Стадии социализации спортсмена
Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации: 1. Включение субъекта в спортивную деятельность; 2. Занятия детско-юношеским спортом; 3. Переход из любительского в профессио нальный спорт; 4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена. Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, порой, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером. Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ жизни интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры. Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение. Общество должно гарантировать спортсмену возможности эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы и существует необходимость создания правовой основы, для утверждения статуса профессионального спортсмена, также профессинального осуществления социально-педагогической деятельности.
В процессе социализации выполняются социальные функции физической культуры и спорта. Функция рассматривается здесь как деятельность, социальная обязанность, способ проявления активности. Выделяют культурные и общекультурные функции, взаимосвязанные между собой. К первым следует отнести развитие – физических способностей, удовлетворение социальных и биологических потребностей в деятельной активности и оптимизации на этой основе физического состояния, то есть состояния здоровья, физического развития, улучшения телосложения, общей подготовки к жизни. К общекультурным функциям относятся – ценностно-ориентационная (нормативная), вмещающая в себя существующее многообразие ценностей физической культуры и спорта (сам спортсмен, система спортивной подготовки, ценности управленческого клана, научные теории, монографии, учебники, программы).
Гедонистическая функция означает, что физкультура и спорт используются как средство получения удовольствия от самих занятий физическими упражнениями.
Зрелищная функция служит интеграции значительной массы людей, обмену новостями между ними, относящимися к воспитанию и образованию, приобщению к активным занятиям физической культурой и спортом.
Информационная функция выражена в знаниях о здоровье нации, уровне ее физической подготовленности, системе спортивных тренировок и соревнований.
Познавательная функция связана с познанием законов использования физической культуры и спорта как средства решения ряда социальных проблем. С ней тесно взаимодействует просветительная функция, дело которой – проведение мероприятий для развития массового спорта.
Прогностически-эвристическая функция проявляется в том, что спорт является полигоном, на котором создаются и исследуются модели всесторонне физически и духовно развитого человека, его резервные возможности.
Функция интеллектуализации вызвана тем, что современные физическая культура и спорт для своего оптимального развития требуют знания ряда наук, достижений научно-технического прогресса.
Идеологическая функция состоит в том, что в физической культуре и спорте проявляется мировоззрение того общества, внутри которого оно развивается и функционирует. Главная задача этой функции – формирование гражданственности физкультурника и спортсмена.
Политическая функция связана с тем, что физическая культура и спорт являются важными факторами интернационализма, прогресса и дружбы между народами, что придает этим социальным явлениям гуманистическую направленность.
Социальная функция содействует подготовке личности к успешному выполнению своих социальных обязанностей.
Нравственно-воспитательная функция содействует формированию положительного нравственно-эстетического опыта, целеустремленного характера физкультурно-спортивной деятельности.
Престижная функция – фактор, придающий результатам спортивной деятельности политический характер, авторитет и движение.
Интернационально-интегративная функция проявляется в Олимпийском движении, международном сотрудничестве, интеграционных связях.
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д. Таким образом, спортсмен несет высокую социальную ответственность.
Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления: ▪ массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»); ▪ спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт); ▪ профессиональный (коммерческий) спорт. Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта. Массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим – необходимые условия для формирования личности спортсмена. Социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он становится героем, кумиром молодежи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.
Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обуславливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой – заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.
Социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, социально-педагогического сопровождения но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Таким образом, можно предоставлять спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой и повышать их социальную ответственность перед обществом. Данные положения определяют содержание социально-педагогического компонента в деятельности тренера.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова роль спорта в социализации личности?
2. Определите положительные и негативные стороны развития современного спорта для социализации личности спортсмена.
3. Раскройте понятия «первичная», «вторичная» социализация.
4. Раскройте содержание стадий социализации спортсмена.
5. В чем заключаются социальные функции физической культуры и спорта?
6. В чем, по вашему мнению, заключаются социально-педагогические знания тренера при формировании социальной ответственности спортсмена?