Общая характеристика вкр
Выпускная квалификационная работа выпускника направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») представляет собой логически завершенную, самостоятельно выполненную работу, под руководством научного руководителя, закрепленного в установленном порядке, связанную с решением ряда задач одного или нескольких видов профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр в соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования – программой бакалавриата.
При выполнении и защите ВКР обучающиеся должны показать свою способность, опираясь на полученные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Оценка качества подготовки и защиты ВКР направлена на установление уровня сформированности общекультурных, профессиональных и специальных компетенций с учетом профильной направленности программы бакалавриата. ВКР закрепляет полученную научную информацию в виде текстового и иллюстративного материалов, в которых выпускник по собственному усмотрению упорядочивает накопленные научные факты и доказывает научную и практическую значимость тех или иных положений, составляющих основу ВКР.
Основу содержания ВКР бакалавра психолого-педагогическое образование могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, обобщение методов решения прикладных педагогических задач в соответствующей профилю подготовки области. ВКР бакалавра выполняется студентом на основе материалов, собранных им лично. ВКР выпускника бакалавриата отличается практико-ориентированной направленностью ее результатов и должна иметь междисциплинарный характер, соответствующий профилю подготовки.
Теоретические задачи ВКР, как правило, состоят в описании современного этапа развития научных представлений на основе анализа доступной информации по теме ВКР и должны быть ориентированы на выдвижение и логическое обоснование гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых психолого-педагогических явлений и процессов, а так же на переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных фактов и педагогических закономерностей.
Экспериментальные задачи ВКР выпускника направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») могут быть ориентированы на проверку теоретических гипотез путем проведения сбора эмпирического материала, обработки и обобщения экспериментальных данных и научной интерпретации результатов.
Из всего спектра компетенций, формируемых в процессе обучения, на этапе защиты выпускной квалификационной работы может быть диагностирована только определённая их часть. Состав компетенций, подлежащих диагностированию через процедуру защиты ВКР, определяется конкретной образовательной программой, а также утверждается программой государственной итоговой аттестации в форме защиты выпускной квалификационной работы. Например, состав компетенций, диагностируемых на защите ВКР выпускников бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») может быть представлен следующим образом:
1. Готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).
2. Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).
3. Способен учитывать закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).
4. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2).
5. Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3).
6. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
7. Способен взаимодействовать со специалистами в решении профессиональных задач (ОПК-10).
8. Применяет в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
9. Применяет утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).
10. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).
11. Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).
12. Составляет программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ВКР
Существует принятая схема написания выпускной квалификационной работы. Она едина для курсовых, бакалаврских, магистерских работ. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список литературы, приложения.
Структура бакалаврской работы отражает общую методологию научного исследования и включает в себя:
титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основную часть (разделы, параграфы);
- заключение;
- список использованной литературы (библиография);
- приложения (если необходимо).
Титульный лист является первой страницей ВКР, номер на этой странице не ставится. На нём указывается полное наименование учебного заведения и выпускающей кафедры, на которой выполнялась работа, название (тема) ВКР, шифр направления подготовки, профиль и квалификация (степень), для присуждения которой выполнена данная работа. На титульном листе также указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя, его учёное звание, учёная степень и должность; отметка заведующего выпускающей кафедрой о допуске ВКР к защите на заседании ГЭК; оценка, полученная в результате защиты работы; фамилия и инициалы председателя государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР, его учёная степень, учёное звание и должность (образец оформления титульного листа в Приложении 1).
В содержании приводятся заголовки всех разделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной буквы и пишутся без точки в конце. В содержании указываются номера страниц глав и параграфов, а также номера страниц, на которых расположены другие части работы: введение, заключение, список использованной литературы, приложения. В настоящее время в научных текстах применяют числовую нумерацию разделов. Чаще используют два или три уровня деления (рубрикации) текста. Если такая нумерация используется в тексте, то она должна быть представлена и в оглавлении работы (пример оформления содержания помещён в Приложениях 3 и 4). Содержание должно помещаться на одной странице. Для этого (при необходимости) его печатают не через полтора межстрочных интервала, как весь текст, а через один.
Наиболее формализованная часть работы – введение. Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:
Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.
Актуальность темы выпускного исследования может раскрываться в трех направлениях:
Социальном. Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».
Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психолого-педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».
Практическом. Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с ...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».
Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема «Формирование социальной компетентности младших школьников» может предполагать такую проблему, как: «Каковы психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников?»
Вслед за проблемой определяется объект исследования, а затем предмет исследования.
Объект исследования — это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.
Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?
Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.
После того необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель — это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе.
Гипотеза исследования — научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.
Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.
Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.
Существуют различные виды гипотез:
1. описательные:
· структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;
· функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;
2. объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.
Гипотезы также можно разделить на:
· общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;
· частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;
· единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;
· рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.
С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи — это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).
Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.
Следующим шагом должно стать осмысление методологической основы исследования. Методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.
Теоретические основы исследования – составляют научные позиции авторов, решающихся сходные с темой исследования проблемы.
Во введении также упоминаются: методы исследованияв виде простого перечисления: теоретические и эмпирические, по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании).
Следующий этап указание опытно-экспериментальной базы исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа.
Во введении может отмечатьсяпрактическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.
Собственно работа структурируется на главы. Количество глав в ВКР – обычно две (максимум три). Если работа структурируется на три главы, то разумна следующая логика: первая глава – теоретическая; вторая – обоснование и описание методов и методологии исследования; третья – представление результатов исследования и их обсуждение. В более сокращенном варианте: первая глава – теоретическая; вторая – эмпирическая.
Объём введения, как правило, составляет 2 -3 страницы.
Основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать не менее двух разделов (глав), каждый из которых имеет индивидуальное название и состоит их нескольких параграфов. Каждый параграф имеет свое название, не повторяющееся в дальнейшем тексте выпускной работы. Содержание работы должно равномерно распределяться по отдельным параграфам. Каждый параграф должен иметь логическое завершение. В конце параграфа необходимо предусмотреть логический переход к последующему параграфу. Начинать или завершать параграф цитатой не допускается. Объём одного параграфа должен составлять не менее 5 страниц.
Глава 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.
В завершении первого раздела работы рекомендуется сформулировать соответствующие выводы, которые должны иметь конкретный характер, соотносится с наиболее значимыми результатами теоретического анализа проблемы и раскрывать профессиональную компетентность выпускника вуза, как интегрального качества, возникающего в результате использования компетентностной модели подготовки. При этом необходимо иметь ввиду, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы».
Глава 2. Эмпирическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; математико-статистических средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.
Выводы по второму разделу работы должны отражать основные результаты деятельности, направленные на решение поставленных в работе задач, и допускать оценку профессиональной компетентности выпускника.
Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.
Заключение. Это своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы значимо представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.
Список литературыпредставляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования).
Список использованной литературы оформляется в соответствии с правилами оформления библиографического описания на основании ГОСТа, действующего на момент оформления ВКР. Список должен содержать полные сведения об источниках, использованных в работе. На каждый источник списка в тексте ВКР должна быть соответствующая ссылка. Помещение в список источников, на которые в тексте работы нет ссылки, не допускается. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и включает монографии, учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, научные статьи. Список использованной литературы должен содержать не менее 40 наименований. Ссылка на материалы, опубликованные в электронном виде, должна содержать все необходимые выходные данные для электронной публикации. Список использованной литературы характеризует степень изученности проблемы и является элементом оценки уровня сформированности соответствующих компонент профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО направления подготовки.
Требования к оформлению списка литературы см. ниже, а примеры библиографических записей см. Приложение 5.
Приложение. Для дополнения основной части ВКР в её содержание могут быть включены приложения, которые носят вспомогательный характер. Объем ВКР определяется количеством страниц без учета приложений. Приложения необходимы для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники, программа занятий и т.п. Если приложений много, то вначале дается перечень приложений. Каждое приложение имеет порядковый номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов или данных. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков – каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию работы в целом.
Объём выпускной квалификационной работы бакалавра без списка использованной литературы и приложений должен составлять не менее 50-60 страниц формата А4.
В таблице 1 приведены языковые клише научного стиля, которые могут быть употреблены в различных частях выпускной квалификационной работы.
Таблица 1
Клише научного стиля
Структура | Клише научного стиля | |
1. | Актуальность проблемы (темы), которой посвящён обзор | В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание учёных (критиков и т.д.) привлекают вопросы (чего). |
Перечисление работ, посвящённых проблеме (теме). | Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассмотрена в следующих работах. | |
3. | Описание основных подходов | Среди учёных, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют две (три) основные точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения. |
4. | Изложение сущности различных точек зрения | Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чём). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих), и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого). Сущность (суть), основное положение (чего), состоит, заключается (в чём), сводится (к чему).Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чём). |
5. | Сравнение точек зрения | Сходство.Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу… (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому). Различия. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно / незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем что…Если (кто утверждает (что), то (кто) считает, что… |
6. | Отношение к рассматриваемым точкам зрения. | Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую).Нельзя принять утверждение (кого с чем), потому что… Можно согласиться (с чем). Оценка .Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего).нельзя не отметить достоинство (чего в чем). |
7. | Мотивированный выбор точки зрения. | Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является тока зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Мы принимаем точку зрения (кого),исходя из следующих соображений…Мы считаем наиболее убедительным аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что…Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого). |