Киселёв М. В., Ивашко Н. Н
Федеральной службы исполнения наказаний»
М. В. Киселёв, Н. Н. Ивашко
Пенитенциарная педагогика
Учебное пособие
Новокузнецк, 2013
УДК 37.013+343.8
ББК 74.6+67.409
К 44
Рецензенты:
преподаватель кафедры гуманитарных,
социально-экономических и естественно-научных дисциплин
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России,
кандидат педагогических наук Кунаш К. А.;
начальник кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент Матвеенко В. Е.
Киселёв М. В., Ивашко Н. Н.
К 44 Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. – Новокузнецк:
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. – 100 с.
Учебное пособиепредназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность».
УДК 37.013+343.8
ББК 74.6+67.409
Рассмотрено и одобрено:
на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России 20 декабря 2012 г. (протокол № 4);
на заседании Методического совета 21 декабря 2012 г. (протокол № 4);
на заседании Учёного совета 29 декабря 2012 г. (протокол № 4).
© ФКОУ ВПО Кузбасский институт
ФСИН России, 2013
Оглавление
Введение5
Раздел I. Теоретико-методологические основы
пенитенциарной педагогики6
Глава 1.Пенитенциарная педагогика как наука: понятие,
категории, задачи, связь с другими науками6
§ 1. Возникновение и развитие науки о воспитании, её отрасли
и основные категории6
§ 2. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки,
её задачи и категории8
§ 3. Методологические основы пенитенциарной педагогики10
Глава 2. Становление и развитие пенитенциарной педагогики13
§ 1. Становление и развитие пенитенциарной педагогики
в дореволюционной России13
§ 2. Разработка основ советской исправительно-трудовой педагогики
(1917-1937 гг.)15
§ 3. Советская исправительно-трудовая педагогика
в 30-50-е гг. XX века17
§ 4. Основные тенденции развития теории и практики перевоспитания
осуждённых в 60-80-е гг. ХХ столетия18
§ 5. Современные тенденции развития пенитенциарной педагогики20
Глава 3. Особенности и закономерности воспитательной
системы и воспитательного процесса в исправительных
учреждениях21
§ 1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса
в исправительных учреждениях21
§ 2. Характеристика закономерностей воспитательной системы
и воспитательного процесса в исправительных учреждениях22
Глава 4. Принципы исправления осуждённых25
§ 1. Понятие принципов исправления осуждённых25
§ 2. Характеристика принципов исправления осуждённых26
Раздел II. Объекты и субъекты воспитательной системы
в исправительных учреждениях30
Глава 5. Осуждённый как объект и субъект педагогического
взаимодействия30
Глава 6. Коллектив сотрудников исправительного учреждения как
субъект педагогического взаимодействия38
Глава 7. Требования к личности воспитателя исправительного
учреждения40
Раздел III. Средства исправления, методы и формы воспитания
осуждённых45
Глава 8. Основные средства и методы исправления осуждённых45
Глава 9. Формы воспитательной работы с осуждёнными52
Раздел IV. Содержание воспитательной работы с осуждёнными
в исправительных учреждениях57
Глава 10. Нравственное воспитание осуждённых57
Глава 11. Правовое воспитание осуждённых60
Глава 12. Трудовое воспитание осуждённых61
Глава 13. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание
осуждённых63
§ 1. Физическое воспитание осуждённых63
§ 2. Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых65
Глава 14. Воспитание осуждённых в учебной деятельности67
Раздел V. Особенности воспитательной работы с различными
категориями осуждённых75
Глава 15. Особенности воспитательной работы
с несовершеннолетними осуждёнными75
§ 1. Социально-педагогическая характеристика несовершеннолетних
осуждённых75
§ 2. Особенности педагогического процесса с несовершеннолетними
осуждёнными79
Глава 16. Особенности воспитательной работы с осуждёнными
женщинами81
§ 1. Характеристика осуждённых женщин81
§ 2. Особенности правового, трудового, нравственного, эстетического
воспитания осуждённых женщин84
Глава 17. Особенности воспитательной работы с осуждёнными,
придерживающимися уголовных традиций86
Глава 18. Особенности воспитательной работы с осуждёнными
престарелого возраста и инвалидами88
Раздел VI. Оценка и результаты исправления осуждённых90
Глава 19. Оценка результатов исправления осуждённых90
Глава 20. Закрепление результатов исправления осуждённых92
Список использованной литературы96
Введение
Изменения социально-политических отношений в российском обществе привели к деформации традиционных ценностей, преобладанию потребительских интересов, стремлению к индивидуально-рациональным целям сегодняшнего дня. В связи с этим проблема исправления осуждённых в местах лишения свободы является особо актуальной.
В последние годы в России наблюдается увеличение рецидивной преступности, ухудшение криминогенного состава лиц, лишённых свободы, характеризующихся низким значением общепризнанных социальных ценностей. Отмечается также падение общекультурного и образовательного уровня осуждённых, распространение тюремной субкультуры. При этом, у большинства из них не сформированы умения прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьёй, что тесно связано с проблемами развития и содержания их личностной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления осуждённых, который является залогом успешной ресоциализации и предотвращения рецидивной преступности[1].
Новым уголовно-исполнительным законодательством России усилена педагогическая направленность деятельности учреждений пенитенциарной системы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[2] предусматривает разработку и внедрение в практику работы исправительных учреждений эффективных методов, приёмов, средств и технологий исправления, воспитания, адаптации в условиях свободы лиц, отбывающих наказание.
Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, развитие педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению преступников, активизации личностных возможностей осуждённых путём специально организованной психолого-педагогической работы.
Учебная дисциплина «Пенитенциарная педагогика» обеспечивает профилизацию в подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы, вооружает их знаниями, умениями и навыками в организации работы по исправлению лиц, отбывающих уголовное наказание.