Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях
Московский Технический Университет Связи и Информатики
Кафедра радиооборудования и схемотехники
ДОКЛАД по курсу «Психология и педагогика»
«Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях»
Выполнил
студент группы МРТ1501
Нестеров А. А.
Проверил
Долин Г.А.
Москва - 2015
Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.
Цель – это осознанное представление конечного результата деятельности. Под целью воспитания понимают заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни.
Цель характеризуется объективностью – соответствие цели ожиданиям общества об идеале человека и нравственно-правовым требованиям к личности. Цель воспитания носит исторический характер – определяется интересами правящих классов.
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
На примере целей воспитания особенно отчетливо видна социально-историческая природа педагогических целей
В соответствии с гуманистической, личностно-ориентированной образовательной парадигмой (отнюдь, впрочем, не общепринятой) цели обучения и воспитания должны, прежде всего, заключаться:
1) в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;
2) вторая важнейшая цель воспитания — помощь воспитуемому в раскрытии его внутренних потенций, в движений по пути самореализации (самоактуализации — в терминах гуманистической психологии;
3) третья цель, без которой невозможно достижение двух первых, — стимулирование познания человеком самого себя, выработка индивидуального стиля жизни и деятельности;
В любом случае цели воспитания, принимаемые педагогом, не могут быть директивными, они могут только полнее раскрывать поле выбора перед воспитанником и последствия того или иного выбора. Право же выбора всегда остается за личностью.
По мере общности цели разделяются на:
Общие, генеральные – указывают главное направление воспитательной деятельности всех учреждений образования, определяет характер педагогического воздействия на личность;
Частные (рабочие) – связаны с решением определенных воспитательных задач на различных этапах формировании личности;
Конкретные (оперативные) – цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия; направлены на формирование определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности;
Личные – это целевые установки каждого участника педагогического процесса. В процессе образования учащихся педагог должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера, а также должен включать воспитанников в формирование собственных целевых установок и проектов деятельности по их достижению.
Принципы обучения – это основные исходные положения-требования, определяющие направленность образовательного процесса, его содержание, методическое обеспечение, деятельность преподавателя. (Принципы могут меняться, в зависимости от учебного заведения, средняя школа, вуз принципы меняют свою значимость, важно, чтобы принципы соответствовали задачам высшего образования).
Накопление научных философских, социологических, психологических, педагогических знаний позволило вскрыть закономерности и логику процесса познания, функционирования педагогического процесса. На основе этих научных данных и были сформулированы принципы обучения.
К важнейшим дидактическим принципам относятся:
- научность и социальная направленность обучения; - единство теории и практики в обучении;
- активность и сознательность в обучении; - обучение на высоком уровне трудностей; - наглядность в обучении; - систематичность и последовательность в обучении; - прочность обучения; - коллективизм и индивидуальный подход;
Каждый из этих принципов содержит целый комплекс требований, определяющих содержание, организацию и методику обучения человека. Характер этих требований во многом обусловлен целями, задачами особенностями обучения, в том числе и профессиональными.
Принцип "Научность и социальная направленность в обучении" отражает зависимость содержания, организации и методики обучения от уровня развития науки техники, уровня жизни и социального заказа общества на обучение и образование его граждан. Главный смысл принципа можно выразить двумя предложениями-вопросами: - в чьих интересах ведется обучение, - какие теоретико-методологические позиции лежат в основе его организации? Если обучение специалистов, школьников ведется в интересах самого человека, его качественной подготовки к жизни и деятельности, то обучение должно отвечать соответствующим требованиям. Каковы же требования принципа "научность и социальная направленность в обучении"?
- организация, содержание и методика обучения должны базироваться на
новейших достижениях науки, в том числе и педагогики;
- при осуществлении обучения необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами человеческой личности ее потребностями и интересами;
- содержание и уровень обучения должен отражать потребности общества в данных специалистах и данной профессии;
- обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, ценности, содержащиеся в изучаемом материале;
- показывать значение изучаемого материала для понимания современной жизни, профессиональной деятельности.
Принцип "Единство теории и практики, а обучении" подчеркивает тот факт, что обучение человека должно носить комплексный характер. Оно должен давать как интеллектуальное теоретическое развитие, так и формировать конкретные практические навыки для жизни и профессиональной деятельности.
В то же время в ходе практической деятельности человек получает возможность для приобретения новых и совершенствования имеющихся знаний, навыков, умений. Требования принципа:
- содержание обучения должно быть комплексным: самая современная
теория и конкретная практическая направленность
- любая человеческая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы в процессе ее человек получал что-либо новое, развивался;
- в обучении отражать реальные требования практической деятельности
и те задачи, которые предстоит решать специалисту;
- анализировать повседневную практику и вносить коррективы в процесс обучения.
Принцип "Активность и сознательность в обучении". Сущность принципа заключается в следующем: обучаемые должны понимать цель и задачи обучения, осмысленно и настойчиво работать на приобретением необходимых знаний, навыков и умений, проявлять активность, самостоятельность и инициативу в учебе. Требования принципа:
- в ходе обучения, обучаемые должны правильно воспринимать, пони мать и осмысливать учебный материал, не допускать ошибок при его запоминании;
- развивать у обучаемых интерес к обучению, овладению учебным материалом;
- стимулировать, всемерно поощрять активность самостоятельность, добросовестность, проявленные при обучении;
- полнее использовать активные формы обучения, совершенствовать методику проведения занятий.
Принцип "Обучение на высоком уровне трудностей". Требования:
- преодолевать трудности в обучении обучаемые должны сознательно, понимая их необходимость;
- тщательно отбирать, группировать и подавать учебный материал с учетом познавательных и физических возможностей человека;
- последовательно наращивать трудности от занятия к занятию;
- трудности должны носить интеллектуальный, а не организационный характер;
- трудность в обучении должна сочетаться с доступность изложения
учебного материала;
Принцип "Наглядность в обучении". Предназначение данного принципа заключается в том, чтобы сформировать у воинов конкретные представления об изучаемых проблемах. Выделяют следующие виды наглядности:
- натуральная или естественная наглядность: реальные образцы предметов;
- изобразительная наглядность: макеты, имитаторы, стенды, телевидение, плакаты и рисунки;
- словесно-образная наглядность: яркие словесные описания, эпитеты, метафоры и др.
- практический показ
- символическая или графическая наглядность: схемы, чертежи, планы, карты и т.д.
Требования принципа:
- использовать те наглядные пособия, которые дают максимальный эффект в обучении;
- прибегать к использованию наглядных средств по мере объяснения материала;
- руководить наблюдением обучаемых, устанавливать логические связи между применяемыми средствами наглядности;
- обучаемые должны самостоятельно работать с наглядными пособиями.
Принцип " Систематичность и последовательность в обучении" - логически связано распределять учебный материал, увязывать его с ранее пройденным, последовательно расширять круг представлений обучаемых;
- хорошо знать, что и как усваивают обучаемые, не переходить к рассмотрению новых вопросов, пока нет уверенности в том, что предыдущие усвоены хорошо;
- изучать материал по частям, выделять главное, логически связывать его между собой;
- вести систематический и действенный контроль за качеством усвоения
учебного материала.
Принцип "Прочность обучения":
- формировать у обучаемых установку на прочное и длительное запоминание учебного материала;
- побуждать обучаемых к сознательному, активному и самостоятельному
овладению знаниями;
- проводить систематические тренировки в целях закрепления получаемых знаний, навыков и умений;
- использовать полученные знания в повседневной жизни, в профессиональной деятельности;
- периодически повторять ранее изученный материал.
Принцип "Коллективизм и индивидуальный подход":
- учитывать групповую психологию, создавать условия для совместной групповой работы;
- изучать и знать индивидуальные способности и возможности обучаемых;
- определять оптимальные средства обучения с учетом индивидуальных
особенностей обучаемых;
- проявлять внимание ко всем студентам, школьникам, независимо от того, кто как успевает;
- дифференцировать требования к обучаемым с учетом их индивидуальных возможностей.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:
а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;
б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, доводя дело до конца;
в) формирование культуры и опыта общения с людьми;
г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов, духовных запросов и т.п.
Какова цель воспитания человека? Прежде всего, это - всестороннее и гармоничное развитие личности. Но цель воспитания может быть и частной -например, воспитать в студенте ответственность и организованность.
Воздействие воспитателя на воспитуемого может быть прямым, опосредованным и личным примером, когда человек не воздействует на другого специально, но благодаря своей личности оказывает на него положительное или негативное влияние.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания, которые можно подразделить на три крупных блока:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования деятельности.