Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников………………………………………………………….….6
1.1 Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия…………………………………………………………………………….6
1.2 Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода…………………………………………………...….10
1.3 Новые тенденции в индивидуализации обучения…………………………16
Глава 2. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе……………………………………………………………………………21
2.1 Формы и методы индивидуализации в обучении………………………….21
2.2 Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности школы №…….. г. …………………………………………………………………….…..30
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложения……………………………………………………………………...39
Введение
"Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик".
Л.Н. Толстой
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Актуальность выбранной темы: социальный заказ общества в области обучения выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.29 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Область исследования: дидактика.
Цель исследования: выявить оптимальные пути организации обучения младших школьников в начальных классах, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы:
2) дать определение понятию "Индивидуализация.
3) рассмотреть требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального обучения.
4) раскрыть психологические аспекты и особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся.
5) раскрыть новые тенденции в индивидуализации обучения.
6) проанализировать представленный опыт индивидуализации.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме,
б) эмпирические: изучение опыта работы учителей начальных классов,
в) практические: проведение уроков с использованием приемов и форм индивидуализации.
При написании данной работы нам неоценимую помощь оказали следующие источники: Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения, Зотов Ю.Б. Организация современного урока, Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников