Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания». Заполните таблицу

7.

Определение понятия «процесс воспитания» На чём сделан акцент Слабая сторона определения Общее в определениях Различия в определениях
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С.Безрукова)        
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочение влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.С.Сластенин)        
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т.Лихачев)        

Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательного процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литературных и кино(видео)источников.

Организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся; охрана физического и психического здоровья воспитанников; использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников; специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Какое педагогическое явление отражено в перечисленных связях?

- Чем ощутимее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, тем сильнее у воспитанников чувство защищенности, спокойствия и уверенности в своей нужности.

- Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все более занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

- Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

- Развитие способностей воспитанника происходит тем ощутимее, чем активнее усилия самого воспитанника, входящего в культуру.

- Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

- Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.

- Чем меньше видимой внешне деятельности педагога при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Подберите из разных источников педагогические ситуации, иллюстрирующие выполнение классным руководителем своих функций.

Диагностирующей; коммуникативной; воспитательной; проектирующей; организационно-деятельностной; развивающей; методической; стимулирующей; оценивающей; охранно-защитной; корректирующей.

10. Объясните, как вы понимаете выражение "всесторонне развитая личность"

Проблемные вопросы

1. Допускаете ли вы слияние авторитарного и гуманного воспитания, обучения? Почему? Аргументируйте свой ответ.

2. Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков? Аргументируйте свою позицию.

Воспитание может все (К Л. Гельвеции).

От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах (Вольтер).

Содержательная часть

Сущность и содержание процесса воспитания

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких опре­делений. Одни исследователи считают, что понятие «фор­мирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другие — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концеп­ций процесс воспитания представляется как взаимосвя­занная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам вос­питатель, его взаимодействие с воспитанниками; раз­вивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, пси­хологического, технологического, социально-психологи­ческого; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспи­тательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспи­тания выделяются содержательная и процессуальная сто­роны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позво­ляющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива — это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, — важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстра­гирования процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании возникает опасность отры­ва от действительности.

Наши рекомендации