Раздел 3. Профессиональные педагогические задачи
1.Профессиональная задача.
Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Учебные задачи и их виды. Функциональное содержание учебных задач. Составление профессиональных задач. Понимание необходимости взаимозависимости, цикличности и динамичности процесса решения педагогических задач для построения и реализации эффективных стратегий обучения и воспитания.
2.Понимание и принятие педагогом культурного и личного разнообразия учащихся. Умение определить возможности для развития и удовлетворения потребностей различных детей и подростков в образовании. Формирования личной убежденности о возможности раскрытия в педагогическом процессе личного потенциала каждого ученика.
3.Проектирование педагогического процесса.
Понимание и умение проектировать логику педагогического процесса как взаимодействия педагога и ученика, с учетом приоритетов развития образования, его правового обеспечения, принятия личной ответственности за создание стратегий обучения и воспитания, ориентированных на прогресс в развитии каждого ученика/ воспитанника.
4.Целеполагание.
Понимание и умение ясной формулировки целей педагогического процесса и в соответствии с ними способность к созданию конструкций обучения в воспитания, выстроенных на современных научных теориях, образцов опыта успешной педагогической деятельности.
5.Оценивающая деятельность педагога.
Понимание значения получения необходимых данных для оценки прогресса ученика в учебной деятельности, развитии и социальном становлении. Умение использовать различные виды оценивания для мониторинга прогресса учащихся, проектирования изменений в педагогическом процессе в целях преодоления выявленных затруднений в обучении и воспитании учащихся.
6.Педагогическое воздействие и поддержка учащихся.
Понимание и умение планировать различных виды педагогических воздействий с целью мотивации учащихся в обучении и поддержки их инициативы в учебной и социальной деятельности. Умение принимать различные роли в процессе обучения и воспитания (координатора, интегратора, наставника, консультанта, лидера). Современные роли педагога (модератор, фасилитатор, тьютер и др.).
7.Современная образовательная среда и ее ресурсы.
Понимание сущности современной образовательной среды и умение использовать ресурсы (в том числе и технологии), в целях повышения прогресса ученика, формирования взаимной ответственности, развития жизненных навыков, обеспечения безопасности и благоприятной среды для развития учащихся различного возраста.
8.Сотрудничество субъектов образования.
Понимание значения сотрудничества и взаимосвязисдругими педагогами, администраторами, родителями, социальными партнерами, местным сообществом для поддержки обучения и развития учащихся, организации и проведения воспитательных мероприятий.
9.Профессиональное развитие учителя. Понимание значения профессионального развития учителя и принятие ответственности за профессиональный рост. Умение принимать участие в работе образовательного сообщества с целью обновления образовательных процессов в современных образовательных учреждениях
Практические занятия
Планы практических занятий
Раздел 1. История педагогической мысли и образования
Семинар 1. Образование и педагогическая мысль Древнего Мира (Семинар-визуализация)
План
1. Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования.
2. Спартанская и афинская системы воспитания как полярные: сравнительная характеристика; зарождение гуманистических традиций в воспитании.
3.Философские концепции человека мыслителей Древней Греции и их значение для осмысления природы воспитания (Демокрит, Платон, Аристотель).
4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.(Квинтилиан и др.)
Задания по выбору
1. Особенности духовно-нравственного формирования человека в конфуцианской традиции.
2. М.Ф. Квинтилиан о возможностях человека и содержании его образования и воспитания.
Литература:
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
3.Демокрит. Фрагменты о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, /Сост. и авт. вводных статей академик АПН А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 9-11.
4.Платон. Протагор // Там же. С. 18-32.
5.Аристотель. Политика // Там же. С. 34-38.
6.Квинтилиан М.Ф. О воспитании оратора // Там же. С.39-45. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. разд. II. Гл. 2,3.
Семинар 2. Ценностные ориентации образования и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения (V-XVI вв.)(Семинар-пресс-конференция)
План.
1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.
2.Образовательная система средневековья, основные характеристики ее модели
3.Система школ в период средневековья (раннего и развитого).
4.Рыцарская система воспитания. Её особенности.
5.Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трактовках мыслителей христианского средневековья (Г. Сен-Викторский, П. Абеляр, Винсент из Бове).
6.Идеология Возрождения и Реформации как реакция на одностороннее мировосприятие и самоопределение.
Задания по выбору
1. Гуманистическая школа В. де Фельтре.
2. Отражение гуманистических идеалов образования в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
3. Проблема ребенка и его воспитания в философской концепции Эразма Роттердамского.
Литература.
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
3.Антология педагогической мысли христианского средневековья:В 2 т., М.: АО Аспект-Пресс, 1994. Т. 1. С. 11-28; Т.2. С. 5-15, 49-93,42-49,111-138.
4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981. С. 51-76.