Физическая культура и спорт как социокультурный
Феномен
Широкое использование в последние годы в научных работах, в названиях научно-практических конференций, статьях, в том числе в сфере физической культуры, категории «социокультурное» требует внесения некоторой ясности в ее содержание.Социокультурность может рассматриваться как фундаментальное понятие или научная категория потому, что является основой для разработки множества других, связанных с ней, но менее абстрактных понятий. Это социокультурные феномены, процессы, факторы, явления, социокультурная регуляция и т.п., которые должны раскрывать проявления социокультурного, т.е. исходить из паритетности культуры и социальности, их несводимости и невыводимости друг из друга [3,7].
По мнению П.Сорокина, социокультурное явление становится возможным при наличии значимого взаимодействия двух и более индивидов, в котором выделяется три необходимых компонента: субъекты взаимодействия; значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы. Складывающийся на основе значимых для индивидов взаимодействий, социальный порядок, носит неразделимый характер [7]. Эти мысли конкретизируются А.С.Запесоцким. С его точки зрения, феномены «социального» и «культурного» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов. Представляя собой в онтологическом плане единство, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают два феномена со специфическими функциями и оппозиционными смыслами [3].
Физическая культура как социокультурный феномен в предлагаемой модели состоит из двух взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов: культурного и социального.
На культурный компонент данного феномена можно взглянуть с позиций двух подходов: широкого и дифференцированного.
Широкий подход представлен в формулировке Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» 1999 года: «Физическая культура – составная часть культуры, область, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей . . . ». В законе 2007года несколько расширено данное понятие - « . . . часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [5,6].
Л.П.Матвеев в системе физической культуры выделяет первой подсистемой отправные идейные принципы, научно-прикладную концепцию и ее основания, программное содержание и нормативные основы, определяющие методические черты [4]. В.К.Бальсевич и Л.И.Лубышева в сфере физической культуры выделили ценности: интеллектуальные, двигательного характера, педагогических технологий, мобилизационные, интенционные [1].
При данном подходе ценность понимается широко - как значимость объекта для субъекта, т.е. как средство удовлетворения его потребности на уровне «полезности» как положительной значимости.
Второй подход (дифференцированный или аксиологический) предполагает, что сущностно-смысловым ядром культуры, определяющим ее содержание и специфику, являются общечеловеческие и духовные ценности. В структуре ценности, по мнению Г.П. Выжлецова, три взаимосвязанных основных элемента: значимость, норма, идеал. Ценности культуры могут функционировать как значимости, как нормы и как идеалы. Правда, значимость (полезность, пригодность) и норма (должное) характерны и для того, что он называет цивилизацией, и для низших уровней культуры, на которых культурность порой почти неотличима от цивилизации. Исходно любые ценности связаны со значимостью, пригодностью, полезностью. При этом к значимости, даже положительной, ценность не сводится. Ценностное отношение включает в себя и должное (норму отношений, поведения) и желаемое (идеал) [2]. Этот подход наиболее ярко представлен во взглядах философов Древней Греции и реализован в Олимпийских играх древних греков. П.Кубертен исходил из того, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На решение этих задач ориентируют важнейшие официальные документы современного спортивного и олимпийского движения, а также гуманистическая теория спорта. Главная особенность гуманистической теории спорта - парадигма, ориентирующая на подход к изучению спорта, при котором он рассматривается как сфера и средство реализации гуманистических идеалов и ценностей, касающихся личности и социальных отношений [8].
При таком подходе становится целесообразно выделить в культурном компоненте два уровня: сущностно-смысловой элемент и когнитивно-технологический (Рис.6). Культурный компонент - это потенциал физической культуры: воспитательный, оздоровительный, образовательный и т.д.
Социальный компонент физической культуры - это, прежде всего, реализация культурного компонента. На этапе реализации, помимо содержания культурного компонента, существенное влияние на деятельность человека оказывают и другие факторы. В результате наблюдается много противоречивых явлений в поведении и деятельности спортсменов, болельщиков, тренеров и других участников занятий физическими упражнениями. Социальный компонент проявляется в двух аспектах. Во-первых, деятельностный аспект. Он включает в себя деятельность по основным направлениям использования физических упражнений (двигательных действий), которая организуется и совершается на основе познанных закономерностей (знаний), регулятивов (норм, правил), ценностей. Такие результаты деятельности, как обобщенный опыт педагогов и тренеров, добившихся больших успехов в педагогической деятельности, выдающиеся результаты спортсменов в спортивной деятельности, исследования ученых пополняют культурную составляющую рассматриваемого феномена.
Во-вторых, социальные взаимодействия. Процесс деятельности осуществляется в процессе регулярно повторяющихся межличностных и групповых взаимодействий.Взаимоотношения складываются между членами одной команды, соперниками, участниками соревнований, судьями и болельщиками, причем в соревнованиях повышается не только интенсивность действий и возрастает напряженность отношений соперничающих участников, - у занимающихся различными видами физических упражнений порождается стремление к ассоциации, к объединению в некое содружество в виде компаний, клубов, союзов. Создаются клубы фанатов команд или спортсменов. Существуют организации, управляющие процессом занятий физическими упражнениями и спортом.
Рис.6 Структура физической культуры как социокультурного феномена
Как любой сложный объект физическая культура про- является и открывается исследователю в виде форм, качеств или свойств, сторон, функций и т.д. Физическая культура как социокультурный феномен про-является в различных формах. Классифицировать проявления физической культуры можно по различным основаниям.
Во-первых, по степени специализации. По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры - обыденную и специализированную. Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни и национальной среды, в которой человек проживает, сфера общепонятийных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общение в малой группе (семья, ровесники, родня); обучение в школе и получение общего образования; средства массовой информации. Обыденная форма физической культуры включает в себя:
• занятия по программам предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях всех уровней (образовательная физическая культура);
• занятия для оздоровления и активного проведения досуга (рекреационная физическая культура).
К специализированным формам физической культуры целесообразно отнести:
• спорт (в понимании спорта придерживаемся точки зрения Л.П.Матвеева, который отмечал, что спорт в большей части входит в состав физической культуры, а именно той части, которая включает большинство видов спорта, являющихся высокоактивными видами двигательной деятельности и в то- же время спорт развивается, приобретая самостоятельный статус [4]).
• прикладную физическую культуру (военную, профессиональную);
• адаптивную физическую культуру.
Во- вторых, по степени институализации.Институализация культуры - процесс превращения какого-либо культуры, явления или движения в организованное учреждение; формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений и др. признаками организации: дисциплиной, правилами поведения и т. п.
По степени институализации можно выделить:
• персонифицированную (индивидуальную) – физическая культура личности и спортивная культура личности;
• институализированную - сфера физической культуры или система физической культуры.
Практические задания
• Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
I.Внешниепроявления телесности: | 1. Экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица. 2. «Техника тела» (социальное нормирование движений - способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий). 3. Форма тела. 4. Отношение к собственному телу (принятие - непринятие). 5.Физическая подготовленность и физические качества. 6. Украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.). 7. Состояние внутренних органов и систем. 8. Телесная дистанция (проксемика). 9.Контроль над проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей). |
2 Внутренние проявления телесности: |
2.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
“Природное тело” | Результат формирования и использования человеком своего телесного начала. | ||
“Социальное тело” | Биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма. | ||
“Культурное тело” | Результат взаимодействия природного тела с социальной средой: |
3. В чём отличие тела о телесности?
4. Какова связь между телесностью и физической культурой?
5. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Уровни рассмотрения физической культуры | Определения | ||
Онтологический (бытийный) | Педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств. | ||
Культурологический | Социокультурный феномен (культурный и социальный компонент). | ||
Социологический | Область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств. | ||
Педагогический | Социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт. |
6. Заполнить «Содержание компонентов физической культуры»
Компоненты физической культуры | Содержание компонентов физической культуры |
Культурный компонент | |
Социальный компонент • Социальный аспект • Деятельностный аспект |
• Установите правильное соотношение понятий (I –1,…)
I. Специализированные формы физической культуры | 1. Занятия по программам предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях всех уровней; (образовательная физическая культура) 2. Адаптивная физическая культура 3. Занятия для оздоровления и активного проведения досуга (рекреационная физическая культура) 4. Прикладная физическая культура (военная, профессиональная); 5. Спорт |
2.Обыденные формы физической культуры |
8. Раскрыть содержание понятий «Физическая культура личности как персонифицированная форма физической культуры» и «Сфера физической культуры как институализированная форма физической культуры».
Литература
• Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры,1995, № 4, с.2-8.
• Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
• Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.
• Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.,2003
• Российская федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: федеральный закон //Собрание законодательства Российской Федерации .- 1999.- №18.
• Российская федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: федеральный закон // Российская газета.-2007.- 8 декабря
• Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М: Астрель, 2006.
• Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения / Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 141-314.