I X. Что такое стимулирование учения?

1. Требование хорошо учиться.

2. «Подталкивание» школьников к успешному учению.

3. Преодоление лени.

4. Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.

5. Все ответы правильные.

| Отвергнутый бихевиоризм

Напомним, что английское слово «Ьепашюг» означает «поведение». От этого названия происходит название цело­го направления научных исследований. Отрицательное отношение к бихевиоризму как «антинаучному» течению западной педагогической психологии прочно укоренилось в сознании русского учительства. Не удивительно, ведь более

1 См.: Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. - М., 1962. - Т. 2. - С. 76.

полувека воевали с ним идеологи от науки, прикладывая свои несуразные классовые мерки к научным выводам и оценивая их значимость исключительно тем, как они согла­суются с идеалами социализма и задачами формирования нового человека. Бихевиоризм согласовался плохо, ведь он берет человека таким, каким он есть в реальной жизни. Не во всем, впрочем, оказались правыми и бихевиористы. Бо­лее того, с вершины научных достижений современности выявлены крупные недостатки и противоречия их теорий. Но главную сущность человеческого поведения, роль и мес­то в нем стимулирования бихевиористы, без сомнения, ухватили правильно. Убедительное подтверждение дала жизнь: применяя принципы бихевиоризма, бесчисленное множество американских учителей расширили свои педаго­гические возможности, а многие из них добились выдаю­щихся результатов.

«Пуповина» бихевиористического учения — знаменитая формула «стимул—реакция» (8—В). В предельно упрощен­ном толковании это означает, что поведение человека (его реакции) обусловлено применяемыми стимулами. Д. Уот-сон, популяризовавший идеи бихевиоризма по всему миру, без устали повторял, что правильное стимулирование и осо­бенно положительное подкрепление открывают неограни­ченные возможности для изменения поведения людей и даже их личностных особенностей. «В основном всюду моя цель, — писал он, — увеличить точные знания о приспособ­лениях и о стимулах, вызывающих их». В статье «Бихевио­ризм», написанной по заказу Большой Советской Энцикло­педии, Д. Уотсон уточнил: «Основная задача бихевиоризма, следовательно, в накоплении наблюдений над поведени­ем человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном слу­чае — при заданном стимуле (или лучше сказать, ситуа­ции) — бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реак­ция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Не поиском ли ответов на те же самые вопросы заняты сегодня тысячи наших педагогов, пытающихся диагностировать и прогнози­ровать поведение своих учащихся, их реакции на те или иные действия, ситуации, изменения условий. О безуспеш­ности и низкой эффективности попыток, стремлении добить­ся положительного результата, хорошо известно. Виноват ли бихевиоризм, что реальный обучаемый подчиняется ре­альным законам?




Американская педагогика приняла бихевиористическую теорию стимулирования и подкрепления. На первый план она выдвинула тот «поведенческий репертуар», приобрета­емый в процессе обучения, — знания, умения, навыки, спо­собы мышления, оценки и поведения, — который учащиеся могут реально продемонстрировать. Например:

• прочитав законченный отрывок, в котором намеренно
допущены ошибки, учащийся должен определить эти ошиб­
ки по крайней мере с девяностопроцентной точностью;

• учащийся должен продемонстрировать умение совер­
шенно безошибочно производить действия сложения с ко­
лонкой из десяти трехзначных цифр;

• прочитав «Гамлета», учащийся сможет в письменной
форме кратко изложить содержание этого произведения;

• ознакомившись с критериями хорошего рассказа как ли­
тературного жанра, учащийся должен дать самостоятель­
ную оценку рассказа Э. По «Колодец и маятник»;

• учащийся может описать, каким образом животные при­
спосабливаются к окружающей среде;

• самостоятельно поработав в библиотеке, учащийся
сможет выступить перед одноклассниками на определенную,
заданную тему;

• препарировав лягушку, учащийся сможет определить ее
внутренние органы.

Нетрудно заметить, что приведенные цели отличаются конкретностью, которой пока так не хватает нашей школе. Хорошие ответные реакции (знания, умения и т. д.) достига­ются путем выбора и применения хорошо продуманных, отвечающих потребностям учащихся, значимых для них стимулов. Пассивное и несамостоятельное освоение содер­жания обучения в этих условиях исключается. Если обучае­мый нерадив, значит, не найден стимул вызова его положи­тельной ответной реакции.

| Правила: думайте о том, чего хочет учащийся

Рассмотрению конкретных стимулов воспитания и обуче­ния лучше всего предпослать мнение американского профессо­ра Г. Оверстрита, высказанное в его поучительной книге «Воз­действие на поведение человека». Профессор без обиняков и околичностей утверждает, что в основе нашего поведения ле-

жат наши сокровенные желания... Наилучший совет, который можно дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то совершить тот или иной поступок — будь то в деловом мире, в семье, в школе или политике, — сводится к следующему: сна­чала заставьте вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не смо­жет — останется в одиночестве. Вот почему стимулы, которые мы советуем находить и применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся — главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, то кладем в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учиты­ваем не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. Так дости­гаем своих целей. Нужно раз и навсегда понять — важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет учащийся. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в сво­их желаниях. Вспомните о природосообразности. Задача пе­дагога — сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжать это занятие, не читайте ему проповедь, скорее все­го, она ничего не даст. Лошадь, убитая никотином, которой так любят пугать юных курильщиков, вам не поможет. Но если вы узнаете, что для вашего питомца важно выиграть соревно­вание, вступить в футбольную команду или привлечь внимание первой красавицы класса, объясните ему, что курение может стать причиной неудачи.

Используйте идентификацию. В рассказе А. Чехова «Дома» повествуется о маленьком мальчике, который начал курить и на него совсем не действовали просьбы и уговоры отца: маль­чик пропускал отцовские поучения мимо ушей. Но после того, как отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц из-за курения заболел, а затем и умер, и все его царство погиб­ло, мальчик неожиданно заявил, что он больше «никогда не будет курить».

Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все

чаще сталкиваемся с инфантилизмом молодых людей: их жела­ния смутны и неопределенны, порой их нет совсем, а низмен­ные, полуживотные поползновения иных подростков поверга­ют педагогов в шоковое состояние. Подталкивайте ваших пи­томцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Понять — значит про­стить, — гласит библейская мудрость. Кому же понять обучае­мого, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересую­щихся. И хотя это давно всем известная аксиома, учитывать интересы школьников мы так и не научились. Ограничиваемся констатацией: от 20 до 50% школьников-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизоди­ческим, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбуждения (А. К. Дусавицкий).

Но есть же множество других интересов — к деньгам, сек­су, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любозна­тельность, природные склонности. Их почему-то называют по­бочными. Но именно широта интересов характеризует нор­мально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.

Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и школьник ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. В трудных случаях идите от формы к содержанию, от эмоций к логике — тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д. Карнеги, пода­вайте их эффектно, ярко.

Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мне­ниям, оценкам. Пусть ббльшую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведом­ленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят ва­шим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать инте­ресы школьников на воспитание и дидактические цели.

Среднего человека больше всего интересует его собственное имя, чем все другие имена, во всем мире вместе взятые, сооб­щает Д. Карнеги. Мы видим, что и школьники с маниакаль­ным упорством, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще клички) где придется: на партах, де­ревьях, автобусных остановках. Используем эту страсть в каче­стве стимула. Пишите крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, сво­им предметом.

Используйте намерения. Намерение возникает на основе по­требности. Например, подросток решил стать фермером. Он намерен каждый день выполнять определенный объем работ в хозяйстве. Он уже все продумал, распланировал, выделил вре­мя из своего бюджета. Подумайте, что будет, если вы грубо вторгнетесь в его намерения. Если педагог захочет дать уже определившемуся человеку поручение, требующее изменения намеченных планов, он потерпит неудачу. Поведение школь­ника резко изменяется, когда он поставлен в ситуацию выбора и сам определяет, что и когда ему делать.

Находите возможность помочь школьникам в осуществле­нии их намерений. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов и учащиеся не задумыва­ются — хватит ли у них сил, знаний, умений и времени, чтобы осуществить задуманное. Такие случаи в жизни можно наблю­дать довольно часто. Школьник, например, твердо решает изме­нить свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства ока­зываются сильнее, он не в состоянии выполнить задуманное. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилий, — научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свой­ственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет вы­сокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим сти­мулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Как заразить этим желанием учащихся, потерявших на­дежду «выйти в люди», страдающих заниженной самооценкой?

Тут приходится апеллировать к самым разным эмоционально-волевым сферам и находить нестандартные решения. Напри­мер, помогите школьнику «убить своих врагов». Объясните ему, что многие люди не смогли реализовать свои возможности из-за необъяснимых слабостей, сложившихся под влиянием детских страхов, беспочвенных переживаний. Иным, бывает, легче остаться без зубов, чем пойти на прием к врачу.

Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Он боится отвечать у доски? Поупражняйтесь с ним наедине. Ваша задача — помочь ребен­ку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву с врагами». Знайте, что 75% школьников — это именно те, у кого повышенная тревож­ность, — ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых заме­чаний и записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Исследо­ватель А. Гаврилова предлагала обучаемым разного возраста прочесть специально составленный текст, в котором школь­ник, получивший в подарок собаку, заметил, что она тоскует по своему прежнему хозяину. Учащиеся должны были допи­сать: отдаст школьник собаку хозяину или, невзирая на ее му­чения, оставит себе. Почти все учащиеся, прошедшие через опыт, ответили отрицательно. Подобным образом они отвечали и в тех случаях, когда требовалось проявить сочувствие не к животному, а к попавшему в беду человеку.

О чем это говорит? Моральной глухоте, эмоциональной черствости? Не только об этом. Наши дети не научены стано­виться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совер­шаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоцио­нально и убедительно раскроет глаза своих питомцев, он полу­чит дополнительный и весомый стимул для изменения поведе­ния в лучшую сторону.

«Я предложил Олегу, — рассказывал известный педагог, — привести в качестве примера хотя бы несколько жизненных ситуаций, в которых бы не требовалось образование. Если он с этим справится, положительная оценка по моему предмету ему обеспечена. К моему удивлению, Олег обнаружил, что не в со­стоянии ответить на мой вызов. Видимо, наши разговоры по­действовали на школьника. Он стал заниматься гораздо усерд­нее. Позже он признался, что я оказался единственным чело­веком, которому было до него дело».

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузи­азм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить — это зна­чит говорить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у ваше­го питомца прилив новых сил.

Лучше, конечно, если вы способны искренне оценить до­стижения учащихся, признать их достоинства. Но у педагогов обычно так много подопечных, что найти единственные и не­фальшивые слова для каждого бывает очень не просто. Актер­ствуйте.

Было проведено много исследований, подтверждающих не­изменную эффективность признания достоинств, потенциаль­ных возможностей учащихся. Не только дети, но и взрослые любят, когда превозносятся их достоинства. Раскусив эту сла­бость, Д. Карнеги пришел к выводу, что всегда предпочтитель­нее хвалить, чем критиковать. Поэтому не скупитесь на ком­плименты, признавайте достоинства (даже несуществующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитан­ника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. «Дайте другому то, что вы хотите получить от него», — советует Д. Карнеги.

Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуй­те. Будьте предупредительны. Искренне старайтесь понять сво­его питомца, смотрите на вещи его глазами.

Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», — пишет американ­ский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адре­совать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто прояв­ляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разум­ная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.

Исследования показывают, что основным мотивом творче­ства является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нем находит проявление одна из фундамен­тальных социальных потребностей человека — потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.

Стремление к успеху порой затмевает остальные желания человека, превращаясь в навязчивую идею. Компьютерные хакеры (молодые люди, проводящие очень много времени за машиной) — один из примеров действия всепоглощающей страсти, только в данном случае ее следует умерить, переклю­чить на другие занятия.

Всем нам следует отказаться от некоторых стереотипов, ис­кажающих значение личного успеха, и, идя в класс, помнить: если эмоциональное значение поощрения за успех будет силь­нее эмоционального значения наказания за неудачу, то посте­пенно происходит формирование и усиление стремления к ус­пеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоцио­нально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются обучаемые, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.

Сделайте работу привлекательной. Много хороших приме­ров, как сделать трудную, малопривлекательную учебную дея­тельность интересной и желанной для учащихся, приводится у В. Шаталова, Н. Гузика, Е. Волкова и других известных педа­гогов-новаторов. Воспользуемся примером, почерпнутым из руководства для семейного воспитания, потому что в нем под­черкнут малоразработанный аспект стимулирования позволе­нием выполнить малопривлекательную работу.

Кто скажет, что мытье грязной посуды — интересная, пре­стижная работа? Но есть люди, для которых это не просто ин­тересная, а любимая работа. На вопрос, как такое отношение возникает и оформляется, взрослая женщина рассказала, что, когда была маленькой, ее мама говорила — если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе помыть посуду. И стремление получить такую награду стимулировало хорошее поведение. Само мытье посуды, полученное в награду, и воспринималось как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является.

Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее, ваше к ним отношение. Извлекайте макси­мум стимулов из ошибок учащихся: «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне

тоже казалось...», «Раньше я думал, что...». Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным. «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли», — благодарит после урока сво­их шестилеток Ш. Амонашвили.

Говорите иногда «надо». Хотя этот стимул поистерся, потому что долгие годы был почти единственным в нашей школе, его возможности далеко не исчерпаны. Обязательно придавайте ему личностную направленность — «Тебе надо, Саша! Ты муж­чина!» Школьник должен испытывать удовлетворение оттого, что, преодолевая трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».

Используйте ситуацию. А лучше сказать — ловите момент. Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, разви­тие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стиму­лы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить воз­можности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу.

Помните, как за тайком съеденное варенье тетушка заста­вила Тома Сойера красить забор? Но вдруг Том увидел невда­леке своего товарища Билла. Идея возникла мгновенно. И представление началось. Взяв в руки кисть, Том внимательно всмотрелся в забор, затем подошел поближе, мазнул, опять отошел, опять мазнул. Билл ехидно спросил: «Тетка наказала?» Том, «увлеченный делом», оставил вопрос без ответа. Тогда Билл, заинтересовавшись, подошел ближе, Том продолжал вдохновенно трудиться. И тут свершилось то, на что и рассчи­тывал маленький проказник, — Билл попросил разрешения «немножко покрасить». Том долго заставлял себя упрашивать, доказывая, что, кроме него, такую ответственную работу никто сделать не сможет. Кончилось, как вы помните, тем, что Билл отдал Тому свои самые дорогие игрушки. Но не только он по­пался на ловко закинутый крючок. Все мальчишки округа включились в работу, задарив Тома своими подарками. Только отсутствие краски вынудило Тома прекратить работу.

Наблюдательный глаз писателя сумел запечатлеть момент, когда труд превращается из принудительного в желанный, ког­да цель достигается без какого-либо нажима и давления.

Педагогам также можно посоветовать использовать прием «запрета» на выполнение работы, страстно желая в душе, что-

бы она была выполнена быстро и качественно. К умению оце­нить и использовать ситуацию следует отнести и различные приемы управления качеством работы. Чтобы его повысить, «тормозите» желание на наивысшей точке, сдерживайте порыв, добиваясь особенно тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных качеств.

Учтите и такой момент: действие, его интенсивность и ре­зультативность являются следствием настроения. Это обязыва­ет нас внимательно следить за его колебаниями.

Дайте обучаемому шанс. «Скажите ребенку, мужу или слу­жащему, что он в определенном смысле глуп или туп, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершен­но неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный ме­тод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, — и он всю ночь до рассвета будет практи­коваться, чтобы добиться успеха», — рекомендует Д. Карнеги.

Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли проводившие обследование «коэффициента интел­лекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожиданно объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и по данным после­довавших в конце семестра тестовых испытаний уверенно во­шли в лидирующую группу класса.

В одном из исследований, проведенных вашим профессо­ром, для стимулирования достижений была использована компьютерная программа «Успех», с которой школьники лю­били развлекаться на переменах, прогнозируя свои будущие оценки по различным предметам. Однажды ее настроили так, что программа стала выдавать заведомо неправильные, завы­шенные результаты, но очень «убедительно» вычерчивала по­ложительную динамику достижений. И что же? Уверенность в успехе весьма благоприятно влияла на продвижение в учебе средних и слабых обучаемых.

Стимулирование педагога:

Ориентируясь на рис. 30, составьте себе подробную схе­му ваших конкретных возможностей стимулирования уча­щихся и постоянно держите ее в поле зрения. Дополняйте ее новыми приемами. Вы увидите, как много есть у вас воз­можностей для стимулирования учащихся.

Опирайтесь на желания   Используйте намерения   Учитывайте интересы и склонности  
( )  
    ' КАК > СТИМУЛИРОВАТЬ ^ УЧАЩИХСЯ 1      
Используйте идентифи­кацию Показывайте последствия поступков  
         
Дайте обу­чаемым шанс Признавайте достоинства  
         
Используйте ситуацию Сделайте работу привлекательной Одобряйте успехи  
     

Рис. 30

Наши рекомендации