Технология воспитания социального творчества (И.П. Иванов)
Основная цель технологии социального творчества—воспитать общественно активную личность, способную к сотрудничеству с другими участниками коллективной деятельности, к индивидуальному и коллективному творчеству. Сущность этой технологии заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они вместе планируют, организуют и осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность.
Основной формой реализации технологии коллективного творческого воспитания является коллективное творческое дело (КТД). Главное его назначение — улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни. Организация КТД предусматривает шесть стадий или этапов (по И.П. Иванову).
Этапы организации КТД
Этапы организации КТД | Содержание работы |
1. Предварительная работа воспитателей и воспитанников | Накопление идей, выдвижение целей и задач, продумывание содержания деятельности , осознание роли конкретного дела в жизни детей и т. п. Педагог создает соответствующее настроение в коллективе, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. |
2. Коллективное планирование | Организуется обсуждение педагогом и детьми вопросов «Что лучше сделать?», «Для кого?», «Когда?», «Где проводить?)), «Кто будет участвовать?» и т п. |
3. Коллективная подготовка дела | Совет дела при поддержке педагога координирует работу микрогрупп, создает условия для реализации плана подготовки дела. Микрогруппы обсуждают задание, полученное от совета дела, и организуют работу по его выполнению. |
4. Проведение дела | Итогом всей подготовительной работы микрогрупп и совета дела является сценарий (план) КТД, разработанный советом дела с учетом результатов выполнения заданий микрогруппами. |
5. Коллективный анализ, подведение итогов КТД | Осуществляется в микрогруппах и затем на общем сборе коллектива. Этот этап способствует определению каждым участником личностной и общественной значимости дела |
6. Последействие КТД | Заключается в том, что осознание педагогом и учащимися общих выводов по итогам осуществленного КТД перерастает в этап осуществления тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе коллектива. Намечается программа последовательных действий, задумываются новые КТД |
Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
Альтернативные (зарубежные) школы –школы свободного воспитания.
1). Школа Вальдорфа – первых 8 лет с ребенком работает 1 учитель. Первых 3 класса никакой математики, а флейта, общение с людьми, рисунок, спорт. Обязательно по субботам у детей беседа со священником, дети много путешествуют, агровоспитание. Вальдорф заканчивают в 17 лет – строится модель дома.
2). Школа французских мастерских – 75% французов работает по этой технологии в франц мастерских. В этой школе полностью запрещена критика. Учитель – Мастер. Работа организуется в группах, дети сами ищут материал и делают выводы. Учитель только создает проблемную ситуацию. Учитель может подключиться к одной из групп на правах участника этой группы.
Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
Вальдорфские педагоги считают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.
Главные принципы:
— широкий, комплексный подход к изучению среды,
— максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера),
— большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса),
— уважение к личности ребенка, к его индивидуальности,
подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия,
— отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности,
— природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель — все натуральное.
Методика
В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам у старших, старшие развивают ответственность, присматривая за младшими.
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.
Игрушки должны развивать фантазию, поэтому используются только самодельные.
Праздники — обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода — обязательный концерт.