Решение проблемных задач (задачи) путем выдвижение гипотез и последовательной их проверки

Необходимо последовательно работать с каждой проблемой задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предложений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

4. Проверка решения проблемной задачи.

Проверка правильности решения проблемной задачи включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других, более четких и ясных, формулировок проблемы, более рациональных способов ее разрешения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предложений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемной задачи, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Роль педагога и учащихся на четырех рассмотренных стадиях (этапах) решения учебной проблемной задачи может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение.Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод.

Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

1) учит мыслить логично, научно, творчески;

2) учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3) учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4) делает учебный материал более доказательным;

5) делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6) способствует превращению знаний в убеждения;

7) вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8) формирует и развивает познавательные интересы;

9) формирует творческую личность.

Перечень достоинств проблемного обучения этим не исчерпывается. Но и приведенного достаточно, чтобы спросить: почему бы не сделать все обучение проблемным, если оно так соответствует требованиям для сегодняшнего и еще более для завтрашнего дня? Причин несколько.

1. Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.

2. Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. кое-что подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

3. Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, т.к. учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.

4. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать его можно только с помощью репродуктивных методов.

5. При формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные метод абсолютно уступают репродуктивным по эффективности.

6. По сравнению с репродуктивными, продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала.

7. Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного занятия, так и на этапе его подготовки.

Программированное обучение –реализуется как система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Его основная цель – улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

· учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

· учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

· каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);

· при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

· при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

· каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

· результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

· педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальных подход;

· в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут приспосабливаться к ним (такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными).

Компьютерное обучение. Оказалось, что компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д. В их числе два важнейших:

1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), ориентирование на результат процесса;

2) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.

Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования. Оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Ранее студенту предлагалась книга, учебник, по которому он мог самостоятельно овладевать знаниями и умениями. Но если ученик сталкивался с трудной задачей, которую не мог решить сам, необходим был контакт с преподавателем (но часто одного контакта было не достаточно). Компьютер, (с соответствующим программным обеспечением заменяет одновременно и книгу, и преподавателя, так как может многократно объяснить учебный материал, указать какой раздел необходимо проработать, проверить полученный результат, выявить ошибки).

В последующем должны появиться роботы-преподаватели, которые смогут обучать студентов по любому предмету (на уровне хорошо подготовленного преподавателя). В этом случае будет решен вопрос, во-первых, об индивидуальном обучении и, во-вторых, об объективном оценивании знаний, умений и навыков обучаемых.

Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.

Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами:

1) качеством обучающих программ;

2) качеством вычислительной техники.

Наши рекомендации