Технология воспитания социального творчества (И.П. Иванов)


Основная цель технологии социального творчества—воспитать общественно активную личность, способную к сотрудничеству с другими участниками коллективной деятельности, к индивидуальному и коллективному творчеству. Сущность этой технологии заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они вместе планируют, организуют и осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность.

Основной формой реализации технологии коллективного творческого воспитания является коллективное творческое дело (КТД). Главное его назначение — улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни. Организация КТД предусматривает шесть стадий или этапов (по И.П. Иванову).

Этапы организации КТД

Этапы организации КТД Содержание работы    
1. Предварительная работа воспитателей и воспитанников Накопление идей, выдвижение целей и задач, продумывание содержания деятельности , осознание роли конкретного дела в жизни детей и т. п. Педагог создает соответствующее настроение в коллективе, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом.
2. Коллективное планирование Организуется обсуждение педагогом и детьми вопросов «Что лучше сделать?», «Для кого?», «Когда?», «Где проводить?)), «Кто будет участвовать?» и т п.
3. Коллективная подготовка дела Совет дела при поддержке педагога координирует работу микрогрупп, создает условия для реализации плана подготовки дела. Микрогруппы обсуждают задание, полученное от совета дела, и организуют работу по его выполнению.
4. Проведение дела Итогом всей подготовительной работы микрогрупп и совета дела является сценарий (план) КТД, разработанный советом дела с учетом результатов выполнения заданий микрогруппами.
5. Коллективный анализ, подведение итогов КТД Осуществляется в микрогруппах и затем на общем сборе коллектива. Этот этап способствует определению каждым участником личностной и общественной значимости дела
6. Последействие КТД Заключается в том, что осознание педагогом и учащимися общих выводов по итогам осуществленного КТД перерастает в этап осуществления тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе коллектива. Намечается программа последовательных действий, задумываются новые КТД

Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий

Альтернативные (зарубежные) школы –школы свободного воспитания.

1). Школа Вальдорфа – первых 8 лет с ребенком работает 1 учитель. Первых 3 класса никакой математики, а флейта, общение с людьми, рисунок, спорт. Обязательно по субботам у детей беседа со священником, дети много путешествуют, агровоспитание. Вальдорф заканчивают в 17 лет – строится модель дома.

2). Школа французских мастерских – 75% французов работает по этой технологии в франц мастерских. В этой школе полностью запрещена критика. Учитель – Мастер. Работа организуется в группах, дети сами ищут материал и делают выводы. Учитель только создает проблемную ситуацию. Учитель может подключиться к одной из групп на правах участника этой группы.

Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

Вальдорфские педагоги считают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.

Главные принципы:

— широкий, комплексный подход к изучению среды,
— максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера),
— большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса),
— уважение к личности ребенка, к его индивидуальности,
подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия,
— отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности,
— природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель — все натуральное.

Методика

В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.

Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам у старших, старшие развивают ответственность, присматривая за младшими.

Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.

В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.

Игрушки должны развивать фантазию, поэтому используются только самодельные.

Праздники — обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода — обязательный концерт.

Наши рекомендации