Тема 19. Средства обучения
1. Разработайте план урока с использованием технических средств обучения. Для этого опирайтесь на следующие рекомендации:
а) определите и проанализируйте цели урока, его содержание и логику изучения материала;
б) выделите главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, гипотезы, законы), выделите те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения с помощью ТСО;
в) установите, на каком этапе и для какой цели необходимо использование технических средств обучения и каких именно;
г) отберите оптимальные для данного урока средства обучения, установите их соответствие целям и особенностям урока;
д) определите методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулируйте задания для учеников.
2. Изготовьте веб-квест по выбранной вами теме учебного курса. Для этого составьте его предварительный план. С помощью поисковых систем сети Интернет www.yandex.ru, www.aport.ru и др.) подберите материалы, соответствующие вашей теме. Приведите описание учебного материала для учеников по вашей теме с указанием ссылок на ресурсы в сети Интернет. Организуйте с помощью веб-квеста освоение учениками данной темы.
ЛИТЕРАТУРА
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А.Онищука. Киев, 1987.
Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1985.
Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань, 1999.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000.
Шаповаленко С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система // Вопросы школоведения. М., 1982. С. 183-222
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.
Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании / Тезисы докладов семинара. М., 2000.
§ 2. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Формы и виды контроля.Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Диагностика (от греч. diagnosis — распознавание) — процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза.
Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.
Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
Функции оценки:
— мотивационная; оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
— диагностическая; оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
— воспитательная; оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
— информационная; оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, т. е. характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур» (литература, 10-й класс).
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражается качественно, например, вер-бально («У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»), символически (переходной флаг, желтый кружок), эмоционально (улыбкой, одобрением, порицанием). Отметка же, как правило, выражается количественно (в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.).
Традиционной является четырехбалльная система отметок:
«5» — владеет в полной мере (отлично);
«4» — владеет достаточно (хорошо);
«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно);
«2» — не владеет (неудовлетворительно).
Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «—». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики.
Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т.п.) приводит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш.А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.
Дискуссия.Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?
В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, т. е. степень личностного приращения.
Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.
Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.
Важно определить содержание и методы контроля, т. е. выяснить, что именно и как будет контролироваться.
Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.
Другой подход — контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимания, применения, аналитические действия, обобщения, оценивания.
Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.
Блок самоопределения Тема. Содержание контроля обучения
Сравните содержание контроля обучения в первых двух столбцах таблицы и предложите свой вариант в третьем столбце.
Когнитивно-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход | Мой подход | ||
Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе. | Главная цель обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. | Главные цели обучения: | ||
Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика | Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика | Объект контроля: | ||
Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты | Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами | Эталон для оценивания: | ||
Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном | Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности | Способ оценки: | ||
Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. | Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы | Методы контроля: | ||
Форма оценки: выставленные отметки, рейтинг | Форма оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений. | Форма оценки: | ||
Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. | Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям. | Обучающая роль контроля: | ||
Параметры образовательной диагностики.Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.
От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изучения ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности, творческая продукция учеников.
По каждому из выделенных ориентиров в ходе обучения учитель предлагает соответствующие задания, организует определенные виды деятельности учеников, направленные на достижение ими заданных результатов. Приведем примеры планируемых результатов обучения различных уровней1.
Знания — результат познавательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов, понятий, законов, теорий.
1. Проверка знаний:
1.1. Знание фактов, их причин, различий.
1.2. Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.
1.3. Знание фундаментальных понятий по теме, их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.
1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ проявления, специфики применения.
1.5. Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, доказательств, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.
2. Проверка умений:
Умения — освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.
2.1. Владение фактами:
— установление причин фактов;
— установление взаимосвязей между фактами;
— отличение фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.
2.2. Владение проблематикой:
— формулирование и переформулирование проблем по теме;
— умение отыскивать возможные пути решения проблемы.
2.3. Владение понятиями:
— узнавание понятий, конструирование их определений;
— раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;
— раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объектов;
— установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;
— практическое применение понятий.
2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:
— узнавание правила, закономерности, закона;
— формулирование правила, закономерности, закона;
— раскрытие содержания правила, закономерности, закона (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);
— характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.
2.5. Владение теориями:
— узнавание теории;
— отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;
— раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);
— осуществление на основе теории практических действий.
Навыки — действия, отдельные операции которых доведены до автоматизма в результате упражнений.
3. Проверка навыков:
3.1. Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
3.2. Моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение;
3.3. Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т.п.);
Способ — прием, действие, направленные на достижение определенной задачи.
4. Проверка усвоенных способов деятельности:
4.1.Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.
4.2. Раскрытие содержания методов и процедур: характеристика действий и операций, составляющих их сущность.
4.3. Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.
4.4. Применение методов и процедур в различных вариантах последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.
4.5. Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.
Способность — индивидуальная особенность личности, являющаяся условием выполнения той или иной деятельности.
5. Проверка уровня развития способностей:
5.1. Выполнение тестов достижений, тестов интеллекта, тестов креативности и др.
5.2. Создание образовательной продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами.
5.3. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным установкам изучаемой темы.
5.4. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым метапредметным образовательным установкам.
5.5. Выполнение методологических, организационных, самоорганизационных видов образовательной деятельности.
Субъекты образовательной диагностики.Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из данных групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции. Соответствие между параметрами диагностики, видами продукции и способами анализа указаны в табл. 4—6.
Таблица 4
Параметры диагностики результатов деятельности учеников
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий образовательный потенциал | Творческие достижения на уроках, творческие работы | Контент-анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка |
Базовые образовательные стандарты | Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Поэлементный анализ, оценочная система |
Личностные качества учащихся | Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей | Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов |
Индивидуальная образовательная траектория | Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей | Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников |
Таблица 5
Параметры диагностики результатов деятельности учителей
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий педагогический потенциал (креативные качества личности) | Разработанные авторские образовательные программы, анкеты, рефлексивные записи | Поэлементный анализ творческих разработок. Анализ моделируемых занятий и творческих работ |
Педагогическое мировоззрение | Научно-методические работы, выступления на семинарах. | Участие в оргдеятельностных семинарах, выступления на конференциях. |
Владение организацией обучения (оргдеятельностные качества личности) | Занятия эвристического типа с учениками. Защита своих разработок на педагогических семинарах | Видеосъемка занятий, рефлексия и обсуждение образовательной деятельности на семинарах |
Инновационная и экспериментальная деятельность | Разработанные дидактические системы, методики и приемы | Анализ и экспертное заключение о разработанных материалах |
Владение системой контроля и оценивания результатов обучения | Качественные характеристики учеников | Поэлементный анализ образовательных характеристик |
Таблица 6
Параметры диагностики результатов деятельности школ
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность | Образовательная программа школы и другая документация | Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ |
Эффективность административной системы организации образовательного процесса | Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течение года, четверти, недели, дня | Анализ творческой продукции учеников, учителей, администраторов. Анализ целостности применения системы обучения |
Система педагогической и родительской подготовки | Документация и система организации деятельности учителей и родителей | Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов |
Степень соответствия документально выраженных норм реальным образовательным процессам | Документация, ориентированная на творческую самореализацию | Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школы |
Диагностика личностных качеств учащихся.Результаты обучения имеют две стороны — внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.
Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим.
Согласно герменевтике, основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданное™ диагностических процедур и математической характеристики их результатов.
Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т. е. «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников.
Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.
Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:
1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;
2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;
3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Дискуссия.К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных результатов учащихся: а) к объективности; б) к субъективности?
Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:
— область творчества;
— степень творчества;
— уровень самостоятельности;
— степень отличия от работ других учеников (оригинальность);
— степень отличия от своих предыдущих работ.
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
— по количеству творческих элементов;
— по степени оригинальности элемента;
— по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;
— по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;
— по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;
— по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные.
Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личностных качеств ученика с помощью табл. 7.
Таблица 7
Диапазон уровня развития личностных качеств ученика
Личностное качество | Начальный уровень развития | Итоговый уровень развития |
Целеполагание | Выбор цели своего занятия на уроке из предложенного учителем набора | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и примененных способов деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном образовательном процессе |
Генерация идей | Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения | Овладение комплексом приемов и методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности |
Символотворчество | Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта — явления, свойства, предмета | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Прогнозирование | Умение угадывать результат выполнения учебного опыта | Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления |
Диапазон уровня развития личностных качеств ученика предполагает его детальную проработку и обозначенность промежуточных уровневых элементов. В этом случае педагог будет иметь ориентировочные предпосылки для разработки коллективных и индивидуальных образовательных программ учеников.
Между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами существует соответствие. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом:
Личностное качество | умение предложить версию решения проблемы |
Виды деятельности | выдвижение и обсуждение версий решения проблемы |
Образовательный продукт | версии, записанные в текстовой форме по типу: «если..., то ...» |
Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку дает структурные основания формулирования личностно-ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.
Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а) текстовые образовательные характеристики ученика; б) результаты его образовательных достижений; в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих эвристическое обучение.
Итоговая оценка развития качеств ученика производится по трем уровням:
«высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
«средний» — изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему;
«низкий» — изменения не замечены.
В целях усиления дифференциации получаемых результатов может применяться пятиуровневая шкала, в которую добавляются такие уровни, как «выше среднего» и «ниже среднего».
Данные, получаемые разными учителями относительно одних и тех же учеников, обрабатываются и переходят в статистически значимые данные, позволяющие судить об эффективности образовательного процесса как в целом, так и по каждому ученику отдельно.
В табл. 8 приведен пример таблицы для обобщения результатов развития личностных качеств учащихся в начале и конце учебного года.
Таблица 8
Уровень развития личностных качеств учащихся
№ | Типы личностных качеств | Уровень развития личностных качеств учеников, % от общего числа | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
Целеполагание Целеустремленность Инициативность Умение задавать вопросы Символотворчество Смысловое видение Разнонаучное видение Нормотворчество Рефлексия Самооценка |
Диагностика и оценка творческой деятельности.Не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.
Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту тему работы; что я понял и чему научился, как я ее выполнял; что явилось для меня новым; какие у меня возникали трудности, как я их преодолевал. Ответы ученика на подобные вопросы дает представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика.
Другим важным фактором «творческости» ученического образовательного продукта является его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у ученика. Отличие продукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения изображено на примере написания учениками буквы «А»:
Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества». Установление степени творчества — задача, стоящая перед учителем, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного образовательного продукта ученика. При соответствующем развитии рефлексивных качеств ученик может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. Для оценки степени творчества ученической работы можно использовать следующую формулу: P = PSN + PON + PR, где Р — образовательный продукт; PSN — субъективно новая часть образовательного продукта; PON — объективно новая часть образовательного продукта; PR — репродуктивная часть образовательного продукта.
На практике ученики не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и представил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия, ученику были известны заранее. В этом случае творчество ученика относится к области словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике.
Не всегда можно явно отнести детский образовательный продукт к какому-либо учебному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выражается здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном символе.
Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с областью учебной деятельности ученика и конкретной учебной дисциплиной.