Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.
Этапы развития психологической науки:
1 этап - психология как наука о душе.
2 этап - психология как наука о сознании.
3 этап - психология как наука о поведении.
4 этап - психология как наука о психике.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики..
2 Объект, предмет, принципы, задачи и основные методы психологии.
Задачи психологии:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать научные знания с целью повышения эффектив-ности различных отраслей практики;
- быть теоретической основой для прикладной и практической психологии.
Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов.
Классификация методов в психологии:
- методы сбора информации(наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);
- методы обработки данных(статистический анализ, другие математические методы);
- методы психологического воздействия(дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Классификация методов психологического исследования:
- неэкспериментальные методы; Наблюдение Беседа или интервью Анализ результатов деятельности Анкетирование
- психодиагностические методы; (объект тесты, опросники)
- экспериментальные методы; (эксперимент)
- формирующие методы.
3 Понятие о психике: психическое как субъективное отражение объективного мира.
Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных(Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):
1 стадия - стадия элементарной чувствительности;
2 стадия - стадия предметного восприятия;
3 стадия - стадия интеллекта.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и др.);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельностьзависит от особенностей человече-ского организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
Развитие психики Существуют разные подходы к по-в филогенезе ниманию того, кому присуща психика:
1) антропсихизм(Декарт) — психика присуща только человеку;
2) панпсихизм(французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3) биопсихизм—психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К. К.Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);