Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-эстетические представления о человеке и человеческих ценностях.

На протяжении всего развития человечес­кой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество,

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси хрис­тианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближне­го как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии r страждущим, а в реальной помощи им.

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регу­лярной помощи нуждающимся людям. Однако в каждой стране развитие благотвори­тельности имеет свои исторические особенности.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. I этап— IX—XVIв в.. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включа­лась в обязанности государства.

В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломлен­ные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т. Е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важнейших функций: обучения, лечения, призрения. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

Сложившаяся в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях. При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлени­ем человеческого долга перед детьми.

Кначалу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с бла­готворительной деятельностью государства.

II этап – с начала XVIIв. До реформ 1861 г.В этот пери­од происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее – с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными поро­ками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «за­зорных младенцев» , куда было приказано брать незаконнорож­денных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживаю­щих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадель­ни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве(1763 г.), а потом в Петербурге(1772 г.) императорских воспитательных домов для зазорных младен­цев.

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охва­тывало своим вниманием.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал ори­гинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет»

III этаn — с 60-х гг. ХIХ в. До начала ХХ в.В этот период времени наблюдается переход от государственной благотвори­тельной деятельности к частной благотворительности. Зарож­даются общественные филантропические организации.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формирова­лась сеть благотворительных учреждений и заведений, налажи­вались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. Д.

Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом. В России в конце ХIХ века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, став-

шие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. На факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была кафедра общественного призрения (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности общественное призрение). В 1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений.

IV этаn с 1917 г. до середины 80-х гг. ХХ в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Ок­тябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотвори­тельность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благо­творительная деятельность была запрещена.

Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подро­стков, проституция несовершеннолетних — острейшие соци­альные и педагогические проблемы того периода, которые тре­бовали своего решения.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспри­зорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы отделы социальпого воспитания при органах властй. Были созданы учреждения по со­циально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Моск­вы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, кото­рая ставила перед собой задачу на основе синтезированных зна­ний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспи­тание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок.

Однако, система социального воспитания и педология раз­амиижку недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. »О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской те­ории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессиро­амии, а социальное воспитание и понятия изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории «великим перело­мом», опустился железный занавес, надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сло­жившемся тоталитарном государстве произошла подмена обще-человеческих ценностей на классовые. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отече­ственной войной (1941—1945 гг.), вновь обострили положение детей. Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям – к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пы­тается решить их проблемы путем создания школ и в для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрож­дается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для дачи личных сбережений населения на их нужды.

В 60-70 годы в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновление теоретических исследований в области педагогики среды.

В становлении социальной педагогики как наукитермин «социальная педагогика» активно употребляется с на­чала 20 в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегомв середине 19в. В 18 в. Педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредсредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй полови­не 19 века, когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было с­вязано с социальными и культурными процессами в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил­ определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям.

Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не име­ли твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продол­жала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики — педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. Е. с середины 19 в.) и по настоя­щее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая занимается изучением развития людей пожилого возраста.

В 19 в. Зародилась и в течение нашего столетия сформировалась ­педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики ока­зался столь силен, что даже появившуюсяновую отрасль — со­циальную педагогику — ряд ученых стремились свести к изуче­нию проблематики традиционных «клиентов»педагогики — детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г.Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездо­ленным детям и профилактику правонарушений несовершенно­летних.

Другое определение предмету «социальная педагогика» дал не­мецкий ученый ПаульНаторп. Поего мнению, социальная педа­гогика исследует проблему интеграции воспитательных сил об­щества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полноймере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педа­гогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всегожизненного пути.

В Россиисоциальная педагогика появилась в конце 19 в. В виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обос­нование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Г. Шацкого, атакже в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

Проблемы, которые характерны для социальной педагогики,стали проявляться в обществе в 1970-е гг.Возник новыйкризис системы воспитания. Появились разработки разработки новых вариантов ра­боты с детьми по месту жительства и соответствующие методиче­ские рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины социальная педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап — этап эмпирический. Это этап сбора данных опыт­ной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятель­ность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социаль­но-педагогической деятельностью проводился и ее научный ана­лиз в определенной форме.

После изучения истории социально-педагогической деятель­ности становится ясно, что она отражает социально-педагогиче­скую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других спе­циалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики — научно-эмпи­рический. Этот этап заключается в построении моделей социаль­но-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятель­ности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социаль­но-педагогические модели, с помощью некоторых допущений от­ражающие познавательную и преобразовательную стороны со­циально-педагогической действительности.

Третий этап становления социальной педагогики — теоретиче­ский. Именно на этом этапе происходит развитие социально-пе­дагогической теории.

Социальная педагогика — отрасль знания, которая дает отве­ты на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей раз­ных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной со­циализации человека;

З) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе со­циализации.

Социальная педагогика как учебный предмет пытается нари­совать будущим педагогам картину социально-педагогической дей­ствительности. Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социаль­ное воспитание непосредственно в контексте социализации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие исторические события являлись предпосылками зарождения идей социальной педагогики?

2. Назовите этапы благотворительности России.

3. Раскройте понятия андрогогика и герогогика, какое отношение они имеют к возникновению социальной педагогики?

4.Раскройте основные этапы возникновения социальной педагогики.

Наши рекомендации