Личностно-профессиональные качества современного рабочего и специалиста
Профессиональная мобильность — готовность и способность работника к быстрой смене выполняемых производственных функций, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или умения в них, возникающие вследствие научно-технических преобразований.
Социальная мобильность — готовность и способность работника менять не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочего, служащего, специалиста, частного предпринимателя, общественного деятеля и т.д.
Профессиональная предприимчивость — готовность и способность работника самостоятельно, по собственной инициативе осуществлять деятельность, направленную на получение дохода, прибыли в рамках своей основной профессиональной деятельности или деятельности организации, предприятия. Предприимчивость преследует также цели улучшения качества продукции, имиджа, повышения статуса, как своего, так и организации.
Таким образом, в современном производстве создается качественно новый тип работников — конкурентоспособных, в труде которых большую роль играет интеллектуальная, творческая составляющая. Появление таких профессионалов свидетельствует о том, что в развитии человеческого фактора производства в условиях технического Прогресса закономерным становится явление расширения и углубления знаний, постоянного повышения уровня квалификации.
Конкурентоспособный работник (рабочий, специалист) — это тот, кто, во-первых, имеет более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности по сравнению с другими за счет развитых способностей, профессиональной компетентности, сформированных личностных и гражданских качеств и, во-вторых, способен предложить их как товар за достойную цену, позволяющую обеспечить собственное благополучие и благополучие семьи.
Сегодня для характеристики рабочих и специалистов используются такие термины как: «профессиональная квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция»
Профессиональная квалификация — это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам.
Ключевые квалификации — общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определен ной группе профессий. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессионалов.
-Профессиональная компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения профессиональной деятельности.
-Профессиональная компетенция — совокупность свойств личности, обеспечивающих самостоятельное выполнение профессиональной деятельности. Компетенция выражается понятием «быть способным». Сопоставляя два понятия, можно сказать, что компетенция — это обладание компетентностями.
-Ключевые компетенции— это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы. Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества. При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда. Виды профессионально-педагогической деятельности: 1. Учебно-воспитательная – передача ЗУН, гражданское и профессиональное становление, честь 2. Учебно методическая – подготовка, обеспечение и анализ учебно – воспитательного процесса. 3. Организационно-управленческая-организация воспитательного процесса, практики обучающихся,выполнения планов, программ. |
Мастер Проф.обучения как педагог начального профессионального образования.