Методики подготовки и проведения воспитательных мероприятий
Методика подготовки и проведения этической беседы со спортсменами(по материалам В.В.Белорусовой, 1974,1987).
Этическая беседа сообщает спортсменам новые знания по вопросам морали и спортивной этики или закрепляет, уточняет и углубляет их этические знания. Значение этических бесед - в том, что они расширяют нравственный кругозор спортсменов, помогают понять сущность моральных принципов и вытекающие из них нормы и правила поведения. Активное обсуждение вопросов морали в спортивном коллективе поможет формировать здоровое общественное мнение, а у спортсменов - воспитывать принципиальность, непримиримость к недостаткам, уважение друг к другу, старшим, тренеру, судьям и зрителям.
Этапы подготовки этической беседы:
1.Определить задачу и тему беседы, исходя из реальных потребностей воспитания.
2. Провести подготовительные мероприятия, обеспечивающие психологическую подготовку занимающихся: беседа с активом, экскурсия, выпуск информационного листка или газеты и т.п.
3. Разработать план проведения беседы.
4. Подготовить учащихся: назначить время проведения, сообщить факты или перечень вопросов, над которыми следует подумать.
Этапы проведения этической беседы:
1. Сообщение конкретных фактов, взятых из жизни или освещенных в ярких отрывках из художественных произведений.
2. Объяснение фактов с привлечением учащихся.
3. Обсуждение конфликтных ситуаций, имеющихся в фактическом материале.
4. Обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств.
5. Формулирование нравственных правил.
6. Применение усвоенных понятий при оценке поступков.
В заключение беседы можно дать задания по самовоспитанию, различные поручения, закрепить результаты беседы конкретными делами.
Методические указания. Этическая беседа может проводиться в любом спортивном коллективе. При проведении этической беседы со спортсменами младшего возраста можно идти от анализа конкретных фактов к обобщению и самостоятельному выводу о тех или иных нормах и правилах поведения. С учащимися среднего и старшего возраста беседу можно начать с формулировки нравственного правила, принципа, привлекая для иллюстрации конкретный материал из жизни, спортивной практики, художественной литературы. Этическая беседа должна быть обязательно увязана с деятельностью спортсменов, с показом образцов отличного поведения.
При проведении беседы необходимо стремиться говорить убедительно, кратко, логично, эмоционально, установить со слушателями хороший контакт, уметь вызвать их на откровенность, заслужить доверие своим доброжелательным, тактичным отношением.
Вопросы морали, которые будут освещаться в беседе, необходимо связать со спортом. Во время проведения беседы надо стремиться активизировать спортсменов, ставить перед ними вопросы, вызывать их на обсуждение этих вопросов. В конце беседы надо подвести итоги и наметить ряд полезных дел, вытекающих из темы беседы. После беседы проследить, каковы были ее воспитательные результаты.
К отрицательным фактам следует относиться очень осторожно, Не следует устраивать из беседы «разнос» отдельных спортсменов за плохое поведение. Это приведет к озлоблению, но не к исправлению и может настроить их против коллектива. Поэтому лучше брать отрицательные примеры из литературы или приводить под другими фамилиями.
Методика подготовки и проведения диспута в спортивном коллективе(по В.В.Белорусовой, 1987). Тренерам, работающим со спортсменами старшего возраста, рекомендуется проведение такой интересной и действенной формы нравственного просвещения, как диспут.
Цель диспута:выяснение и утверждение в ходе спора правильных позиций по какой-либо нравственной проблеме или
отдельному вопросу. Тематика диспутов может быть разнообразной, однако, она должна быть актуальной, современной.
Подготовка к диспуту.Диспуты требуют тщательной подготовки руководителя и участников. Заранее должна быть определена тема, одобренная активом, намечены конкретные вопросы для обсуждения, создано соответствующее настроение в спортивном коллективе. Необходимо подобрать и рекомендовать книги, в которых затрагивается намеченная тема диспута, можно даже побеседовать по отдельным вопросам с небольшими группами спортсменов для выявления их отношения и взглядов. Хорошо, если подготовлены плакаты, призывы в форме конкретных вопросов, афоризмов или стихов. Желательно заранее примерно знать основные выступления, чтобы правильно руководить диспутом. На диспут могут быть приглашены педагоги, тренеры, ветераны спорта, специалисты по отдельным вопросам.
Проведение диспута.Ведущий открывает диспут. Кратко сообщает о теме, основных вопросах, порядке проведения диспута и затем предоставляет слово желающим выступить. От вступительного слова ведущего зависит весь ход диспута. От того, насколько удачно и проблемно поставлены вопросы, насколько они затронули участников, будет зависеть их активность и характер первых выступлений.
В ходе диспута ведущий должен все время руководить дискуссией, направлять ее, следить за организованностью выступлений, дополнять местным материалом, примерами из жизни спортивной школы. Особенно важно обеспечить правильное научно-этическое направление спора. Нельзя оставлять без внимания ошибочные точки зрения.
В конце диспута ведущий подводит итоги, дает оценку высказываниям и формулирует желательные точки зрения, мотивируя и обосновывая обсуждаемые нравственные нормы, указывает, какую связь имеет тема диспута с жизнью спортивного коллектива, и какие практические дела и действия могут явиться необходимым следствием высказанных суждений. При этом нужно подчеркнуть, что даже самые хорошие суждения, не подкрепленные делами и действиями, не имеют ценности. Поправлять спорные суждения следует тактично, обоснованно и убедительно, опираясь, по возможности, на фактический материал.
3. Методика подготовки и проведения беседы
(по Т.А. Стефановской, 1998). Подготовка к беседе.
1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития ученического коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы - усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.
3. Подборка фактического материала, которую можно поручить временной инициативной группе. Лучше подбирать такой материал, в котором рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы, возможно, совместно с временной инициативной группой.
5. Подготовка учащихся к беседе: а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры; б) при необходимости определяются индивидуальные задания (например, подготовить выступления по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочеты). Это психологически настраивает учащихся на глубокий самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения. Эти задания могут выполняться временной инициативной группой. Однако использовать этот прием надо тактично, соблюдая меру; в) определяются групповые задания (например, полезно бывает проанализировать с активом состояние дел в классе, спортивной группе,-свя-занных с темой беседы, и совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение учащихся).
Структура беседы.
1. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы,
2. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
3. Анализ положения дел в классе (спортивной группе) в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведения учащихся.
4. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так и в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.
Методические указания:при определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес учащихся к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать такие приемы:
1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое милосердие, вежливость и т.п.
2. Прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме.
3. Прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы.
4. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма
Методика изложения нравственного материала должна сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение материалов из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения учащихся лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства воспитанников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.
Условия повышения действенности беседы:
1.Эффективность данной формы просвещения учащихся находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста. Для начальной школы ее значение исключительно высоко; для подростков количество бесед должно быть ограничено (не чаще одного раза в месяц), хотя беседа в просвещении подростков играет весьма важную роль; для старшеклассников целесообразней использовать дискуссионные методы. Роль педагога в организации и проведении этой формы работы находится в той же самой зависимости. Если в начальной школе учитель выполняет большую часть работы по организации и проведению беседы, то подросткам достаточно указать тему, источники, определить направления поиска примеров и т.д.
2. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, показательность объясняемых положений, психологическая обстановка в коллективе, место проведения беседы. К таким приемам можно отнести и включение фрагментов других форм воспитательной работы: странички устного журнала или живой газеты и др.
3. Авторитет и моральный облик педагога. Положительные идеидо детей может донести только уважаемый и любимый педагог.