Сущность и особенности процесса воспитания
В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении
Как отмечалось ранее воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Поскольку в современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание личности (семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы и др.), то понятие воспитания нуждается в конкретизации и сужении.
В узком социальном смысле под воспитаниемпонимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни.
Координаторами воспитательного воздействия выступают учебно-воспитательные учреждения, где осуществляется специально организованное воспитания.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное , целенаправленное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы , направленной на решение воспитательных задач.
Являясь одним из способов осуществления педагогического процесса, процесс воспитания представляет собой формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание.
Самовоспитание – внутренний процесс саморазвития личности путем приложения к самой себе волевых усилий, направленных на коррекцию взглядов, привычек, совершенствование умений в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися убеждениями, потребностями. Собственная деятельность воспитанника по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. Она опирается на стремление воспитанника к самосовершенствованию, самооценке своих достижений, применению способов самоизменения: самоприказ, самовнушение, самокритика, самопоощрение и т.д.
Процесс воспитания имеет ряд особенностей.
1. Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.
2. Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания. На становление личности влияет семья, школа, социально-экономическая ситуация, информационная среда, литература, искусство и т.д.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения. Между педагогическими влияниями и проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.
3. Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
4. Непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. В воспитательном процессе необходима системная работа, направленная на реализацию поставленной цели.
5. Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм, методов, средств, процесса воспитания. Поскольку формирование личностных качеств, навыков поведения происходит не поочередно, а одновременно, поэтому педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.
6. Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны. Это обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, с другой – профессиональной подготовленностью воспитателей, их мастерством.
7. Двусторонность. В связи с тем, что процесс воспитания в современном понимании – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, то реализован он может быть в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
8. Субъектно-объектное взаимодействие. В воспитании условно подразумеваемый объект воздействия (ребенок) является и субъектом формирования качеств и отношений, которые планирует взрослый. По мере развития ребенка его позиция как объекта педагогических влияний со стороны взрослых уменьшается, превращая процесс воспитания в самовоспитание.