Характеристика девиантного поведения подростков
Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам (ожиданиям), которые могут быть спорными (убийство– на войне поощряемо).
Классифицировать различные типы девиаций можно также по-разному. педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество)
Ю.А. Клейберг выделяет: негативные (алкоголизм), позитивные (творчество), и социально-нейтральные (бродяжничество) Е.В. Змановская в качестве основного признака выделяет два критерия – вид нарушаемой нормы и последствия девиации: делинквентное поведение (отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое), асоциальное поведение (уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях), аутодеструктивное поведение (поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни – суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение [36, с.216].
Девиантное поведение–вид отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. (демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида)
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
§ агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
§ корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
§ распространение и продажа наркотиков [36, с.216].
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Квидам девиантного поведения подростков различные авторы также относят: алкоголизм; наркоманию и токсикоманию; детскую проституцию; сексуальные девиации; суицидальное поведение; делинквентное и преступное виды поведения.
Среди социально-педагогических причин, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников.
Социологическое объяснение причин девиации фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. (Селлин - конфликты между нормами культуры. М.В. Цилуйко - негативное влияние СМИ. Л.Б.Филонов - чувство безнаказанности о всесильность мафии. Л.С. Рубан - отсутствие социального контроля. Хинделанг – влияние сверстников.)
Психологический подход, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии.
факторы вызывающих отклоняющееся поведение подрастающего поколения (Гоголева А. В):
1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:
· генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
· психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
· физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе [6, с.35].
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторыпроявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
15. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
Существует несколько определений алкоголизма:
с медицинской точки зрения – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам;
с социальных позиций – форма девиантного поведения, характеризующиеся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.
Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.
У детей алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:
-быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо – физиологическим строением детского организма. Мозговая ткать ребенка в отличие от мозговой ткани взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы ,вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;
- злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и ю юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;
- принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу за один раз;
- быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;
- низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей.
Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.
Периоды приобщения к спиртным напиткам детей и подростков:
- первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление матерью алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка;
- второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две: педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному;
- третий период – подростковый и юношеский возраст, когда происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, проводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.
Причины детского алкоголизма:
- отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
- уход от жизненных проблем.
- психологические особенности личности (завышенная самооценка ,чувство жестокости и агрессивности, дети подтверждены депрессии и паранойе и тд.)
- неблагополучные семьи. Это конфликтные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев – антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом.
- усиленные притязания на взрослость
- позитивная реклама употребления алкоголя
- избыток свободного времени.
Последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:
- социально-экономические – преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т.д.
- социально-психологические – разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей; духовное и нравственное крушение личности; ухудшение нравственно-психологического климата и микросреды и т.д.
- криминальные – совершение преступлений; вовлечение в преступную деятельность других лиц; создание ситуаций, благоприятных для криминализации и виктимизации, и т.д;
- физические – наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений.
Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.
Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.
Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.
Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.
Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов выпивок, обычно более двух раз в месяц.
Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.
Уровень физической зависимости от алкоголя.Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя.
Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.
16. Жестоким обращением с детьми считают(педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения:
· физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;
· сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;
· психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);
· пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.