Тема 23. Эвристическое обучение
1. Знания — незнания. Проведите сопоставительный анализ двух дидактических подходов: 1) познание — это увеличение знаний; 2) познание — это увеличение незнаний. Для этого разработайте два разных плана урока по биологии на тему «Домашняя кошка». Результаты внесите в таблицу.
Элементы дидактического подхода | Увеличение знаний | Увеличение незнаний |
1. Цели урока | ||
2. Объекты изучения | ||
3. Основное задание ученикам | ||
4. Что делает учитель | ||
5. Что делают ученики | ||
6. Ожидаемые результаты | ||
7. Способы проверки достижения целей | ||
8. Формы оценки результатов | ||
9, Домашнее задание |
2. Опишите дидактическую систему эвристического обучения, используя следующую таблицу:
Элементы дидактической системы | Описание элементов | |
Назначение системы | ||
Смысл образования | ||
Ведущие принципы | ||
Цели обучения | ||
Роль учителя в обучении | ||
Роль ученика в обучении | ||
Организация учебного процесса | ||
Особенности содержания образования | ||
Преобладающие формы и методы обучения | ||
Результаты и формы их контроля | ||
Отличия от традиционного обучения | ||
Общие черты с проблемным и развивающим обучением |
3. Составьте план урока, целью которого является создание учениками новых знаний по отношению к той информации, которую им предложит учитель. План урока опишите следующим образом:
а) тема урока;
b) учебный курс, класс;
с) цели урока;
d) объект изучения;
е) почему ученикам будет интересно его изучать;
f) сообщаемая ученикам информация (образовательная среда);
g) форма задания или проблема для эвристической деятельности учеников;
h) предполагаемые виды добытых учениками новых знаний (приращение новых знаний).
Смоделируйте фрагмент разработанного вами урока со студентами на семинарском занятии или с реальными учениками во время педагогической практики.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М., 1981.
Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Казань, 1994.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань, 2000.
Армстронг Г. Эвристический метод обучения или Искусство представлять детям самим доходить до познания предметов / Извлеч. и пер. А.П. Павлова. М., 1900.
Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 218-221.
Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
Платон. Собр.соч.: В 4 т. М., 1990-1994.
Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1967.
Халаджан Н.Н. Аутоинженеринг. Фундаментальный курс творческой ориентации личности. М., 1995.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. 1999. № 7. С. 15—22.
Школа творчества: Сб. ученических работ/ Под ред. А.В. Хуторского. Ногинск, 1996.
§ 2. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА
Творческий урок — это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.
Создание творческого урока — это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?
Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель — также творец, а не простой исполнитель своего плана!
Открытые задания.Успех творческого урока определяется стартовым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.
Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.
И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед детским интересом, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если ее решение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы. Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Период времени, отводимый на выполнение заданий, — от 1 минуты до нескольких занятий. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой — обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся.
Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.
Дискуссия.По любому ли вопросу образовательной программы можно составить и предложить ученикам открытое задание?
Требования к разрабатываемым открытым заданиям:
— Задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе, например: «Правила сложения с переходом через десяток».
— Задания не должны иметь заранее известного для учителя решения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и О».
— Формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора — учителя, например: «Почему А — первая буква алфавита?
Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель, может знать 2-3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.
При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений получаемых учениками результатов. Лучшее задание — то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое космос» выполнено семилетним учеником лаконично и емко: «Космос — это нескончаемость». Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребенка при его выполнении.
Ниже приведены общие направления конструирования открытых заданий, каждое из которых может быть реализовано по-разному в зависимости от учебного курса, целей учителя и условий обучения. Задания сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.
Задания когнитивного типа:
Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки, обряда и т.п. Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».
Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, технических приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».
Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественно-научного, словесного, математического, психологического и др.).
«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например: «Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».
Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например: «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например: «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур»; «Отыщите общие принципы строения различных государств».
Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.
Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественно-научными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».
Задания креативного типа:
Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т.д.
«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов).
Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.
Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, руссского языка и т.п.), опишите свои чувства.
Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т.п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные проекты. Например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе».
Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.
Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.
Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.
Задания оргдеятельностного типа:
Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.
Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.
Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.
Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.
Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.
Как составить эвристическое задание.Ниже перечислены этапы разработки открытого эвристического задания. Составленные по данной методике задания могут с успехом использоваться учителем на уроках, во время конкурсов и эвристических олимпиад.
Последовательность реализации перечисленных ниже этапов может быть и иной, но само их наличие создает условия для конструирования качественного эвристического задания.
1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или легкости) конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.
2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится урок, конкурс или олимпиада. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.
3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что ученик будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены в п.1 и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены в п.2.
4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: «Для решения этой задачи примените метод гиперболизации», но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения задания, например: «Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток» или «Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья».
5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются: объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).
6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найди причину происхождения, разреши противоречие, «почему так, а не иначе», «исключение вместо правила», «если бы», «пусть невозможное станет возможным», какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т.п. «Сухую» формулировку содержательного задания можно предварительно «оживить» сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом («На Землю прилетел инопланетянин», «Колобок встретился с пиццей» и т.д.) Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагали возможность проявления способностей ученику с любым уровнем подготовки.
7. Определяется название задания или олимпиадной номинации. Здесь два пути: а) название номинации определяется первоначально, и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, затем для него отыскивается наиболее подходящее название номинации. В названии номинации может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении заданий полезен прием, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей с учетом их специфики.
Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными видами деятельности (например, младшим ученикам предлагается составить загадку про выбранный объект, более старшим — разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам — провести исследование по данной теме); б) разным уровнем или объемом создаваемого учениками продукта (младшие рисуют образ числа «3», старшие — его символ, выпускники — проводят комплексное его исследование — арифметическое, геометрическое, лингвистическое).
Дискуссия.В каких случаях эффективнее предлагать ученикам открытые задания, а в каких — с известным учителю решением?
При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, т. е. определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться. Например, если задание предполагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отражение этих связей в формуле или описании. Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.
Чтобы организовать творческую деятельность учеников, одной формулировки открытого задания может быть недостаточно. При отсутствии навыков самоорганизации продуктивной деятельности у школьников могут возникнуть затруднения в получении качественного образовательного продукта. В этом случае помогают алгоритмические описания и рекомендации, задающие учащимся этапы или направления их деятельности (но не ее содержание!).
Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, науке, в любой образовательной области.
1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.
2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.
3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.
4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.
6. Предложите версию, гипотезу, объясняющую феномен.
7. Сделайте выводы из исследования. Проведите рефлексию деятельности и выполните ее самооценку.
Опорные технологические рекомендации — важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности. Алгоритмизация действий в данном случае не мешает, а способствует индивидуальной самореализации учеников. Репродуктивно передаваемые ученикам способы действий позволяют им творить на технологической основе с гарантированным результатом.
Одним из важных умений учителя творческой ориентации является умение переводить традиционные «закрытые» задания в открытые. Если учитель освоит такую процедуру, то его ученики будут находиться в состоянии творчества всегда — на уроках, во время контрольных работ или зачетов, при выполнении домашней работы, на протяжении всей своей образовательной деятельности.
Типы творческих уроков.Для определения базовой основы творческого урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока.
Целью творческого урока является создание учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.
Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, т. е. включают 3—4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.
Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себе неограниченный набор вариантов их построения.
Уроки когнитивного типа:
урок-наблюдение;
урок-эксперимент;
урок исследования объекта;
поисковый урок;
лабораторно-практический урок;
урок постановки проблем и их решения;
урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
урок конструирования теорий;
урок-концепт, построение картины мира или ее части;
урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
интегративный урок;
метапредметный урок;
межпредметный урок;
урок философского обобщения.
Уроки креативного типа:
урок составления и решения задач; урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); урок-парадокс; урок-фантазия; урок изобретательства; урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;
урок моделирования;
урок символотворчества;
урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);
урок — эвристическая ситуация;
урок открытий;
сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т.п.);
деловая игра;
ролевая игра;
урок-путешествие (реальное, виртуальное);
урок-наоборот (ученик в роли учителя);
урок в школе будущего;
прогностический урок;
урок защиты творческих работ;
урок-олимпиада;
урок творческого обобщения.
Уроки оргдеятельностного типа:
урок целеполагания;
урок нормотворчества;
урок разработки индивидуальных образовательных программ;
урок защиты индивидуальных образовательных программ;
уроки с групповой работой;
урок-проект (с использованием метода проектов);
урок-консультация (взаимоконсультация);
урок самооценок (взаимооценок);
урок-зачет (самозачет);
урок-рефлексия.
Уроки коммуникативного типа:
бинарный урок (ведут два учителя);
урок рецензирования;
урок взаимоконтроля;
урок-вернисаж;
урок-выставка;
урок-аукцион;
урок-конференция;
урок-соревнование;
урок-КВН;
урок «суд над явлением»;
урок-спектакль;
урок-«круглый стол»;
урок-панорама;
творческий отчет.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.
Планирование творческого урока.Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.
1. План творческого урока — это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тогда есть вероятность, что эти же проблемы будут интересны и ученикам). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке их индивидуальные подходы, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.
4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.
5. Разрабатывается идея урока, которая обусловливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий для учащихся, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.
6. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных таблиц сложения чисел учитель готовит аналогичные таблицы, составленные древними и современными учеными.
8. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению в разным субъектам обучения. Приведем примеры трех, уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).
9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока. Одно из требований занятия — «дыхание урока», т. е. смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Так, на уроке с учениками начальной школы такая смена происходит не реже, чем через 10—15 минут. Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («тихая» индивидуальная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают друг перед другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивидуальная деятельность).
10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура:
— Тема урока, класс, дата проведения.
— Тип урока.
— Цели урока.
— Оборудование и материалы к уроку.
— Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников.
— Главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы).
— Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам.
— Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: «Нарисуйте свою картину мира».
— Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2—3 возможных варианта результата).
— Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.
— Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.
— Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
— Формы контроля и оценки результатов урока.
— Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).
— Рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.п.).
— Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.
— Форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.
Блок самоопределения