Образовательная система России и её управление
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются разные подсистемы (рис. 23).
Рис. 23. Система образования в России
Образование как система представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Системообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, которая определяется под влиянием конкретных общественно-исторических условий. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:
- социальный масштаб (образование в мире, определенной стране, городе и т.д.);
- ступень образования (дошкольное, школьное, высшее и т.д.);
- профиль образования – общее, специальное (математическое, гуманитарное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
Современная система образования в Российской Федерации создана на основании Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), в котором были сформулированы следующие принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
В системе образования РФ имеются следующие типы образовательных учреждений:
- дошкольные: ясли, детские сады;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;
- учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;
- специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, проявлениями олигофрении и пр.;
- учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстернаты.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного уп-равления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования.
К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:
- разработка образовательных программ и стандартов;
- аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;
- формирование образовательной инфраструктуры;
- формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
- контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сферах в системе образования.
В настоящее время для системы образования характерен процесс децентрализации, в рамках которого федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а в компетенцию региональных и местных органов входят конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.
Следует отметить, что личностно-ориентированная парадигма современного образования, признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно сказывается и на трактовке понятия система образования.
Рушатся господствующие представления о жесткой централизованности, законченности и монолитной устойчивости такой системы. Она все явственнее превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций дифференцированную сферу образовательных услуг. Такое представление диаметрально меняет саму парадигму образования, особенно в ее прогностической интерпретации: не система жестко детерминированных образовательных учреждений, по существу, навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, а человек, сознательно выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности. В настоящее время наблюдается тенденция «размывания» и вариатизации жестких образовательных систем в связи с личностной ориентацией образования.