Гимнастические снаряды
Гимнастическая стенкаприменяется при выполнении общеразвивающих упражнений и лазанья. Высота ее 320 см, ширина пролета 100 см. Горизонтальные перекладины (рейки) укрепляются в стойке шурупами. Рейки изготавливаются из ясеня, бука или клееной фанеры. Двухпролетная (однопролетная) стенка крепится сверху болтами к специальному продольному брусу, а снизу — угольниками на шурупах к полу. Число пролетов стенки в зале должно быть равным, не менее V3 числа занимающихся в нем одновременно.
Лестница гимнастическаяприменяется для выполнения упражнений в лазанье и перелазании. Длина ее 5 м, ширина 48 см, ступеньки (рейки) 3,5 см в диаметре, расстояние между рейками 25 см (рис.1).
Гимнастическая скамейкаиспользуется для групповых занятий ОРУ, упражнений в равновесии, в упорах, лазанье и др., а также для отдыха занимающихся. Длина ее 4 м, ширина 24 см, высота 30 см. В нижней ее части вмонтирован брусок шириной 5 см для выполнения упражнений в равновесии (в перевернутом положении).
Канат (или шест) для лазаньяподвешивают на потолочных балках, монорельсе или специальных консолях. Толщина его должна быть удобной для захвата руками, длина 4—6 м. Для удобства пользования его размечают на полуметровые отрезки цветными лентами (материей).
Кольцакрепят обычно на специальных консолях, причем в
школьном зале иногда к потолочным балкам, а в залах с высоким потолком — к портику. Высота крепления их от пола5,5 м. Высота колец от пола 2,5 м, расстояние между ними 50 см. Кольца с пристенным креплением имеют замок, с помощью которого цепь закрепляют на вбитом в стену штыре. Такое Рис. 1. крепление позволяет менять высоту колец. В залах с высокими
потолками кольца устанавливаются с помощью портика. При
установке колец проверяется равная высота каждого кольца от пола (на кольца кладется горизонтальная рейка, а на нее уровень). При проверке готовности колец особое внимание обращается на прочность всех креплений; перед занятием проверяется состояние тросов, ремней и пряжек, рабочая поверхность колец.
Конь для махов.Длина 160 см, ширина 36 см, ручки расположены симметрично на расстоянии 40— 45 см, высота ручек от плоскости коня 12 см, от
пола — 120 см. Покрыт кожей или заменителем.
Рис 2
Конь для прыжков. Таких же размеров, но без ручек. Конь устойчиво крепится к полу с помощью растяжки. Высота коня от пола 110—150 см. Для женщин конь ставится в ширину (высотой 110 см)..
Козел. Длина 60 см, ширина 40 см. Покрывается кожей или заменителем. Для прыжков может устанавливаться как в ™|™ну, так и в длину, на высоту от 100 до 160 см. Для установки козла (коня) на требуемую высоту его наклоняют в одну сторону и устанавливают две ножки, затем наклоняют в другую сторону и, установив остальные ножки, закрепляют растяжкой к полу.
Брусья: а) мужски. Длина жердей 350 см, форма овальная (высотой 5 см, шириной 4 см). Жерди шарнирно соединены с вертлюгами, вставленными в полые стойки, укрепленные на металлической раме. Устанавливают их на высоте 160- 175 см от пола; расстояние между жердями 42—52 см;
б) женские (разной высоты). Нижняя жердь на высоте 130-150 см, верхняя - 190-240 см; расстояние между жердями 45 см и более. Жерди укреплены на тросах. В общеобразовательных школах, на соревнованиях небольшого масштаба иногда пользуются брусьями старого образца — на раме. В этом случае на них не должно быть выступающих деталей, создающих опасность при выполнении упражнений;
в) низкие (вспомогательные). Высота жердей 100— l30 см.
У мужских (и низких) брусьев есть приспособления для удержания жердей на определенной высоте (защелки, зажимы, винты). При изменении высоты или ширины жердей одной рукой держат жердь, а другой закрепляют стойку с помощью винта или зажима. При их перемещении надо пользоваться специальными тележками.
Перекладина состоит из шлифованного грифа 28 см в диаметре, горизонтально укрепленного на двух стойках с помощью растяжек. Перекладину можно устанавливать на различную высоту — от 120 до 240 см. Для занятий с начинающими, а также в общеобразовательной школе удобна пристенная перекладина.
Рис.3. Брусья мужские
Рис 4. Брусья женские
Магнезница— ящик, урна или подобная емкость на подставке, с высокими стенками, не дающими магнезии просыпаться на пол.
Магнезия (в виде порошка или брикетов) наносится на ладони с целью лучшего сцепления с поверхностью снаряда, укрепления хвата в висах и упорах.
Площадка (ковер) для вольных упражнений. Размер (судейский)— 12x12 м, границы окаймлены белой линией в 10 см, за ней необходим запас не менее 1 м. Лучшим покрытием считается эластичный настил.
Мостик применяют для прыжков, упражнений на бревне и брусьях (во втором случае для входа на снаряд). Высота 15 см, ширина 60 см, длина 120 см (рис. 190). В последнее время начали изготавливать мостик высотой до 20 см с равноупругой поверхностью (за счет роликового устройства между верхней поверхностью и пружинящей частью).
Трамплин (пружинный мостик). Высота 40 см, длина 120—130 см. Верхняя часть покрыта (V3 поверхности) нескользящим материалом. Для занятий мостик или трамплин обычно устанавливают на дорожку для разбега так, чтобы передний край упирался в гимнастический мат или крепился к полу.
Бревно гимнастическое применяется для выполнения упражнений в равновесии. Длина 5 м, толщина (высота его ) 16 см, ширина верхней поверхности и нижней плоскости 10 см. Верхняя рабочая часть должна быть гладкой и нескользкой. Высота от пола 120 см. Для начального обучения, разминки и др. применяют низкое бревно тех же размеров, но высотой 50 см или бревно, положенное на пол.
Перед занятием проверяют, чтобы бревно было установлено горизонтально и устойчиво. Особое внимание уделяют его поверхности (очищают от магнезии или канифоли).
Батут— горизонтальная плетеная сетка, растянутая на раме резиновыми амортизаторами или стальными пружинами. Сетка сплетена из прочной тесьмы. Удобны складные батуты. В сложенном виде они занимают мало места.
Стойки для прыжков состоят из деревянных брусков квадратного сечения. Высота 2,5 м. Высота планки (веревочки) устанавливается с помощью «лапок» (выступов) на муфтах стоек.
Стоялки состоят из параллельно расположенных жердей, устойчиво укрепленных на низких стойках (или каждая в отдельности).
Рис. 5.
Площадка для прыжков в глубину. Размеры 45х 50 см с крючками, с помощью которых площадка укрепляется на гимнастическом стенке.
Маты длиной 200 см, шириной 125 см, толщиной 60—65 мм обычно кладут в два слоя в местах приземления. В иных случаях — в один слой. При разучивании сложных упражнений пользуются поролоновыми матами (или специальными ямами с поролоновой стружкой).
Перед занятием проверяют исправность матов и чехлов, а также их укладку (плотно, без зазоров, не накладывать края один на другой и др.). Минимальное число матов: у перекладины 7, у брусьев 3—4, у брусьев разной высоты 4, у колец 3, у бревна 5—6, у снарядов для прыжков 3—6.
Многокомплектные гимнастические снаряды. К конструкции этих снарядов предъявляются следующие основные требования: а) она должна позволять выполнять упражнения группой; б) размеры должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся; в) снаряды должны быть простыми в изготовлении, надежными, удобными для быстрой установки (рис. 5). Основными из таких снарядов являются.
— детский универсальный гимнастический сна ряд. Рабочая часть его — пеньковый канат, покрытый оболочкой;
-
Рис.6.
Рис.7.
— удлиненная (многокомплектная) перекладина. Ее можно устанавливать на желаемую высоту. Состоит из нескольких грифов, опирающихся на стойки;
— удлиненные брусья (низкие или равной высоты). Устанавливаются на стойках (рис. 6);
— удлиненный гимнастический конь. Состоит из деревянного каркаса, обтянутого войлоком и дерматином. На теле коня укрепляют стандартные ручки;
— многокомплектная конструкция колец ;
— приспособление для опорных прыжков (рис. 7).
В последние годы создаются многокомплектные снаряды и других конструкций.
Гимнастические снаряды, предназначенные для проведения соревнований, по форме, размерам, упругости и расположению точек крепления к полу должны соответствовать установленным нормам, предусмотренным правилами. Для массовых (неклассификационных) соревнований в общеобразовательной школе, в низовых коллективах допустимы снаряды старого образца, но они должны быть исправными, устойчивыми.
Рекомендуется регулярно (не реже одного раза в полугодие) тщательно осматривать подвесные снаряды. Особо обращать внимание на болты, гайки, удерживающие систему с блоками для колец, подвесного пояса для страховки, сами блоки, надежность подвеса канатов и шестов, а также крепления стоек гимнастической стенки к стенам зала.
Общепринятые устройства и снаряды (например, гимнастические) так же можно назвать тренажерами, поскольку они позволяют выполнять требуемые движения и действия.
Специальные устройства и тренажеры.К специальным устройствам относятся и тренажеры» которые делятся на ряд групп.
Элементарные тренажеры - для упражнений локального воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы.
В конструкции этих тренажеров используются: преодоление
силы тяжести и магнитного притяжения; растяжение пружины и резинового шнура, сопротивление встречному движению и эффект баллистического срыва, инерционный момент и др.
К подобным тренажерам относятся также реакциомерные устройства для совершенствования быстроты реакции на раздражители, соответствующие избранному виду спорта: стартовый выстрел для спринтера, укол рапиры-автомата для фехтовальщика, пересечение мячом определенной точки для спортивного игрока и т.д.
Для тренировки быстроты одиночных движений используются устройства, связанные механически и электронно с действием спортсмена: ударом боксера, уколом фехтовальщика, взмахом руки спринтера, нажатием педали велосипедистом и т.д..
Универсальные тренажеры предназначены для широкого круга упражнений, требующих одновременного и последовательного включения в работу многих мышечных групп. Обычно универсальные тренажеры, предназначении для развития мышечной силы, проявляемой в разных режимах. Но лучше, когда такие устройства помогают также улучшать эластичность мышц, их баллистические свойства, развивать подвижность в суставах различными методами, повышать скоростно-силовые качества и быстроту движений. Конструкция таких тренажеров часто позволяет одновременно выполнить упражнения нескольким спортсменам.
Тренажеры балансирные и для ориентировки в пространстве. Большой интерес представляют балансирные тренажеры, с помощью которых спортсмены совершенствуют способность координировать точно и тонко рассчитанные движения, сохранять равновесие в сложных двигательных ситуациях. Это упражнения на натянутом и провисающем канате, езда на одноколесном велосипеде, спуск в санях, катящихся по монорельсу, сохранение равновесия в байдарочном сидении на малой площади опоры, передвижение на ходулях, прыжки на вертикальном шесте и др.
Для воспитания способности ориентироваться в пространстве используются гимнастические колеса, упражнения на батуте, допинги, круговые качели и сферы со многими осями вращения, взлет с парашютом в восходящем потоке воздуха, пребывание на эластичных подвесках прыгуна на лыжах во встречном потоке воздуха и др.
Тренажеры-лидеры, позволяющие спортсмену передвигаться на дорожке, лыжне, в бассейне, на местности и др. с заданной скоростью, частотой и темпом, а также с требуемым изменением этих и других параметров. Лидеры бывают: ,
звуковые — совпадение звукового сигнала с отметками, разделяющими путь на равномерные короткие отрезки;
световые — последовательно вспыхивающий световой (или лазерный) «зайчик» из вращающей установки на центральном матче на стеклянных или металлических многогранниках, установленных по трассе; последовательно загорающийся световой сигнал безынерционных ламп; проведение тактических вариантов и действий в командных спортивных играх на основе вспыхивающих пунктирных линий (например, зеленые для одной команды, красные - для другой) источников света вмонтированной в пол сетки. Электронные устройства позволяют тренерам управлять действиями своих команд в учебных занятиях, указывая светящимися пунктирами возможные варианты;
предметные лидеры при прохождении дистанции. Спортсмен ориентируется на движение предмета (чучело животного, ракета и др.) по монорельсу, проложенному или подвешенному по трассе. В предмете может находиться громкоговорящее радиоустройство и видеомагнитофонная камера, обеспечивающие обоюдостороннюю связь тренера и спортсмена. Другой пример — передвижение на воде поплавка с требуемой скоростью посредством капронового шнура, наматывающегося на барабан электротягового регулируемого устройства. В поплавок вмонтированы радиометроном, громкоговорящая радиоустановка и др.
Используется автоматизированное управление учебными тактическими действиями спортсменов и команд с помощью заложенной в компьютер программы, составленной на основе огромного объема информации о тактике в данном виде спортивной игры. Потребуется установить под всей поверхностью спортивной площадки систему световых точек и разнополюсных магнитных датчиков с выходом к интегратору компьютера. В обувь спортсменов укрепляются ферромагниты одинаковой полюсности для каждой из команд. На компьютер выводится также перемещение мяча (возможно с металлизированным напылением или с вмонтированным в центре его микрорадиопередатчиком) в пространстве посредством трехкоординатного автопеленгования или другим способом. Вспыхивающие линии двухцветных точек на полу станут отличным учебным средством тактической подготовки.
Тренажеры-катапульты,выбрасывающие с разной скоростью и в различных направлениях мячи теннисные, футбольные, баскетбольные, волейбольные и др., тарелочки в стендовой стрельбе с целью отработки быстрых и точных реакций и действия, совершенствования в технике. Могут применяться и для выброса спортсмена на лонже и без нее в прыжках в воду, везде, где увеличенное полетное время позволяет более эффективно овладевать новой техникой, усовершенствоваться в ней.
Электронно-лазерныетренажеры для стрелков, позволяющие вести эффективную и бесшумную тренировку из стрелкового оружия по неподвижным и движущимся мишеням с отчетливой фиксацией точности попадания. Расстояние до мишеней и другие факторы могут соответствовать правилам соревнований, а могут и изменяться, создавая облегченные или более трудные внешние условия.
Тренажеры-автоматыиспользуются для обучения и воспитания точности и координации движений, быстроты реакции и других качеств, применительно к требованиям избранного вида спорта. Конструкция тренажеров подобна игральным автоматам: «меткий стрелок», «мастер автоводитель», «охота» и др., но со значительно большим макетом внешних условий спортивного поля. Действия спортсмена электронно и механически связаны с их правильностью. С выходом на экран дисплея, где дается оценка правильности действий и степени отклонений. Важно, чтобы спортсмен видел и другие показатели: быстроту реакции, ошибки в движениях и др.
Интегральные тренажеры предназначены в первую очередь для тренировки в циклических видах спорта в условиях, максимально приближенных к естественным. Различие лишь в том, что на тренажере опорная внешняя среда движется навстречу спортсмену: дорожка у скороходов, бегунов, лыжников, конькобежцев, велосипедистов; рельсовый путь у саночников; вода у пловцов и гребцов.
Интегральные тренажеры позволяют выполнять работу в разных режимах интенсивности, продолжительности, маневренности, психической напряженности, при различных внешних условиях. Комплекс механизмов и специального оборудования обеспечивает изменение в широком диапазоне скорости движения дорожек, воды в гидроканале и встречного потока воздуха, давления атмосферы и ее состава, температуры, влажности, аэронизации, силы света, его цветности, звукового сопровождения и других компонентов внешней среды.
Одновременно с помощью соответствующей аппаратуры решается важная задача научного обеспечения тренировки: фиксация анализа техники, определение физиологических и биохимических сдвигов в органах и системах спортсмена, динамики их функций в процессе работы, сопоставление (на световом табло) намеченного с фактическим выполнением, выявление потенциальных возможностей. Мгновенная обработка компьютером полученных данных создает возможность изменять параметры тренировочной работы в процессе ее выполнения с целью оптимизации, а также получать данные для разработки программы на ближайшие 7-14 дней и на более длительное время.
Спортсмены, выполняющие работу на интегральных тренажерах, особенно барокамерного типа, должны иметь двухстороннюю радиотелефонную связь с тренером, научным сотрудником и врачом.
Спортивная площадка, зал, бассейн, манеж могут быть оборудованы соответствующими устройствами и оснащены электроникой так, чтобы можно было изменять в широком диапазоне внешние условия и получать полную информацию о деятельности спортсменов с переработкой ее компьютером, выдачей корректирующих материалов и программ на последующие дни.
В будущем интегральные тренажеры станут важнейшим средством оптимизации подготовки высококвалифицированных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям.
Кинотренажерына основе стереоскопического или, что значительно лучше, голографического кино предназначены для обучения, тренировки и воспитания способности более эффективно проявлять компоненты подготовленности спортсмена.
В первом варианте тренажера необходимо реагировать возможно быстрым действием, а также возможно более правильным выполнением технических приемов и упражнений на показываемую программированную ситуацию и определенные внешние условия. Кинотренажеры такого рода помогут в овладении техникой и в повышении подготовленности автомотогонщиков, велосипедистов, горнолыжников, прыгунов на лыжах, саночников и др. Очень важно, чтобы действие спортсмена контролировалось записывающей аппаратурой и одновременно демонстрировалось на световом табло или экране. Надо, чтобы электронное устройство, держа в своей памяти правильность действий и движений наглядно показывало их (в том числе и цифры) в сопоставлении с фактическим выполнением.
Во втором варианте необходимо реагировать идеомоторным действием на различные показываемые ситуации и действия, в том числе связанные с проявлением физических и психических качеств, преодолением трудностей, сложностей, неожиданностей, риска и опасности. Такая идеомоторная тренировка будет особенно полезна в обучении и тренировке футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов, барьеристов, горнолыжников, прыгунов в воду, прыгунов на лыжах и многих других спортсменов.
Кинотренажеры пригодны и для тактической подготовки посредством проигрывания вариантов и связок, выбора оптимальных решений и тренировки в них посредством многократного повторения.
Идеомоторная тактическая подготовка проводится с помощью заложенных в память компьютера многих компонентов тактической подготовленности, в том числе всевозможных вариантов тактических действий, имевших место в прошлом и возможных в будущем. Это позволяет играть с машиной, решая тактические задачи с выходом на экран дисплея, стереоскопического или голографического кино.
Тренажеры для обучения. Упражнения на многих тренажерах в большей или меньшей мере связаны с техникой движений, с совершенствованием ее. Вместе с тем целесообразны тренажеры преимущественно для овладения техникой и убыстрения этого процесса. Конструкция их основана на следующем:
а) спортсмен, прикрепленный к механическому устройству, пассивно выполняет требуемые движения соответственно конструкции тренажера, приводимого в действие посторонней силой. Подобные устройства помогают создать двигательные представления об изучаемых движениях через мышечные, кожные, суставные и другие ощущения и в Определенной мере запомнить их;
б) спортсмен активно выполняет технически верные движения, но лишь в заданных рамках механического устройства;
в) активное выполнение движений с помощью устройства, направляющего и облегчающего и точно определяющего основную схему изучаемой спортивной техники или ее части. Чтобы правильно выполнять на таких устройствах изучаемые движения, необходимо иметь о них достаточно отчетливое представление;
г) могут быть устройства, совмещающие в себе пассивное и активное выполнение движений.
Роль тренажеров в подготовке спортсменов будет возрастать. Это не только дань техническому прогрессу. Тренажеры действительно могут быть полезны, если тренировка на них, обучение технике, воспитание способности проявлять требуемые усилия и многое другое будут строго соответствовать всем особенностям избранного вида спорта. Здесь надо быть очень точным. Уже известны отрицательные результаты, полученные в ряде случаев на тренажерах, мало соответствующих решаемым задачам. Особенный вред приносит такая неосмотрительность юным спортсменам, формируя у них неправильную технику и ошибочные представления о своих действиях, которые так трудно корректируются в последующие годы.
Желательно, чтобы снаряды, устройства и тренажеры обладали возможно большей информативностью (обратной механической и электронной связью), говорящей спортсмену и тренеру о точности выполнения упражнения, быстроте реакции, ускорениях, приложенных усилий и многом другом.