Материалы и оборудование для групп раннего возраста
Группа должна быть оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики материалов и комплексностью. Следует иметь в виду, что группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей. Материалы и оборудование для физического развития детей. В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы,бега, прыжков). К ним относятся: горки; лесенки; скамеечки; туннели; домики; игрушки-качалки; модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов; веревки; дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; «сухой бассейн»; мини-маты; трехколесные велосипеды; мини-стадионы. Все эти приспособления побуждают малышей залезать, подлезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать и пр. В группе должны быть игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику: мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли;обручи, кольца; игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразныхдвижений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки. Материалы и игрушки для социально-личностного развития детей: • фотографии детей, семьи, семейные альбомы; • фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения; • наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых; • картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;• наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.); • аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр: • игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы- голыши, антропоморфные животные из разных материалов; • стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); • стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.); • игрушки для разыгрывания различных сюжетов: – кормления кукол (посуда, столовые приборы); – укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); – купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки); – лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)– прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); – уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки); – игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы); – игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.); – игры в «цирк»: (заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном», «Дюймовочка»; куклы- рукавички, маски); – игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.; • строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.; • машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); • детские телефоны; • предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); • крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.; • большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей. В группе должны находиться бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитиепредметной деятельности. Они должны быть выполнены из разнообразного материала, иметь разные размеры, цвет, фактуру, стимулировать выполнение различных действий. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них. Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, должны быть: • пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; • большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками; • матрешки; • наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); • игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); • наборы разнообразных объемных вкладышей; • мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы; • конструкторы; • игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.); • заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования: • столы-поддоны с песком и водой; • плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); • разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.); • приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки); • игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); • пластические материалы (глина, тесто);• материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); • трубочки для продувания, просовывания; • игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); • игрушки со светозвуковым эффектом; • «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; • игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантиновая дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.); • книги, открытки, альбомы, аудио- и видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Материалы для развития речи: • детские книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); • предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.); • материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.); • разрезные картинки, наборы парных картинок; • серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); • лото, домино; • аудиокассеты с записями детских песен, сказок; • диафильмы.
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей. В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения: • книги с красочными иллюстрациями, репродукции; • альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; • альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; • музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара); • фланелеграф; • стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; • емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности: • наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; • краски (гуашь, акварель, пищевые красители); • кисти для рисования, для клея; • палитра, емкости для воды, красок, клея; • салфетки для вытирания рук и красок; • бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций; • глина, пластилин (не липнущий к рукам); • печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; • трафареты для закрашивания; • доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; • мольберты; • фартуки и нарукавники для детей. Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.
Материалы для музыкального развития детей: • игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино; • игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки); • аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений). Материалы для театрализованной деятельности: • оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.); • карнавальные костюмы, маски; • фланелеграф с набором персонажей и декораций; • различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой); • аудио- и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.
Оборудование и игрушки на детской площадке: • песочница; • скамейки;• горка; • качели; • велосипеды; • санки; • игрушки для двигательной активности: мячи, тележки, игрушки для толкания; • игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки); • оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).
Наличие данных материалов и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и целостной личности ребенка.