он по каким-то причинам затруднен, ,дети, встречаясь, с очередным объектом или беря его в руки, ставят вертикальную черту в дневнике наблюдений. Когда приходится одновременно считать объекты нескольких типов, каждому отводится особая строка, и все палочки ставятся в каждой клетке строго друг под другом. В этом случае сразу, без дополнительных подсчетов видно, каких объектов больше, каких – меньше. Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также ознакомления с динамикой некоторых превращений. Приступая к наблюдению, учитель предлагает ученикам выразить в рисунке свои представления о том, как будет выглядеть объект через определенное время, например: «Сегодня мы посеяли семена. Нарисуйте, как будут выглядеть молодые растения через неделю». По истечении намеченного срока учитель раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями. При систематическом применении этой формы ученики начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы становятся все более осмысленными.
Письменные способы фиксации наблюдений. Запись учителя. Специфика работы заключается в том, что учитель непрерывно советуется с детьми, проговаривает записанный текст в слух, просит уточнить те или иные детали. Иногда учитель нарочно допускает ошибки, тем самым давая детям возможность более внимательно всмотреться в объект, исправить ошибку и, следовательно, лучше запомнить увиденное. Запись рассказа ребенка. В этом случае учитель записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Иногда учитель заведомо вносит в текст ошибки, чтобы тренировать внимание детей. Затем после окончательной корректировки текст сохраняется до того времени, когда в нем возникает необходимость. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно сравнивать результаты двух разных наблюдений, проведенных при неодинаковых условиях. Запись наблюдений детьми. Детская запись должна составлять из 1-2 слов, являющихся ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов. Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям:
- использование готовых форм
- наблюдение учеников за работой учителя
- привлечение отдельных учеников, хорошо справляющихся с необходимыми операциями
- заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди
- коллективное заполнение индивидуальных календарей под руководством учителя
- самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдения
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если учитель принял новую группу или нового ребенка, неимеющих соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить их фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.
Значение фиксации наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления. Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность. Во время фиксации наблюдений учитель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровывать зарисованное и многое другое. Данная работа, в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего), является сугубо добровольной. Учитель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача учителя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел это сделать.
Ведение документации при проведении наблюдений. Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.Календарь погодыпредставляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. О состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничиться альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает учитель на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач модно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, и на их основе проводится итоговое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе. Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ. Однако если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности. Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и целиком определяется целями обучения, вкусами учителя и имеющимися возможностями.
Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создают сменные рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке» и т. п. Внешнее оформление календаря целиком определяется самим учителем и никакой формализации не подлежит. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.
Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется (кроме обычных – аккуратности и точности воспроизведения деталей). Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются учителем, а ещё лучше – принимаются детьми после коллективного обсуждения. При регистрации динамики процесса необходимо проводить фиксацию результатов на нескольких стадиях. Разнообразные приемы фиксирования данных, доступные для детей школьного возраста.
Приемы обучения начальному естествознанию
Любой из методов в практике преподавания реализуется через приемы.
Методические приемы— это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания и учения. Методические приемы значительно более разнообразны и динамичны, чем методы. Поэтому арсенал их постоянно увеличивается. Н. М. Верзилин выделял три группы приемов: организационные, технические и логические.
Организационные приемы.Их действие связано с различной организацией применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать дети могут по заранее составленному индивидуальному плану или по плану, составленному коллективно непосредственно на уроке.
Технические приемы,как правило, связаны с применением различного вспомогательного оборудования: приспособлений, устройств, подсветок, разного фона, приборов, в том числе и технических средств обучения. Особую роль технические приемы играют в наглядных методах.
Логические приемы. Они способствуют осознанию учебного материала, следовательно, оказывают особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся, которая по существу и характеризует уровень их интеллектуального развития.
Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга. Эта задача и решается главным образом применением дидактических логических приемов. Во всех группах и видах методов применяются идентичные логические приемы.
Сравнение. Этим приемом дети овладевают довольно рано, задолго до поступления в школу. Сравнение позволяет выявить общие и отличительные особенности разных растений и их отдельных частей, разных групп животных, плана и карты, различных форм поверхности суши, водоемов и т.д.
Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки.
Противопоставление. Противопоставление тесно связано со сравнением. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений. В результате выявляется истинная сущность предмета, явления и отбрасывается, исключается ложная.
Прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления.
Классификация. С ее помощью предметы и явления объединяются в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности ребенка. Прием классификации может быть применен в двух вариантах: учитель сам даст основание для классификации либо предоставляет это сделать ученику.
Систематизация. Она требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Успешному использованию приема систематизации способствует составление плана. План — это формальное, внешнее выражение данного приема.
Установление причин и выяснение взаимосвязей. Этот прием помогает ребенку объяснить факты, а значит, понять их. Он требует особо активной аналитико-синтетической деятельности мозга и представляет по сравнению с другими приемами определенную трудность для детей. Данный прием реализуется в вопросах и заданиях, начинающихся словами «почему», «с чем связано», «объясните причины», а также при работе со схемами, моделями.
Обобщение. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением является задания типа: что в этих знаниях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете, а конечным результатом — формулировка правил, понятии, выводов.
Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий, задач. Решение их требует от ученика активной мыслительной деятельности. Значит, применение логических приемов в процессе обучения развивает мышление детей.
В практике преподавания начального естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические приемы требуют и определенной организации учащихся, и, нередко, применения технических средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп.