Примерные упражнения в беге
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Содержание упражнений для детей 2 - 3 лет
1. Ходьба (Х.) стайкой за воспитателем в заданном направлении.
2. Х. по кругу взявшись за руки.
3. Х. парами держась за руки.
4. Х. в разных направлениях.
5. Х. по дорожке шириной 20 см.
6. Х. между предметами.
7. Х. в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой.
8. Приставной шаг в сторону.
Методические указания.Воспитатель старается научить детей ходить с хорошей осанкой, правильной координацией рук и ног. Обращает внимание на то, чтобы они не шаркали ногами, шли легко, старались соблюдать ритм бубна или музыкального сопровождения. Руки должны двигаться естественно, не размахивая. Воспитатель проводит упражнения, в которых дети приучаются поуже ставить стопы, соблюдать прямолинейное направление, меньше делать боковых раскачиваний туловищем. Дети начинают осваивать приставной шаг в сторону правой и левой ногой, руки при этом удобнее держать на поясе.
Ходьба стайкой, друг за другом проводится небольшой группой детей. Они идут за воспитателем, который идет, повернувшись к ним лицом, и напоминает, чтобы малыши не отставали и не опережали друг друга. На следующем этапе все дети идут за ребенком, уверенно выполнявшем задание.
Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет:"Пойдем гулять", "Ножки по дорожке", "Воздушный шар", "Не наступи", "Солнышко и дождик", "Принеси игрушку", "Возьми флажок".
Содержание упражнений для детей 3 - 4 лет
1. Х. обычная в колонне.
2. Х. шеренгой с одной стороны площадки на другую.
3. Х. на носках.
4. Х. с высоким подниманием колен.
5. Х. с выполнением заданий.
6. Х. "змейкой".
7. Х. приставным шагом вперед.
8. Приставные шаги вперед и назад.
9. Х. в горку и с горки.
Методические указания.Воспитатель продолжает работу по улучшению у детей координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки. Задания усложняются, вводятся новые виды ходьбы. Так, в Х. на носках добивается, чтобы дети хорошо выпрямлялись, меньше сгибали ноги в коленях. Предлагает Х. с высоким подниманием колен - "как лошадки".
Дети 3 - 4 лет могут ходить парами, по кругу, не держась за руки, выполняют приставной шаг с продвижением в сторону, учатся делать приставные шаги вперед и назад, меняют направление и темп передвижения.
Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет:"Лошадки", "Каравай", "Не задень", "Тишина", "Ровным кругом", "Кто соберет больше шишек", " У ребят порядок строгий".
Содержание упражнений для детей 4 - 5 лет
1. Х. в колонне со сменой ведущего, темпа.
2. Х. в разных направлениях.
3. Х. на пятках.
4. Х. на внешней стороне стопы.
5. Х. мелким и широким шагом.
6. Х. с разными положениями рук.
7. Х. по кругу с переменой направления.
8. Х. приставным шагом в сторону, вперед, назад.
9. Х. в чередовании с другими движениями.
Методические указания.Необходимо добиваться улучшения техники Х.: более четкого и в то же время широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук, правильного переката с пятки на носок. Воспитатель предлагает задания, в которых необходимо умение чередовать ходьбу с другими движениями.
Дети становятся более ловкими, они уверенно проходят между предметами, не задевая их. Четко выполняют задания, в которых ходьба чередуется с бегом, прыжками, подлезанием.
Упражнения и игры для детей 4 - 5 лет:"Слушай сигнал", "Великаны- карлики", "Ворота", "Подарки", "Колпачок и палочка".
Содержание упражнений для детей 5 - 6 лет
1. Х. на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
2. Х. широким шагом.
3. Х. в полуприседе.
4. Х. со сменой положения рук - вперед, вверх, с хлопками.
5. Х. перекатом с пятки на носок.
6. Х. в колонне с перестроением в пары.
7. Х. "змейкой".
8. Х. в чередовании с другими движениями.
9. Проходить с закрытыми глазами 3-4 м.
10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35-40 мин.
Методические указания.В старшей группе дети должны ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. Обучая детей ходьбе в полуприседе, воспитатель напоминает, что идти надо пружиня на передней части стопы, не касаясь пяткой пола.
Воспитатель продолжает учить ребят мягкому эластичному шагу с выраженным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук, умению четко выполнять перестроения в ходьбе и другие задания, не снижая темпа движения. Увеличивается продолжительность ходьбы, она используется как средство воспитания у детей выносливости.
Упражнения и игры для детей 5 - 6 лет:"Холодно - горячо", "Шишка - камешек", "Узнай по голосу", "Часовой".
Содержание упражнений для детей 6 - 7 лет
1. Х. скрестным шагом.
2. Х. в приседе и полуприседе.
3. Х. выпадами.
4. Х. спиной вперед.
5. Х. гимнастическим шагом.
6. Чередование разных видов Х.
7. Проходить с закрытыми глазами 4-5 м.
8. Х. с преодолением препятствий.
9. Продолжительная ходьба 40-45 минут.
Методические указания.В подготовительной к школе группе у детей хороший навык ходьбы, достаточно четкая координация движений. При смене темпа ходьбы дети учатся применять соответствующую амплитуду движений рук. Дети должны уметь правильно выбрать любой способ ходьбы в зависимости от имеющихся условий (по песку, по воде, неровной почве, с подъемом и спуском, преодолением других препятствий). Продолжается воспитание выносливости, увеличиваются расстояние, дальность прогулок (пешеходных, лыжных).
Упражнения и игры для детей 6 - 7 лет:"Пройди бесшумно", "Тяни в круг", "Серая утка", "Не урони шарик", "Рыбки".
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В БЕГЕ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Содержание упражнений для детей 2 - 3 лет
1. Бег стайкой на расстояние до 10 м.
2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.
3. Бег за предметом или с ним.
4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.
5. Бег по кругу.
6. Бег между двумя линиями.
7. Бег в медленном темпе 30-40 с.
Методические указания.Обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно бегать им с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками.
Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.
Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет: "Воробышки и автомобиль", "Птички в гнездышках", "Самолеты", "Курочка-хохлатка", "Жуки".
Содержание упражнений для детей 3 - 4 лет
1. Бег в колонне.
2. Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.
3. Бег в разных направлениях.
4. Бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10-20 м.
5. Бег по прямой и извилистой дорожке.
6. Бег в чередовании с ходьбой.
7. Бег с остановкой.
8. Бег со сменой направления.
9. Бег с ловлей и увертыванием.
10. Бег в быстром темпе (расстояние 10 м).
11. Бег в медленном темпе (50-60 с).
Методические указания.Бег по кругу выполняется в общем для всех детей ритме с соблюдением интервалов между каждым ребенком. Дети не должны сужать круг, забегать в середину. Воспитатель учит ребят во время бега слушать подаваемый сигнал, например быстро остановиться, не потеряв равновесия повернуться.
Упражнения и игры для детей 3 - 4 лет:"Огуречик", "Мыши и кот", "Карусель", "У медведя во бору", "Куры в огороде", "Найди свой домик".
Содержание упражнений для детей 4 - 5 лет
1. Б. в колонне по одному или парами.
2. Б. в разных направлениях с ловлей и увертыванием.
3. Б. "змейкой", обегая поставленные в ряд предметы.
4. Б. с ускорением и замедлением темпа.
5. Б. со сменой ведущего.
6. Б. по узкой дорожке, между линиями.
7. Б. широким шагом.
8. Б. в быстром темпе (р. 15-20 м).
9. Б. в медленном темпе (1 - 1,5 мин).
10. Б. 40-60 м в чередовании с ходьбой.
Методические указания.Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребенок мог быть ведущим в колонне, и не поручать это одним и тем же детям. При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.
Упражнения и игры для детей 4 - 5 лет: "Цветные автомобили", "Найди себе пару", "Мы веселые ребята", "Совушка", "Кто скорей добежит до флажка?", "Поезд".
Содержание упражнений для детей 5 - 6 лет
1. Б. на носках.
2. Б. широким и мелким шагом.
3. Б. высоко поднимая колени.
4. Б. с выполнением заданий.
5. Б. в сочетании с другими движениями.
6. Б. в быстром темпе на 10 м (повторить 3-4 раза).
7. Б. на скорость на расстояние 20 - 30 м.
8. Челночный бег (3 раза по 10 м).
9. Чередование ходьбы и бега на 2 - 3 отрезках пути.
10. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150 - 200 м.
11. Медленный бег в течение 1,5 - 2 мин.
Методические указания. Упр-я в беге усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций.
С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от 60 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние.
Упражнения и игры для детей 5 - 6 лет:"Горелки с платком", "Найди свое место", "Лошадки", "Гуси - лебеди", "Караси и щука", "Мышеловка", "Ястреб и утки", "Кто лишний".
Содержание упражнений для детей 6 - 7 лет
1. Б. отводя назад согнутые ноги в коленях.
2. Б. поднимая вперед прямые ноги.
3. Б. прыжками.
4. Б. в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).
5. Б. широким шагом через препятствия высотой 10 - 15 см.
6. Б. из разных стартовых положений.
7. Б. на скорость - дистанция 30 м.
8. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние 200 - 300 м.
9. Медленный бег в течение 2 - 3 мин.
Методические указания. Увеличивается число упр-й в беге, вводятся новые виды, требующие хорошей физической подготовки. беговые упр-я чаще сочетаются с другими сложными движениями, но лишь в том случае, если дети ими владеют. Так, воспитатель предлагает бег под вращающейся длинной скакалкой, развивая у детей умение соразмерять скорость бега со скоростью вращения скакалки, резко ускорять бег в момент пробегания под ней.
Продолжается развитие качества быстроты. Хорошим упражнением в стартовом рывке является бег из разных и.п. - стоя спиной, сидя, стоя на коленях, лежа. Такие задания совершенствуют умение детей быстро реагировать на сигнал, развивают максимальный темп бега, при котором у детей появляется частый шаг и энергичные движения рук.
Упражнения и игры для детей 6 - 7 лет:"Ловишка, бери ленту!", "Уголки", "Догони соперника", "Салки со скакалкой", "Горелки", "Коршун и наседка".