Становление системы общественного воспитания и проблемы развития детей раннего возраста
Первыми учреждениями для воспитания детей младенческого и раннего возраста были приюты для покинутых детей. Считается, что один из первых в истории крупных воспитательных домов был открыт Миланским архиепископом в 787 г., хотя встречаются упоминания о приюте, основанном в Цареграде в 335 г.В России детские приюты возникли в начале XVIII в. при монастырях. Первый воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев» был открыт в Новгороде в 1706 г. В дальнейшем такие дома возникали и при других монастырях и церквах и содержались на благотворительные средства. Впервые государственная поддержка была им оказана при Петре I, который в 1715 г. издал указ об открытии госпиталей «для зазорных младенцев». Вплоть до Октябрьской революции существовали детские приюты, которые учреждались на благотворительных началах земствами, городскими самоуправлениями, частными обществами и отдельными лицами.В начале XIX в. в связи с вовлечением женщин в фабричное производство, широкое распространение стали получать идеи общественного воспитания в дошкольном возрасте. Впервые детское учреждение для детей рабочих, так называемая «школа для малышей», было организовано в 1802 г. в Шотландии в Нью-Лэндпарке социалистом-утопистом Р. Оуэном. Здесь были ясли для малышей от 1 года до 3 лет и дошкольное учреждение для детей от 4 до 6 лет. С этого времени в ряде стран организуются детские сады, материнские школы, школы для малышей и т.д. В России впервые ясли были организованы в г. Бела бывшей Седлецкой губернии в 1716 г. В 60- годах XIX в. ясли появились в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуеве и других местах. В 1913 г. в России было 19 постоянных яслей на 550 мест в городах и 343 сезонных яслей на 10,7 тыс. мест – в сельской местности. Как правило, они создавались на благотворительные средства. На протяжении трех последних столетий вплоть до настоящего времени ведутся дискуссии по поводу эффективности и целесообразности общественного воспитания детей раннего возраста. Одним из доводов для признания неэффективности воспитания детей до 3 лет в учреждениях является многовековой неблагополучный опыт приютов для сирот. На неестественность среды в детских учреждениях стали обращать внимание уже с конца XVII в. Так, гамбургское общество искусств и ремесел объявило конкурс для решения вопроса: «Следует ли отдавать предпочтение воспитанию сирот в учреждениях или за оплату в семьях». Сохранилась запись из дневника испанского епископа от 1760 г.: «В приюте ребенок становится грустным, и многие от грусти умирают». Высокая детская заболеваемость и смертность отмечалась в приютах разных стран и городов (от 60 до 90%). Наблюдения детских врачей в приютах, больницах и других учреждениях сообщали о трагической смертности и пониженной жизнеспособности детей из учреждений. Стали предприниматься первые попытки переустройства жизни детей в учреждениях, введение так называемой семейной системы с распределением детей на меньшие группы. В начале XX в. мощным стимулом для обсуждения причин высокой детской смертности в учреждениях стали последствия мировых войн, революций, экономических кризисов. Огромное число детей оказалось без семьи, были покинуты, эвакуированы, содержались в концлагерях,госпиталях. Выдающиеся педиатры того времени обсуждали проблемы неблагополучия детей, попавших в больницы, госпитали, детские дома. Сначала основными причинами высокой смертности и заболеваемости детей в учреждениях признавались недостаточное питание, инфекция, скученность, плохой уход. Однако и тогда высказывалась точка зрения, вскрывающая более глубокие корни этого явления. Так, немецкий педиатр М. фон Пфаундлер, занимавший крайне скептическую позицию по отношению кучреждениям для маленьких детей, писал, что ребенок там «лишается личной, индивидуальной материнской заботы», вместо этого «его суют в фабрику по уходу или казармы для грудных детей». В отличие от этой точки зрения, А. Шлоссманн усматривал в учреждениях возможностьспособствовать нормальному развитию самых запущенных детей из семьи. Уже с тех пор в проблеме воспитания детей младенческого и раннего возраста обозначаются двепротиворечивые тенденции: детские учреждения следует ликвидировать – детские учреждениянадо совершенствовать. Стремление разобраться в том, как влияют детские учреждения на психическое развитие детей,породило проблему «институтализации», т.е. вопрос об особенностях формирования личности и поведения ребенка, посещающего общественные детские учреждения. В 20-40-х годах XX в. началось интенсивное изучение психического развития детей в различных условиях воспитания. Оно привело к важному выводу, что создание послевоенной социальнойслужбы, значительное улучшение гигиенических условий в детских учреждениях и прогресс во всех областях медицины привели к существенному снижению смертности, но дети,воспитывающиеся в учреждениях, по сравнению с детьми из семей, менее стойки в отношении неблагоприятных внешних влияний и развиваются с задержкой. Первые исследования в этом направлении были предприняты в работах Ш. Бюллер, которая вместе с сотрудниками изучала психическое развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни. В частности, было проведено сопоставление развития детей, проживающих в плохих социальных и экономических условиях, детей без семьи и из семей опекунов, а также детей, воспитывающихся в детских учреждениях. Исследования показали, что материнская забота имеет бесспорное преимущество перед уходом обученного персонала. Решающее значение в неблагоприятном состоянии отводилось психическим факторам. Последовавшие вслед за этой работой в 40-50-х годах исследования о детях, подвергшихся лишениям во время Второй мировой войны и после нее, Р. Шпица и К. Волф в Западной Германии, У. Голдфарба в США, Дж. Боулби в Англии и других ученых привели к заключению, что ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты, привязанности к матери (или к лицу, заменяющему мать), интимных и стойких эмоциональных связей. Ситуация, при которой ребенок страдает от их недостатка приводит к целому ряду нарушений психического здоровья. Р. Шпиц описал картину «госпитализма» – крайней формы «институтализации» ребенка следующим образом. Дети в закрытых учреждениях, разлученные сматерями, по его данным, впадают в маразм; на первом году жизни до 70% детей погибают, а остальные пребывают на грани умственной отсталости и психических аномалий. 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье», выводы которой долгое время серьезно препятствовали развитию общественного воспитания в западных странах. Однако последующие работы показали, что, с одной стороны, многие дети, воспитывающиеся в учреждениях, развиваются нормально, с другой – многие дети, проживающие со своими матерями, страдают от недостатка материнской заботы. Появилась необходимость разобраться, что такое семья, понять особенности ситуации в детских учреждениях в сравнении с условиями, в которых дети растут дома. Усилился интерес ученых к анализу воспитания детей в условиях разных культур, проведенному М. Мид в 30-е годы, предпринимались новые исследования в этом направлении. Работы ученых 50-80-х годов показали, что патология развития ребенка, воспитывающегося в учреждении, не является неизбежной. Установлено, что причиной задержки в его развитии являются не скрытые пороки, неотъемлемо присущие общественному воспитанию, а конкретные и вполне устранимые обстоятельства, характерные для данного учреждения. Например, апатичность сестер, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам, равнодушие к знакам интереса и привязанности со стороны малышей; малое количество игрушек, контактов со взрослыми. Причинами отставания детей, помимо «материнской депривации» (лишения материнской заботы), были признаны обеднение среды за счет снижения яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), недостаточность эмоциональных контактов при взаимоотношениях с персоналом и совместной деятельности ребенка со взрослым (эмоциональная депривация). Для предотвращения депривации был разработан ряд мер, к которым относятся специальная психологическая помощь, приближение воспитания в учреждении к семейному, организация детей в малую группу, более совершенное кадровое обеспечение и материальное оснащение, особый отбор персонала и главное – подчинение всей работы этих учреждений идее – максимально считаться с личностью каждого отдельного ребенка. Концепция психической депривации оказала свое влияние на представления о воспитании детей в раннем возрасте и нашла отклик в законодательных мероприятиях, обеспечивающих перестройку системы общественного воспитания, в разных странах. Она отразилась на заботе о
детях во всех областях – на воспитании их в детских учреждениях, больницах, родильных домах, на дальнейшем развитии заботы о ребенке. В родильных домах и больницах стали создаваться условия для помещения ребенка вместе с матерью или материнского ухода за малышом в течение дня; детские учреждения начали практиковать участие семьи в воспитательном процессе, допускать в группу мать для облегчения адаптации ребенка к учреждению. В сфере общественного воспитания детей раннего возраста стали востребованы не только врачи, но педагоги, психологи и социальные работники