Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Ребенок - непризнанный гений Средь буднично серых людей.
М.Волошин
Волков Игорь Павлович- педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения,в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.
Альтшуллер Генрих Саулович(Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Иванов Игорь Петрович(1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел.
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество -понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).
Обобщенные творческие способности личности:
• самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;
• умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;
• видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);
• умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:
- выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;
- технология технического творчества (теория решения изобретательских за дач) Г.С. Альтшуллера;
- технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.
Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.
Классификационная характеристика технологий творчества
По уровню применения:общепедагогические.
По основному фактору развития:психогенные.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторные + развивающие.
По ориентации на личностные структуры:эвристические (развитие творческих способностей).
По характеру содержания:обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.
По типу управления познавательной деятельностью:система малых групп + индивидуальные.
По организационным формам:клубные, групповые + индивидуальные. По подходу к ребенку:педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу:творческие.
По направлению модернизации:альтернативные.
По категории обучающихся:массовые + продвинутые.
Акценты целей
По И.П. Волкову:
• Выявить, учесть и развить творческие способности;
• Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
ПоГ.САльтшуллеру:
• Обучить творческой деятельности.
• Ознакомить с приемами творческого воображения.
• Научить решать изобретательские задачи. По И.П.Иванову:
• Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные положения
Гипотеза:творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А.Пономарев).
Школа творчества И. П. Волкова
• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.
• Блочно-параллельная структура учебного материала.
• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).
• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.
• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера
• Теория - катализатор творческого решения проблем.
• Знания - инструмент, основа творческой интуиции.
• Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все ).
• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.
Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова
• Диалог всех возникающих точек зрения.
• Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.
• Социальная направленность деятельности.
• Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.
• Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.
• Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.