Выделяют несколько этапов в развитии психологии.

1-й этап. Первые представления о психике были связаны с ани­мизмом (лат. анима — дух, душа) —древнейшими взгляда­ми, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душf понималась как независимая от тела сущ­ность, управляющая всеми живыми и неживыми предме­тами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427— 347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и исте­чение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация). Разум размешается в го­лове, мужество— в груди, вожделение— в брюшной по­лости. Гармоническое единство разумного начала, благо­родных стремлений и вожделения придает целостность ду­шевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма жи­вого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чув­ством удовольствия или неудовольствия. Чувственные вос­приятия составляют начало познания. Сохранение и вос­произведение ощущений дает память. Мышление характе­ризуется составлением общих понятий, суждений и умо­заключений. Особой формой интеллектуальной активнос­ти является нус (разум), привносимый извне в виде боже­ственного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневе­ковья (усиление церковного влияния на все стороны жиз­ни общества, включая и науку), утвердилось представле­ние, что душа является божественным, сверхъестествен­ным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому сужде­нию может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таин­ства души доступны лишьв религиозном (мистическом) опыте.

2-й этап. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психо­логического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с об­щефилософских, умозрительных позиций, без необходи­мой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) при­ходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа спо­собна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную пси­хофизической: как связаны между собой телесные (физио­логические) и психические (душевные) процессы в чело­веке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеейрефлекса как закономерного двигательного ответа организ­ма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разде­ленные учением Декарта, предпринял голландский фило­соф Б. Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного нача­ла, оно всегда есть одно из проявлений протяженной суб­станции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления пси­хики с такой же точностью и объективностью, как рас­сматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отверг­нув установленное Декартом равенство психики и созна­ния, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них воз­никают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIIIв. X. Вольфом для обозначении направле­нияв психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяе­мой на опыте, закономерной связи между ними. Англий­ский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию сре­ду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация од­ного из них влечет за собой появление другого.

3-й этап.Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — пси­хологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экс­периментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немец­кого ученого В. Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлек­сы головного мозга» (1863) основные психологические про­цессы получают физиологическую трактовку. Их схема та­кая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятель­ностью и заканчиваются ответной деятельностью — дви­жением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов пред­принял попытку вырвать психологию из круга внутренне­го мира человека. Однако при этом была недооценена спе­цифика психической реальности в сравнении с физиоло­гической ее основой, не учтена роль культурно-историчес­ких факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная за­слуга состоит в создании в России психологического ин­ститута(1912). Экспериментальное направление в психо­логии с использованием объективных методов исследова­ния развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Пав­лова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его рабо­ты значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В начале ХХ в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить своё внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Методы психологии.

Наблюдение – наиболее распространённый метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включённым и не включенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное – является организованным, предполагает чёткий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включённое – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенном этого не требуется.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливаются личные контакты с испытуемым.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов ( обычно оно включает использование конструктивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и адаптивных методик) и тестирование психокоррекционное( обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивной коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Отрасли психологии.

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникнове­ние и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психологияизучает содержание, особенности и общие законо­мерности функционирования психики и человеческого сознания, психиче­ские процессы, свойства состояния и формирования личности.

Социальная психологияисследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особен­ности и закономерности психики животных на разных этапах развития жи­вотного мира.

Педагогическая психологиязанимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В ее задачи входят исследование процессов усвое­ния знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обуче­нием и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психологияизучает своеобразие психики людей разно­го возраста, процесс формирования личности человека и его умственного раз­вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, ин­тересов, мотивов деятельности и т.п.

Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем со­отношения технических требований современных машин и психических возмож­ностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусстваизучает психологическую специфику творче­ской деятельности в различных видах искусств (литературе, музыке, живопи­си, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений ис­кусства, дает психологический анализ их влияния на развитиеличности.

Психология спортазанимается исследованием психологических осо­бенностей спортивной деятельности.

Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояняя невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности чело­века во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психологияисследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива, психологические особенности их профессиональной деятелыю-сти в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содей­ствуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология основное внимание уделяет особенностям наруше­ний психики в связи с теми или другими недостатками в строении и фун­кциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как ре­зультат расширения сферы человеческой деятельности, с ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических законо­мерностей (полученных в результате исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, деятель­ностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические зако­номерности. Именно поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тог­да, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Психоло­гия изучает закономерности психики человека не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и ставя перед собой кон­кретную цель: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

Содержание и структура психологического исследования.

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает:

- выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;

- составление программы исследования, которая обычно включает: 1). Формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2). Определение цели и задач; 3). Объяснение и анализ основных задач; 4). Предварительный системный анализ объекта исследования; 5). Выдвижение рабочих гипотез; 6). Составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7). Составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обработка результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется ещё и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений.На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. При необходимости (или если это предполагает тема и программа исследования) может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составлять прогноз развития изучаемого явления.

Наши рекомендации