Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста
Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребёнком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребёнка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем – путём перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психолога с оценками и наблюдениями воспитателя.
Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют наличность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребёнком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника ещё находится в стадии становления, и иногда это ограничивается возможностью применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.
При проведении и оценке результатов диагностики развития дошкольника следует учитывать особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса может свести все условия экспериментатора на нет, поскольку ребёнок не примет их.
Эти особенности следует учитывать как при проведении тестов, так и при интерпретации полученных результатов. Следует учитывать и время, которое потребуется для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребёнком.
При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надёжность полученных данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомой ребёнку обстановке в присутствии матери или какого – то близкого родственника, воспитателя и т. д. необходимо создать условия, при которых ребёнок не будет испытывать отрицательные эмоции от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т.д.), для чего работу с ребёнком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребёнка включать требуемые тестом задания. значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребёнка во время обследования – его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемый деятельности и т д. эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребёнка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребёнка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трёх сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребёнка.
Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшими группами детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).
Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:
Опросник «Что люблю – что ненавижу»
Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:
-Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?
-Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?
-Что ты любишь в садике? Что не любишь в садике?
-Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?
Тематический апперцептивный тест.
Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движение многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, происходит между героями картинками: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачут, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь, глядя на картинку?»
Представленная иллюстрация вариантов ТАТ своим назначением имеет выявление этических отношений к другому человеку.
Тест «Фантастический выбор»
Метод фантастического – один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению ребёнка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения.
Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:
- Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.
- У тебя в руках цветик – семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?
- Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять всё, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.
Индивидуальная беседа с ребёнком.
Индивидуальная беседа с ребёнком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.
Любую беседу с ребёнком рекомендуется начинать с общих и понятных ему вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т.д.). после установления контакта с ребёнком и заручения его доверием можно переходить к интересующим темам. Вопросы для обсуждения лучше подготовить заранее. Например:
- Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую игрушку? Попросил бы что–нибудь взамен?
- если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?
- Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И другие…
Как производится анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть не что иное, как выявленное предпочтение определённой ценности, то обсчёт материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.
Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…%-?) и на материальные (..%.-?), на потребление (…%-?) и на созидание (…%-?), на индивидуальные блага (…%-) и на общественные (…%-?). процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.
Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводных таблиц, различных графиков и диаграмм.