Модель анализа и описания педагогических технологий
Описание технологии предполагает раскрытие всех основных её характеристик, что делает возможным её воспроизведение.
Описание (и анализ) образовательной технологии можно представить в следующей структуре
1. Название технологии,отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто даётся по одному, самому яркому её признаку.
2. Идентификацияданной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой).
1.Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология) .
2.Основные используемые философские позиции.
3.Отношение к факторам развития.
4.Изложение особенностей применяемой научной концепцииосвоения опыта в данной технологии.
5.Принадлежность технологии к определённой содержательной области.
6.Указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности.
7.Методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих,
8.Применяемые организационные формы педагогического процесса.
9.Преобладающие средства обучения
10.Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку(ребёнку, подростку, молодёжи).
11.Отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий.
12.Характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология.
3. Целевые ориентации технологии.Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии.
4. Концептуальная основа педагогической технологии.Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определённую сферу развития человека, методы воспитания.
5. Процессуальная характеристика (методические особенности).В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).
6. Соответствие критериям технологичности.Как было указано выше, основными критериями технологичности являются:
— системность (комплексность, целостность),
— научность (концептуальность, развивающий характер),
— структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность),
— управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
7.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
Дополнительная:
1.Мицкевич А.А. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике. // Гуманитарные научные исследования. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/104
2. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 1997, №3. С.20-27
3..Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Гном и Д", 2001.( и последующие работы этого автора)
Задания для СРС
1. Каждое учебное звено выполняет учебно-исследовательский проект , название которого соответствует технологии, указанной в вопросах, выносимых на обсуждение. Для выполнения этого проекта студентам необходимо подробно ознакомиться со схемой анализа технологии, выяснить непонятные места, обратившись к учебной и справочной литературе. Затем необходимо собрать материал о технологиях, структурировать этот материал с учетом содержания схемы анализа. После этого выполняется непосредственно анализ технологии.
2. Результаты анализа технологии можно представит в двух вариантах: все учебные звенья проводят деловую игру –заседание ученого совета. Содержание и ход игры разрабатывается самостоятельно; второй вариант - компьютерная презентация результатов проекта.