Внедрение Олимпийского образования в учреждениях дошкольного образования
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского образования – формирование у детей знаний, интересов, умений и навыков, которые ориентируют их на более высокие достижения в физкультуре и спорте.
Образовательная педагогическая деятельность предполагает формирование у дошкольников следующих знаний:
1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма;
2) о спорте, его разновидностях, о физической подготовке, обеспечивающей высокие достижения в спорте;
3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека;
Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только руководителей физического воспитания, но и других специалистов дошкольного учреждения.
Создание эффективной системыолимпийского образования предполагает значительное повышение творческойактивности детей в реализации идеалов и ценностейолимпизма на основе их участия в работе олимпийского клуба, спортивной секции.Можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского образования состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.
Для повышения эффективности приобщения дошкольников к идеям олимпизма, эту работу необходимо включать во все виды детской деятельности: общение, игру, познавательно-практическую, художественную и трудовую.
Можно использовать следующие формы работы:
· Олимпийский день;
· изготовление олимпийской символики;
· просмотр фильмов и слайдов;
· проведение конкурсов рисунков;
· театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику;
· «олимпийские КВН»;
· оформление стендов, фотовитрин;
· проведение семинаров, диспутов, дискуссий, викторин по олимпийской тематике;
· рассматривание книг и альбомов, посвященных спорту, Олимпийским играм;
· создание Олимпийских музеев;
· встречи с известными спортсменами, и др.
Для приобщения детей к идеям олимпизма широко используются и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Проводятся летние и зимние малые Олимпийские игры.
18. Сущность и значение планирования физкультурно-оздоровительной работы
в учреждении дошкольного образования. Виды и документы планирования.
,
Планирование – распределение физических упражнений и приемов их проведения в разных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени. Задача планирования – обеспечить высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей. План должен быть информативным, кратким и точным, удобным в работе
Умение проектировать работу, является одним из важнейших направлений в работе педагогов. Ведь от эффективности планирования учебного материала, совместных действий руководителя физического воспитания и педагогического коллектива, медицинских работников, их единого подхода к решению оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач зависит конечный результат овладения воспитанниками программным материалом.
Общие требования, предъявляемые к документам планирования:
ü Целенаправленность – это стратегическая ориентация всех документов планирования на конечный результат, т.е. адекватное определение методов, средств, форм физической культуры.
ü Систематичность – целостная представленность учебного материала в соответствующих документах планирования, в которых содержание учебного материала выделено структурно, содержательно и в определенной, логически обоснованной последовательности.
ü Всесторонность заключается в том, что мы разнообразили, системно и полноценно представили образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи, ориентированные на формирование физической культуры личности ребенка.
ü Конкретность состоит в определении последовательности прохождений основных разделов и видов упражнений с учётом их взаимосвязи, указывая на этапы двигательных действий и их диагностику.
ü Вариативность плана предусматривает возможность замены, дополнения учебного материала в связи с изменениями условий осуществления процесса обучения, авторского подхода.
ü Простота и наглядность заключается в том, что каждый документ планирования наглядно и удобно представлен для лучшего восприятия, понимания и использования в практике.
ü Реальность и реализуемость планирования предусматривают возможность его реализации в конкретных условиях деятельности детского дошкольного учреждения.
Различают два вида планирование – перспективное и календарное.
Перспективное планирование включает в себя два вида планирования: годовой план-график и квартальные планы-графики распределения учебного материала.
Годовой план-график – это краткое описание и распределение учебного материала, предусмотренное программой на учебный год. Этот вид планирования в дошкольном учреждении разрабатывается отдельно для каждой группы детского сада. Он является документом планирования, в котором определяется распределение и последовательность прохождения учебного материала в каждой группе детского сада на учебный год. При этом необходимо учитывать сезонно-климатические условия Республики Беларусь, наличие материально- технической базы детского сада, профессиональная компетентность педагога, традиции и опыт работы в этом направлении.
На основе годового плана-графика разрабатывается следующий документ планирования – план-график распределения учебного материала на квартал. Это более подробное описание разновидностей основных видов движений, форм работы по физическому воспитанию, используемых в дошкольном учреждении. Он также позволяет наглядно, в развернутой форме представить систему распределения физических упражнений на весь квартал, учитывая при этом педагогическую возможность взаимосвязи деятельности руководителя физического воспитания и воспитателя группы.
Данный план предусматривает дальнейшее, более детальное планирование учебного материала программы. Сущность плана-графика распределения учебного материала на квартал состоит в том, что он представляет собой последовательное изложение содержания каждого физкультурного занятия в квартале.
План-конспект составляется на основании квартального плана-графика в котором определяются конкретные задачи, по обучению основным видам движений.