Причины отклоняющегося поведения, профилактика и коррекция

Правильное определение причины отклонения в поведении помогает учителю выбрать нужные формы и методы педагогического воздействия на ребенка, чтобы по возможности устранить проблему или помочь ребенку определить ее.

Овчарова Р. В. кандидат психологических наук считает, что: отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

А) социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

Б) глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.

В) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

Г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

Д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально – психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка выделяются, прежде всего, биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитания в широком смысле этого слова.

Поэтому, перед педагогами, родителями, воспитателями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики негативного влияния макро и микро среды, способствующих формированию и развитию отклоняющегося поведения.

В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяются понятия общей и специальной профилактики. (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - 3.07.1998; Российское законодательство о защите прав несовершеннолетних; Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности).

Общая профилактика – это совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально – экономических, социокультурных и социально – педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально – здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно – полезной деятельностью во внеучебной время.

Специальная профилактика. Включает коррекционно–реабилитационные меры, направленные на детей групп риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Предполагает использование разнообразных мероприятий психолого – педагогической поддержки и социально – правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой сферы и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

В психолого – педагогическую профилактику отклоняющегося поведениясреди детей и подростков обязательно должны были включены следующие направления деятельности:

· формирование позитивной самооценки воспитанника и положительного отношения к другим членам детского коллектива;

· выполнение норм педагогического такта по отношению к учащимся;

· помощь в адаптационном процессе, разъяснение норм и правил школы;

· разумная организация свободного и досугового времени (кружки, секции, привитие позитивных интересов, хобби и увлечений);

· пропаганда здорового образа жизни, меры профилактики и борьбы с вредными и пагубными привычками;

· работа по сплочению детского коллектива (коллективно – творческие дела, совместная деятельность).

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я» чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, умение ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику. Необходимо развивать навыки самозащиты, сопротивлению давления со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально – позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) Психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую – либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения является:

1. Диагностика их познавательных возможностей, мотива или учебной деятельности, состояние эмоционально – волевой сферы;

2. Построение образовательно– коррекционной работы с подростками:

а) устранение пробелов в знаниях (на уроке и вне) может иметь характер

Непосредственной (оперативной) помощи - носит единовременный, локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно– познавательной деятельности; строится в зависимости от учебной ситуации.

Опосредованной (длительной) помощи. Направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения: - это помощь широкого и длительного действия.

3. Следующим аспектом в коррекции учебно–познавательной деятельности подростков является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация к учебно–познавательному процессу: получить знания на этапе восприятия нового материала; эмоциональный фон учебной деятельности как СПЗ.

4. Воспитательно – коррекционная работа, включающая потенциал внеурочной деятельности.

Таким образом коррекционная деятельность в ходе учебно–воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону учебно – познавательной деятельности.

Практическая реализация перечисленных направлений деятельности окажет позитивное, на наш взгляд, влияние на поведение учащихся, помогая предотвратить делинквентное и девиантное отклонения.

Наши рекомендации