Выделяют три критических периода в развитии речевой функции
Тема 6-7. Этиология речевых нарушений
Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение).
На протяжении всего процесса становления логопедии как науки, начиная с античных времен, ученые пытались классифицировать причины возникновения речевых нарушений. На данный момент существует несколько подходов, которые могут пересекаться и дополнять друг друга. С некоторыми мы познакомимся, одну рассмотрим подробно и будем использовать на протяжении всего курса обучения как основную.
Причины выделяют органические и функциональные:
Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.
К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.
Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на: а) органические речевые нарушения центрального происхождения и б) органические речевые нарушения периферического происхождения.
К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга.
К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие.
И еще один подход: биологические причины и социальные.
• биологические причины: физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, ММД (скомпенсированная ПЭП), ТЗРР, избирательное нарушение фонематического слуха.
• Социальные причины: ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, культивация родителями детского произношения.
Причины разделяют в зависимости от времени воздействия вредоносных факторов (до рождения, в момент рождения, после рождения)
- влияние неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов в перинатальный период - воздействие на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.
а). Пренатальные
7. Травмы женщины во время беременности.
8. Интоксикации /лекарственные или химические.
9. Радиация.
10. Краснуха, гепатит, паротит, ветрянка, оспа, ангина, сифилис.
11. Несовместимость крови по резус-фактору.
12. Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.
13. Гипоксия – недостаток кислорода.
14. Вредные привычки у женщины во время беременности.
15. Наследственные заболевания нервной системы.
При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.
Воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации ее структур.
Термин - Дизэмбрио-генетические стигмы (признаки внутриутробного поражения) в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоенная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др.
Б). Натальные (во время родов).
1. Асфиксия
2. Черепно-мозговые травмы.
3. узкий таз
4. преждевременное отхождение вод,
5. обвитие пуповиной
6. Кровоизлияния в мозг ребёнка (кесарево сечение, стремительные роды).
7. Преждевременные роды.
8. Неправильное предлежание плода.
9. Стремительные, затяжные роды
10. Акушерская патология (механическая или химическая стимуляция)
Наиболее опасными считаются асфиксия и родовая травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.
Причины, действующие в перинатальный период вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией — ММД). Для них характерны недо-статочность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.
В). Постнатальные
1. Гемолитическая болезнь новорожденных
2. Нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, полиомиелит.
3. Опухоли головного мозга.
4. Нарушения мозгового кровообращения.
5. ЧМТ
При дислалии эти периоды развития проходят благополучно
д) ранний возраст (с 0- 3)
• эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым).
• Недостаточные условия для развития речи: глухонемые родители или родители с дефектами речи, подражание неправильной речи родителей
• длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом
• неправильное воспитание: пеленают ребенка после года, не дают в руки предметы, оберегают от хождения – препятствует развитию речи
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.
Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
е) дошкольный период (с 3 до 7)
Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Во взрослом возрасте: инсульт, ЧМТ, опухоли ГМ, нейроинфекции – афазия, дизартрия
Выводы:
• Логопед должен быть осведомлен о причинах и проявлениях
• Чаще всего действует комплекс причин различного генеза.
• Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды.