Тема 23. Эвристическое обучение

1. Знания — незнания. Проведите сопоставительный анализ двух дидактичес­ких подходов: 1) познание — это увеличение знаний; 2) познание — это увели­чение незнаний. Для этого разработайте два разных плана урока по биологии на тему «Домашняя кошка». Результаты внесите в таблицу.

Элементы дидактического подхода Увеличение знаний Увеличение незнаний
1. Цели урока    
2. Объекты изучения    
3. Основное задание ученикам    
4. Что делает учитель    
5. Что делают ученики    
6. Ожидаемые результаты    
7. Способы проверки достижения целей    
8. Формы оценки результатов    
9, Домашнее задание    

2. Опишите дидактическую систему эвристического обучения, используя сле­дующую таблицу:

  Элементы дидактической системы Описание элементов
Назначение системы  
Смысл образования  
Ведущие принципы  
Цели обучения  
Роль учителя в обучении  
Роль ученика в обучении  
Организация учебного процесса  
Особенности содержания образования  
Преобладающие формы и методы обучения  
Результаты и формы их контроля  
Отличия от традиционного обучения  
Общие черты с проблемным и развивающим обучением  

3. Составьте план урока, целью которого является создание учениками новых знаний по отношению к той информации, которую им предложит учитель. План урока опишите следующим образом:

а) тема урока;

b) учебный курс, класс;

с) цели урока;

d) объект изучения;

е) почему ученикам будет интересно его изучать;

f) сообщаемая ученикам информация (образовательная среда);

g) форма задания или проблема для эвристической деятельности учеников;

h) предполагаемые виды добытых учениками новых знаний (приращение новых знаний).

Смоделируйте фрагмент разработанного вами урока со студентами на семи­нарском занятии или с реальными учениками во время педагогической практики.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской де­ятельности: Методическое пособие. М., 1981.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Ка­зань, 1994.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань, 2000.

Армстронг Г. Эвристический метод обучения или Искусство представлять де­тям самим доходить до познания предметов / Извлеч. и пер. А.П. Павлова. М., 1900.

Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антоло­гия педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 218-221.

Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

Платон. Собр.соч.: В 4 т. М., 1990-1994.

Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1967.

Халаджан Н.Н. Аутоинженеринг. Фундаментальный курс творческой ориента­ции личности. М., 1995.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.

Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практичес­кого исследования // Педагогика. 1999. № 7. С. 15—22.

Школа творчества: Сб. ученических работ/ Под ред. А.В. Хуторского. Ногинск, 1996.

§ 2. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА

Творческий урок — это многогранный кристалл, в котором от­ражается вся система обучения учителя. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Создание творческого урока — это «творчество в квадрате», по­скольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки уро­ка являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инстру­ментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образова­тельный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.

После проектирования урока происходит его реализация, ко­торая также является творческим процессом, поскольку урок не яв­ляется простым воспроизведением намеченного плана. От творче­ства педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель — также творец, а не простой исполнитель своего плана!

Открытые задания.Успех творческого урока определяется стар­товым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.

Опыт показывает, что именно от содержания сформулирован­ного задания зависит уровень творческой самореализации учащих­ся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики ис­ходной науки, то шансов на качественный результат мало.

И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед детским интересом, а со­держится действительно «живая» проблема или задача, если ее ре­шение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внут­ренней логике обозначенной проблемы. Открытые задания не имеют однозначных результатов их вы­полнения. Такие задания принципиально отличаются от традици­онных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный уче­ником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно уга­данный или полученный ответ.

Период времени, отводимый на выполнение заданий, — от 1 минуты до нескольких занятий. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой — обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся.

Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать ма­териал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории де­тей, изучающих одни и те же учебные темы.

Дискуссия.По любому ли вопросу образовательной программы можно составить и предложить ученикам открытое задание?

Требования к разрабатываемым открытым заданиям:

— Задания должны относиться к конкретному базовому вопро­су, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной програм­ме, например: «Правила сложения с переходом через десяток».

— Задания не должны иметь заранее известного для учителя ре­шения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и О».

— Формулировка задания должна быть интересна или необыч­на как для учеников, так и для автора — учителя, например: «Поче­му А — первая буква алфавита?

Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для это­го нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результа­та, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель, может знать 2-3 варианта его возможных реше­ний, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.

При разработке открытых заданий учителю бывает сложно от­влечься от собственных представлений получаемых учениками ре­зультатов. Лучшее задание — то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учени­ком. Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое космос» выполнено семилет­ним учеником лаконично и емко: «Космос — это нескончаемость». Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень твор­чества ребенка при его выполнении.

Ниже приведены общие направления конструирования откры­тых заданий, каждое из которых может быть реализовано по-разно­му в зависимости от учебного курса, целей учителя и условий обучения. Задания сгруппированы по доминирующим видам дея­тельности учащихся: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.

Задания когнитивного типа:

Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая суще­ствует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию проис­хождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, го­сударства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных тра­диций).

Исследование объекта. В задании приводятся указания по ис­следованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, яв­ления, правила, музыки, обряда и т.п. Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследо­вание по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».

Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, техни­ческих приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественно-научно­го, словесного, математического, психологического и др.).

«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например: «Объясните причины применения десятерич­ной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцати­ричной — при измерении времени»; «Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».

Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например: «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например: «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур»; «Отыщите общие принципы строения различных государств».

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных сис­темах, например, в разных типах языков: иностранных языках, язы­ках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.

Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нари­совать картину природы.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными спо­собами исследования одного и того же объекта — естественно-науч­ными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигу­рах)».

Задания креативного типа:

Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, ма­тематическую закономерность, способ изготовления поделки и т.д.

«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления ре­волюций и других исторических событий, изобретения колеса, по­роха; развития растения, животного, человека, других организмов).

Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный, двигатель­ный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, руссского языка и т.п.), опишите свои чув­ства.

Жанры текста. Создать словесный продукт в различных фор­мах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т.п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, симво­лов. Технические приспособления, приборы и устройства. Соци­альные, экологические, научные проекты. Например: «Сформули­руйте закон отталкивания в природе».

Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, риф­му, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для дру­гих учеников, сборник своих задач, программу концерта.

Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, жур­нал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фото­графию, видеофильм.

Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.

Задания оргдеятельностного типа:

Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучае­мых курсов (разделов) на день, четверть, год.

Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.

Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого уче­ника; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Как составить эвристическое задание.Ниже перечислены этапы разработки открытого эвристического задания. Составленные по данной методике задания могут с успехом использоваться учителем на уроках, во время конкурсов и эвристических олимпиад.

Последовательность реализации перечисленных ниже этапов может быть и иной, но само их наличие создает условия для конст­руирования качественного эвристического задания.

1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбира­ются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные поня­тия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или легкости) конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение дробей, за­коны притяжения и отталкивания, принцип единства противопо­ложностей) и др. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваются в программах, учебниках, за­дачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.

2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учеб­ном курсе, по которому проводится урок, конкурс или олимпиада. Например, в английском языке такими видами деятельности явля­ются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, кото­рые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.

3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, пред­ложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, пред­ложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что ученик будет со­здавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены в п.1 и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены в п.2.

4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: «Для реше­ния этой задачи примените метод гиперболизации», но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить уче­никам найти наибольшее количество тех или иных методов реше­ния задания, например: «Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток» или «При­думайте несколько способов определения скорости полета воробья».

5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются: объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бу­маги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимо­зависимости введенных вами величин или экономических факторов).

6. Текст задания формулируется и шлифуется с учетом его за­нимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания мо­жет быть сколь угодно много, например: найди причину происхож­дения, разреши противоречие, «почему так, а не иначе», «исключение вместо правила», «если бы», «пусть невозможное ста­нет возможным», какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т.п. «Сухую» формулировку содержательного задания можно предварительно «оживить» сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом («На Землю прилетел инопланетянин», «Коло­бок встретился с пиццей» и т.д.) Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагали возможность проявле­ния способностей ученику с любым уровнем подготовки.

7. Определяется название задания или олимпиадной номина­ции. Здесь два пути: а) название номинации определяется первона­чально, и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, затем для него отыскивается наиболее под­ходящее название номинации. В названии номинации может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении зада­ний полезен прием, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей с уче­том их специфики.

Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными вида­ми деятельности (например, младшим ученикам предлагается соста­вить загадку про выбранный объект, более старшим — разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам — провести иссле­дование по данной теме); б) разным уровнем или объемом создавае­мого учениками продукта (младшие рисуют образ числа «3», старшие — его символ, выпускники — проводят комплексное его ис­следование — арифметическое, геометрическое, лингвистическое).

Дискуссия.В каких случаях эффективнее предлагать ученикам открытые задания, а в каких — с известным учителю решением?

При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, т. е. определяется, какие параметры созданного уче­ником продукта будут оцениваться. Например, если задание пред­полагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элемен­тов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отражение этих связей в формуле или описании. Кроме того, всегда есть уни­версальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответ­ствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.

Чтобы организовать творческую деятельность учеников, одной формулировки открытого задания может быть недостаточно. При отсутствии навыков самоорганизации продуктивной деятельности у школьников могут возникнуть затруднения в получении каче­ственного образовательного продукта. В этом случае помогают ал­горитмические описания и рекомендации, задающие учащимся этапы или направления их деятельности (но не ее содержание!).

Приведем пример алгоритмического предписания для учени­ков по исследованию образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, куль­туре, науке, в любой образовательной области.

1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисун­ком или символом.

2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.

3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отли­чает его от других похожих явлений.

4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.

6. Предложите версию, гипотезу, объясняющую феномен.

7. Сделайте выводы из исследования. Проведите рефлексию деятельности и выполните ее самооценку.

Опорные технологические рекомендации — важнейшее сред­ство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности. Алгоритмизация действий в данном случае не мешает, а способствует индивидуальной самореализации учени­ков. Репродуктивно передаваемые ученикам способы действий по­зволяют им творить на технологической основе с гарантированным результатом.

Одним из важных умений учителя творческой ориентации яв­ляется умение переводить традиционные «закрытые» задания в от­крытые. Если учитель освоит такую процедуру, то его ученики будут находиться в состоянии творчества всегда — на уроках, во время кон­трольных работ или зачетов, при выполнении домашней работы, на протяжении всей своей образовательной деятельности.

Типы творческих уроков.Для определения базовой основы твор­ческого урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока.

Целью творческого урока является создание учениками соб­ственного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения определенных видов деятельно­сти, поэтому разделение творческих уроков на типы может проис­ходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.

Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, т. е. включают 3—4 сменяемых друг дру­га вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее вопло­щения.

Ниже представлены перечни названий типов творческих уро­ков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включа­ет в себе неограниченный набор вариантов их построения.

Уроки когнитивного типа:

урок-наблюдение;

урок-эксперимент;

урок исследования объекта;

поисковый урок;

лабораторно-практический урок;

урок постановки проблем и их решения;

урок конструирования понятий (правил, закономерностей, ги­потез);

урок конструирования теорий;

урок-концепт, построение картины мира или ее части;

урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

интегративный урок;

метапредметный урок;

межпредметный урок;

урок философского обобщения.

Уроки креативного типа:

урок составления и решения задач; урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); урок-парадокс; урок-фантазия; урок изобретательства; урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

урок моделирования;

урок символотворчества;

урок «изменения» истории (собственное решение историчес­ких событий);

урок — эвристическая ситуация;

урок открытий;

сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т.п.);

деловая игра;

ролевая игра;

урок-путешествие (реальное, виртуальное);

урок-наоборот (ученик в роли учителя);

урок в школе будущего;

прогностический урок;

урок защиты творческих работ;

урок-олимпиада;

урок творческого обобщения.

Уроки оргдеятельностного типа:

урок целеполагания;

урок нормотворчества;

урок разработки индивидуальных образовательных программ;

урок защиты индивидуальных образовательных программ;

уроки с групповой работой;

урок-проект (с использованием метода проектов);

урок-консультация (взаимоконсультация);

урок самооценок (взаимооценок);

урок-зачет (самозачет);

урок-рефлексия.

Уроки коммуникативного типа:

бинарный урок (ведут два учителя);

урок рецензирования;

урок взаимоконтроля;

урок-вернисаж;

урок-выставка;

урок-аукцион;

урок-конференция;

урок-соревнование;

урок-КВН;

урок «суд над явлением»;

урок-спектакль;

урок-«круглый стол»;

урок-панорама;

творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему заня­тий, образующих целостную технологию обучения. На основе дан­ной технологии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.

Планирование творческого урока.Рассмотрим этапы и особен­ности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.

1. План творческого урока — это инструмент реализации учи­телем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (раз­делу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уро­ков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и ре­альны для достижения в рамках изучаемого раздела.

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в ко­тором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учи­тель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходи­мости планируемое содержание и средства обучения.

3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учеб­никами, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тог­да есть вероятность, что эти же проблемы будут интересны и учени­кам). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке их индивидуальные подходы, не пройти мимо оригиналь­ных направлений мысли учеников.

4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с глав­ными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть разли­чен. Полезно иметь представление о направленности индивидуаль­ных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

5. Разрабатывается идея урока, которая обусловливается выб­ранным типом урока, а также предполагаемым творческим резуль­татом. Формулируется одно или несколько открытых заданий для учащихся, которые не имеют однозначного варианта их выполне­ния и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуаль­ность.

6. Отбирается такой материал и такие средства, методы и фор­мы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.

7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим про­дуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические ана­логи. Например, к уроку по составлению учениками собственных таблиц сложения чисел учитель готовит аналогичные таблицы, со­ставленные древними и современными учеными.

8. Уточнение и письменное формулирование целей урока раз­личного ранга по отношению в разным субъектам обучения. Приведем примеры трех, уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «за­кономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).

9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры уро­ка. Одно из требований занятия — «дыхание урока», т. е. смена кон­трастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Так, на уроке с учениками начальной школы такая смена происходит не реже, чем через 10—15 минут. На­пример, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («ти­хая» индивидуальная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают друг перед другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивиду­альная деятельность).

10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная струк­тура:

— Тема урока, класс, дата проведения.

— Тип урока.

— Цели урока.

— Оборудование и материалы к уроку.

— Фундаментальные образовательные объекты, в направле­нии которых планируется деятельность учеников.

— Главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы).

— Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбив­кой времени по минутам.

— Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, напри­мер: «Нарисуйте свою картину мира».

— Предполагаемые результаты выполнения заданий ученика­ми (желательно указать 2—3 возможных варианта результа­та).

— Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой про­блеме.

— Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школь­ной доски.

— Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

— Формы контроля и оценки результатов урока.

— Задания на дом (разные варианты на выбор или индивиду­ально).

— Рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.п.).

— Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

— Форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.

Блок самоопределения

Наши рекомендации