Эволюция методов обучения
Методы обучения (МО) – категория историческая. МО меняются с изменением развития производительных сил и характера производственных отношений.
На ранних этапах общественного развития передача соц опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В основе лежал репродуктивный метод («делай, как я»). Это самый древний МО.
По мере расширения объема накопленных знаний, усложнения освоенных человеком действий простое подражание не могло обеспечить усвоение культурного опыта. С момента организации школ появилисьсловесные методы. С возникновением письменности, слово-главный носитель информации, а книги- массовый способ взаимодействия учителя и ученика. Догматический или катехизисный МО – механическое заучивание текстов, практиковалось в средние века. В эпоху великих открытий в процесс обучения органично вошли такие методы , как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие самостоятельности, активности, сознательности ребенка. Развитие получают наглядные МО. На рубеже XIX-XX вв. важное место стал занимать эвристический метод , как вариант словесного метода, он учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности . Учение через деятельность стало играть важную роль. При этом использовалисьпрактические МО, когда основная роль отводилась ручному труду, практической работе, а также работе учащихся с литературой. Утверждаются частично-поисковые , исследовательские методы. Со временем все большее распространение получают методы проблемного обучения, основанные на выдвижении проблем и на самостоятельном движении учащихся к знаниям. Далее общество осознает , что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии его способностей и индивидуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения.
15. Различные подходы к классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, Е.Я. Голант, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).
Метод как многомерное образование имеет много сторон. В связи с этим существует множество классификаций методов.
Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку их система.
Ученые предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
По источнику знаний (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант):
- наглядные (демонстрация картин, портретов, таблиц, диафильмов; наблюдение за природными явлениями и т.д.);
- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, рассуждение, беседа, проблемное изложение и т.д.);
- практические (упражнение, составление схем, таблиц, изготовление приборов, макетов и т.д.).
По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
16. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ведущую роль в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности играютсловесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, лекция и др.) Учитель с помощью слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики слушают, запоминают и усваивают
Рассказ Формирование сознания начинается с разъяснения ученикам простейших представлений и понятий в области общественной жизни, труда, науки и техники, этики и эстетики Рассказ позволяет рационально изложить и обгр обосновать факты, понятия, взгляды, нормы и ценности общественной жизнитя.
Объяснение - раскрытия учителем существенных свойств того, что изучается, его внутренней структуры, связи с другими объектами Осуществляется в форме рассказа, беседы, лекции и др. Объяснение создает у учащихся связное, логически последовательное представление о закономерностях развития природы и общества, о научных фактах, понятия, о мораль, этику, эстетику, право, общечеловеческие ценности и др. Словесное объяснение открывает учителю широкие возможности воспитательного воздействия на ученика.
Беседа - один из методов обучения и воспитания, используемое для организации мыслительной деятельности учащихся; в процессе беседы учащиеся, отвечая на вопрос учителя и своих товарищей, приобретают новые знания нь о природе, обществе, человеке, у них формируются морально-эстетические понятия, представления, убеждения, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое развито.
Сущность беседы заключается в общении учителя с учеником В зависимости от содержания она может быть научной, политической, этической или эстетической, используется как на уроке, так и во внеурочное время Она может быть учебной или осуществляться в форме свободного обмена мнениями, со всем классом, группой учеников или с отдельным учеником
Лекция - это развернутый, организованный в доступной форме систематический и последовательное изложение сущности теоретической проблемы или проблемы социально-политического, нравственного, этического, эстетического содержания Логическим центром лекции является определенное теоретическое обобщение, относится к сферам научного познания Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным моментом.
Используется преимущественно в старших классах Основные требования к лекции: целеустремленность, эмоциональность изложения, целостное раскрытие темы или какого-либо крупного и важного раздела курса, анализ конкретных фактов, явлений и их обобщения; композиционная четкость; ясность аргумента ции и научная обоснованность выводов, использование разнообразных методических приемов; живет и задушевное слово учитель.
Наглядные методы - выделяются две группы: методы иллюстраций и методы демонстраций Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, карт, рисунков на доске, картин, портретов ученых Метод демонстраций предусматривает демонстрацию приборов, опытов, технических у установок, различных препаратов, показ фильмов и диафильмовів.
Практические методы - письменные упражнения (язык, математика, иностранные языки)комментирования упражнений, лабораторные опыты, учебные практикумы по физике, химии, биологии и другим предметам, выполнение трудовых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах
Прииндуктивном методе:
1 вариант: учитель сначала сообщает факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнение упражнений, постепенно подводит учащихся к обобщениям, определения, формулировки законов
Ученики: усваивают сначала единичные факты, затем делают выводы и обобщения учебного характера
2 вариант: учитель ставит перед учащимися проблемные задачи, которые требуют самостоятельных суждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщениям Ученики: самостоятельно размышляют над фактами, ро облять выводы и обобщенияя.
Придедуктивном методе: учитель сначала сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно выводит частные случаи, более конкретные задачи Ученики воспринимают общие положения, формулы, законы, а потом с усваивают конкретные результати.
Репродуктивные методы предусматривают использование словесных, наглядных и практических методов При репродуктивной рассказы учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения, акцентируя внимание на главном, что необходимо необходимость усвоить Аналогично строится лекция и беседда.
Репродуктивные методы эффективны тогда, когда содержание учебного материала носит преимущественно информационный характер, является достаточно сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики усвоили самостоятельно
В целом репродуктивные методы обучения не позволяют должным образом развивать мышление школьников, а особенно самостоятельность и гибкость мышления, формировать у учащихся навыки научной деятельности
Проблемно-поисковые методы обучения используются в проблемном обучении. Учитель использует такие приемы: создает проблемные ситуации, организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемных ситуаций, подтверждает правильность выводов т.д. Ученики, основываясь на предыдущем опыте и знаниях, высказывают предположение о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания.
Методы самостоятельной работы предусматривают самостоятельную работу учащихся при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности популярным видом является работа с книгой, справочной литературой
17. Методы стимулирования и корригирования учебно-познавательной деятельности учащихся.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Стимулирующая роль всех методов обучения.
Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.
Методы формирования познавательного интереса.
В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности– введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.
В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.
Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.
Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.
Познавательные игры.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Учебные дискуссии.
К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос «А кто думает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов в этой области добиваются с помощью электронных дискуссий.
В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе.
18. Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя доступным методом контроля является планомерное целенаправленное е и систематическое наблюдение учителя за деятельностью ученики.
На различных этапах обучения используются разнообразныевиды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, а также формы его организации
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или раздела, который будет изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и которыми знания Это поможет ему определить, на каких моментах необходимо больше сосредоточить внимание, решения каких вопросов требует большего времени, а каких меньше, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся Осуществляется он с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в частности, на всех этапах обучения.
Тематический контроль осуществляется периодически, после изучения темы или нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся Этот вид контроля осуществляется на повторительно-обобщающих уроках и способствует подготовке д к контрольным мероприятиям: устных и письменных зачетов.
Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, учебного года, а также после окончания обучения в начальной, средней и полной средней школе
По формам контроль делится на индивидуальный, групповой ифронтальный.
В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся
Сочетание различных методов контроля получило названиекомбинированного илиплотного контроля Как правило, это сочетание устного и письменного опроса
Сущность его заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, другие готовятся к ответу у доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвует в опросе.
Преимущества этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки знания нескольких учеников за незначительный промежуток времени: применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить ведра азу нескольких ученики.
19. Понятие о средствах обучения, их классификация. Взаимосвязь средств обучения с педагогическими методами и приемами.
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
1.По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания исредства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения— это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения— составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация — как метод обучения.
Все эти понятия связаны с педагогической деятельностью - Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов:научной и практической.
20. Сущность организационных форм обучения. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.
Форма организации обучения- это ограниченное во времени и пространстве взаємозумовлена деятельность педагога и учащегося, преподавателя и студента. Такая формулировка представляется наиболее целесообразной.
В истории развития педагогической мысли в соответствии с особенностями социально-экономического состояния общества складывались различные формы обучения. Но каждая из них непременно вбирала в себя наследие предыдущих поколений и выделяла то положительное, что способствовало повышению эффективности учебного процесса.
За последнее тысячелетие на образовательных просторах самый заметный след оставили такие формы организации обучения, как индивидуальная, групповая, классно-урочная, белл-ланкастерська, дальтон-план, бригадно-лабораторная. Они использовались и в общеобразовательных и профессиональных школах разных уровней.
Переходя к краткой характеристики названных форм обучения, прежде всего заметим, что каждая из них имела как положительные аспекты, так и отдельные недостатки.
Индивидуальнаяформа обучения возникла в античных странах и широко использовалось в средневековой Европе. Сущность ее заключается в том, что учитель учит каждого ученика индивидуально, что позволяет учитывать личностные возможности учеников и соответственно определять содержание, формы и методы учебной работы. Это, понятное дело, способствует эффективности учебного процесса. Однако индивидуальное обучение не получило широкого применения. Оно не дает возможности охватить обучением большое количество детей, поскольку является слишком дорогим, но элементы индивидуального обучения используются по сей день (индивидуальные консультации, обучение игре на музыкальных инструментах, вокал и др.).
Групповаяформа обучения получила широкое распространение в период средневековья и хранилась во многих школах Европы еще в XIX в. Используя эту форму, учитель учит группу детей, которые находятся на разных ступенях возрастного и интеллектуального развития. Такое обучение позволяет давать основы грамоты (чтение, письмо, счет) немалом количестве детей по сравнению с индивидуальной форме. И все же оно является примитивным, поскольку в одной комнате приходится учить детей, имеющих различные уровни образования.
Классно-урочнаяформа обучения берет свое начало из братских школ Украины и Беларуси. Именно в них отрабатывались элементы урочной системы. Сущность классно-урочной системы сводится к тому, что учитель одновременно учит немалую группу детей (до 45 человек), которые находятся примерно на одинаковом уровне анатомофізіологічного и психического развития, занятие проводится в классной комнате, по постоянному расписанию и регламентом.
Научное обоснование классно-урочной формы обучения дал чешский педагог Ян Амос Коменский в фундаментальном труде "Великая дидактика" (1657 г.). После ее появления урок стал ведущей формой обучения во всех школах мира.
Белл-ланкастерськаформа обучения возникла в конце XVIII - начале XIX в. в Англии, ее название происходит от имен учредителей - священника А. Белля и Дж. Ланкастера. В этот период в Англии бурно развивался капитализм, появлялись все новые производства, на которые привлекалась большое количество крестьян. В соответствии остро встала необходимость массовой образования рабочих и их детей. А учителей не хватало. Поэтому одному учителю поручали обучения 250-300 учеников разного возраста. Но единолично учитель не мог этого сделать. Поэтому идея реализовалась так: учеников распределили на группы по 25-30 человек. К каждой группы прикрепляли старшего ученика (монитора); учитель сначала учил элементов грамоты старших учеников, а они в своих группах передавали полученные знания своим товарищам. Кроме того, мониторы отвечали за порядок и дисциплину. Такое обучение еще называли "взаимным".
Понятно, что подобная система оказалась малоэффективной, поскольку охватывала только обучением детей рабочих. В то же время богатые родители учили детей в приличных школах с классно-урочной форме обучения. Поэтому белл-ланкастерська форма обучения существовала недолго. Была попытка применить ее и в России, но здесь она не получила распространения.
Определенный интерес представляет форма организации обучения подальтон-плану.Возникла она в начале XX в. в США под влиянием философской концепции экзистенциализма с целью формирования у детей инициативности, самостоятельности, изобретательности, деловитости. Впервые ввела и описала эту форму обучения учительница из г. Дальтона Е. Паркхерст. Технология обучения была такая: содержание учебного материала по каждой дисциплине делился на части (блоки), каждый ученик получал индивидуальное задание в форме плана и самостоятельно его выполнял. Потом отчитывался, набирая соответствующее количество баллов, а потом получал следующее задание. Учитель здесь играл роль организатора-консультанта. Учеников из класса в класс переводили не после окончания учебного года, а в зависимости от уровня овладения программным материалом, то есть 3-4 раза в год.
Конечно, такое обучение способствовало формированию самостоятельности, инициативности, в конечном итоге положительно влияло на интеллектуальное развитие личности. Вместе с тем развивало нездоровое соперничество, индивидуализм. Впрочем, это соответствовало формированию менталитета, который диктовался требованиями рыночной экономики.
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
Их объединяет педагогическая технология - понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.