Первичная диагностика

Цель обследования: оценка актуального уровня развития ребенка и определение проблемной области для дальнейшей реабилитационной работы, как в образовательном учреждении так и в замещающей семье.

Задачи:

1) собрать информацию о ребенке;

2) познакомиться с особенностями развития ребенка;

3) определить уровень интеллектуально развития, адаптивных способностей, характерологических особенностей детей;

4) определить ценностные ориентации ребенка.

Для определения актуального уровня развития детей были отобраны психолого-педагогические методики: специально составленные анкеты и экспресс-опросники, стандартные тесты и проективные методики на определение характерологических особенностей детей.

Медицинское обследование детей на начальном этапе работы включает определение:

- общее состояния здоровья, наличие хронических заболеваний;

- физического развития (соответствие возрастной норме рост, вес);

-соблюдение сроков прививок, противопоказания.

С этой целью изучаются медицинская карта, карта прививок, заключения и справки специалистов, а также проводится осмотр непосредственно самого ребенка.

Социально-педагогическое обследование включает:

- составление социально паспорта семьи;

- обследование жилищных условий ребенка;

- изучение педагогических характеристик и личного дела.

Для этого социальный педагог проводит беседу с приемными родителями, выходит в семью, беседует с ребенком. Используются проективные методики (рисунки, мини-сочинения); анкетирование участников. Классный руководитель помимо беседы с родителями, изучает личное дело ребенка, знакомится с аттестатом, уточняет учебные программы и авторов учебников с целью предупреждения в дальнейшем отставания по программе и возникновения пробелов в знаниях и педагогической запущенности (если ребенок уже обучался в школе).

Психологическое обследование предполагает изучение:

- уровня актуального развития, психические состояния и свойства личности;

- учебной мотивации;

- коммуникативных навыков (отношения к себе, сверстникам и взрослым);

- интересов, профессионального самоопределения;

- ценностных ориентаций;

-опасений и страхов, их содержания, проявления в поведении, техники совладания, которые использует ребенок;

-социально-психологической адаптированности;

- семейных установок.

С этой целью используются тесты и опросники, проективные методики (рисунки, мини-сочинения); анкетирование участников.

Проективные методики как метод исследования построены на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Диагностика, основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп и незаменима в работе с дошкольниками. Диагностика используется в работе с различными эмоциональными проявлениями личности (застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, жестокостью, чрезмерной подвижностью, упрямством, своенравием и т.д.) В изобразительном продукте отражается предыдущий эмоциональный опыт личности.

При интерпретации продукта используются стандартные шкалы формальных элементов. Производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта. Приоритетные формальные составляющие – линии, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. Отслеживаются особенности оформления, композиции, перспективы, пропорций, штриха, освещения; формально-стилевые особенности изображения и т.д.

Отсутствие же строгой стандартизации, преобладание эмпирического подхода в диагностике, субъективизм и зависимость от уровня подготовленности, интуиции, личного опыта работающего специалиста, а так же отображение, как правило, сиюминутных переживаний (ситуация «здесь и сейчас») ставят данные методики по составу в ориентировочные и не позволяют использовать как единственный, требуют объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Вместе с тем, именно в самом начале работы для снятия напряжения и тревожности по поводу оценивания, для установки контакта, особенно для младших детей проективные методики самые подходящие. Так как рисование – естественная для ребенка деятельность, то она оказывает растормаживающее действие на него, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению с ним эмоционального контакта. Следует так же учитывать, что одной из особенностей детей детских домов и школ интернатов является проблема вербализации своих чувств, внутреннего состояния.

Для измерения и оценки выделенных показателей нами использовались проективные методики. В их числе классические работы:

«Нарисуй человека» (тесты Ф. Гудинаф, Д. Харриса).

Диагностика сенсорных и моторных способностей детей 3-15 лет и для оценки их общего психического развития, уровня общего развития интеллектуальных способностей. Тест должен быть вводной частью тестовой батареи, он должен приналечь ребенка к работе, дать ему нужную мотивацию. Тест может проводиться индивидуально или групповым способом, но в пределах 8-12 человек, чтобы с каждым было возможно установление эмоционального контакта. Необходимо иметь карандаш, лист бумаги стандартного формата, который должен лежать вертикально. Могут быть предложены и цветные карандаши, если у ребенка возникнет желание раскрасить рисунок. Важно следить за процессом рисования. Для уточнения содержания в конце рисования рекомендуется побеседовать с ребенком о его рисунке.

Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 формальными, которые касаются пропорций тела. Каждое положение оценивается одним баллом. Оценка теста количественная (по сумме набранных баллов) и качественная.

Методика«Автопортрет» (Е.С.Романова, С.Ф.Потемкина).

Для исследования образа «Я». При толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. Результаты анализа теста по схеме Рида и Р. Бернса соотносятся с данными таблиц и представляются в описательной форме. Данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования не используется.

«Дерево» (К. Кох).

Для изучения неосознаваемых форм мотивации личности. Процедура проведения аналогична предыдущей. Оценка рисунка идет на основании сравнения со статистическим материалом, отражающим особенности изображения дерева на рисунках различных испытуемых в возрасте от 6 до 35 лет в норме и патологии.

«Дом – дерево – человек» (Д. Бук).

Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Анализ рисунка строится также на интерпретации признаков в тесте.

Тест Люшера.

Для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Тест состоит из трех субтестов. В психодиагностической практике используется второй субтест. Восьмицветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер. Испытуемым предлагается выбрать карточку с наиболее понравившимся цветом, после чего ее откладывают в сторону и снова предлагают сделать выбор. И так до самой последней карточки. Номера карточек записываются по порядку выбора испытуемого. Результаты сравниваются со статистическими и делается словесное описание. Как дополнение обсчет количественный по формуле Шипоша.

«Методика цветовых метафор» (модификация восьмицветного теста Люшера).

Дляопределения базовых потребностей, степени их удовлетворенности, а так же диагностика отношений. Может проводиться как индивидуально, так и при групповом обследовании. Испытуемым выдаются бланки с понятиями и предлагается обозначить их цветом (8 цветов). Затем после окончательного обозначения понятий цветом, дается инструкция записать последовательно номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного.

Обработка полученных результатов очень проста. Последовательность цветов из предпочтений переносится в начало таблицы с понятиями. В первом столбце ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самым привлекательным цветом, затем аналогично с менее привлекательным в следующем столбце и так далее. Полученные результаты соотносятся с бланком интерпретации.

Наши рекомендации