Понятийно-терминологический аппарат педагогики
ПЕДАГОГИКА
Вопросы для зачёта:
Объект и предмет педагогики
Объект и предмет педагогики.
Как говорится, повторение – мать ученья, поэтому обговорим еще раз, что такое предмет и объект науки.
Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука.
Предмет науки– та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.
Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)
Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Приобретение опыта может происходить и стихийно, а может и целенаправленно, организованно. Для этого образуются специальные образовательные учреждения.
Учить учиться!
Мы видим, что первая часть определения педагогики подходит для определения любой науки (изучение сущности, закономерностей, тенденции, перспективы). Далее идет то, что характерно для педагогики. Остановим свое внимание на конце определения – «развития человека на протяжении всей его жизни». Многие учебники по нашему предмету ориентируются на школьную педагогику, но это неправильно, ведь учиться, особенно в наше время при рыночной экономике в условиях конкурентной среды, необходимо всю жизнь, постоянно развивая свои мозги. Свои способности мы продаем, и каждый думающий человек, который работает в сфере интеллектуальных услуг, понимает, что нужно постоянно развиваться, повышая уровень своих знаний.
В советское время были жестко установлены нормы оплаты, поэтому работники не имели стимула развиваться дальше установленных рамок. В 90 годах, когда ситуация рыночных отношений только начала развиваться, люди начали об этом задумываться.
Еще одно важное условие – знания сейчас быстро меняются, особенно в сфере технических, инженерных наук. Технологии стремительно устаревают, поэтому надо формировать установку на постоянное образование и после окончания университета – если сегодня у меня этой установки не будет, то завтра я буду неконкурентоспособен.
Обучению взрослых посвящена отдельная наука – андрогогика. Зачем отдельная наука обучению взрослых? Чем не устраивает педагогика?
В свое время я много практиковался с учебными коллективами, и хочу сказать, что это очень сложная работа. Те, кто учат других, часто не любят учиться сами. Ну еще бы. Психолог не работал педагогом, ни одного урока не провел, а еще учит меня, как мне преподавать. Вот наглец!
Да, работа с взрослыми людьми – учителями, родителями, администрацией – особая работа, и надо понимать её специфику. Одна из главных проблем, заключается в том, что люди, уже состоявшиеся в профессиональном плане, часто не соглашаются с тем, что предлагаемое обучение им необходимо, поэтому часто для эффективной работы с ними нужно сперва формировать их потребность в получении знаний и в саморазвитии.
Понятийно-терминологический аппарат педагогики.
Общие понятия педагогики:
Социализация и воспитание.Человек при рождении оказывается в трех пространствах – физическом, биологическим и социальном. Будучи младенцем, он не знаком ни с одним из них. Ребенок начинает активно познавать их. Присвоение третьего пространства – социального, а именно процесс присвоения социокультурного опыта и превращение в личностный опыт – очень долгий. Он имеет определенные этапы (детский сад, школа, университет и др.) и на каждых этапах совершаются определенные задачи. Результатом присвоения является возможность жить в гармонии с социальным пространством (так же, как и с физическим и биологическим), а так же творить и самореализовываться в нем.
Процесс присвоения социокультурного опыта может происходить стихийно, но общество заинтересованно, что бы он происходил более организованно, целенаправленно. Для этого оно организует специальные институты и продумывают всю стратегию передачи этого опыта.
Поэтому, присвоение социокультурного опыта происходит двояко – когда происходит личное присвоение опыта – это социализация, а когда этому способствуют другие люди – речь идет о воспитании.
Итак, социализация – процесс и результат усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), накапливаемого и передаваемого от поколения к поколению. Другое определение: социализация- процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.
Воспитание в широком смысле слова – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Способы передчи опыта:
1. Префигуративный. Жизнь меняется. Задача передать не только старший опыт, но и дать возможность создавать этот опыт.
2. Постфигуративный. Старшее поколение передает опыт, они закрыты к восприятию нового, с трудом воспринимают инновационные подходы. Не требует постоянного интеллектуального напряжения, т.к. придерживаться надо уже освоенных знаний, навыков и взглядов.
3. Пофигуративнй. Открыты к восприятию нового. Старшее поколение может учиться у младшего. Требует постоянного интеллектуального напряжения, пересмотру взглядов.
Воспитание в узком смысле слова – целенаправленная деятельность, призванная формировать детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
В содержании образовании можно выделить 2 важных компонента:
1. Знания о предметном мире и умение его преобразовывать (знания, умения, навыки). Физика, химия, математика, естествознание и т.д.
2. Знания о социуме, нравственных нормах поведения, а так же владение самими нормами поведения.
Воспитание в локальном смысле слова – решение какой-либо воспитательной задачи. Если мы пониманием такую задачу, правильно ее трактуем, то решаем эту задачу.
Обучение в широком смысле слова – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними.
Обучение в узком смысле слова– совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающее усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.
Образование.
1. Как ценность: на государственном уровне, на общественном, на личностном. В 90х годах прошлого веерка ценность образования явно девальвировала. Утечка мозгов.
2. Как система: системный подход является одним из важнейших в научном исследовании. Он предполагает решение 2 задач – выделить структурные компоненты изучаемого явления. Систему образования можно представить иерархизированную систему систем. Можно рассматривать отдельный учебный предмет. На уровне класса есть много предметов, и у каждого предмета своя система. Интегрируя системы каждого предмета можно рассматривать в общем объекты, цели всех предметов и т.д. Затем можно смотреть на уровне школы, района, города, края и т.д.