Возникновение и развитие педагогики профессионального образования
Группа
ТЕМА 1.1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Педагогика– (от греч. paidos – дитя, ago – веду: детоводство) –
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА –
Педагогика | Профессиональная педагогика |
Объектисследования | |
Предмет исследования | |
Функции педагогической науки:
- Объяснительная -
- Прогностическая -
- Преобразовательная -
Задачи педагогической науки:
-
-
-
-
Этапы развития педагогики
Этап | Содержание, представители |
I – практика воспитания | |
II – педагогическая мысль | Зарождение пед. идей в русле философских и религиозно-философских учений: |
Формирование пед. взглядов и теорий в рамках философско-педаго-гических произведений: | |
III – развитие педагогики как самостоятельной науки |
Возникновение и развитие педагогики профессионального образования
Передача трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому было повсеместным делом еще для первобытных людей, т.к. от этого зависела их жизнь и выживание. Поэтому в истории педагогики особое место занимаютидеи трудовой и профессиональной подготовки.
В эпоху рабовладельчества происходило отделение умственного труда от грубого физического; физический труд стал уделом рабов и рассматривался свободными гражданами как низкий и презренный. Рабовладельцы посвящали себя в основном управленческому, умственному труду, занятиям науками и политикой. Античные философы, анализируя физический труд более широко, а именно, как производительный, утверждали, что активная деятельность и труд предохраняют человека от нравственной деградации.
Для средневековья характерно всевластие религии, профессия рассматривалась как жизненное призвание, как вид служения, установленного волен божьей и выполняемого во имя бога. Ремесло отождествлялось с искусством, и с ним связана мистическая традиция священности, мудрости, секрета. Такое отношение к ремеслу, к своему делу составляло стержень трудовой морали общества.
Профессиональное обучение для детей ремесленников и купцов в эту эпоху осуществлялось в форме цехового ученичества. Средневековый мастер изо дня в день передавал своему ученику не только секреты мастерства, но и свое мировоззрение, свою индивидуальность. Можно сказать, что это было в определенном виде профессиональное образование с учетом взглядов и убеждений мастера и той социальной среды, где оно осуществлялось.
В произведениях первых гуманистов-утопистов Т. Мора (1478-1835гг.) и Т. Кампанеллы (1568-1639гг.) заложены идеи всеобщего участия в труде, неприятие несправедливости и эксплуатации. Они считали, что знание ремесел в той или иной отрасли - это признак достоинства и уважения гражданина.
Демократических взглядов на роль ремесла и профессии в жизни общества высказывал Я.А. Коменский (XYII в.) - основоположник педагогики как науки. Это позволяет говорить о том, что научная педагогика с момента своего образования включала прогрессивные взгляды на роль профессиональной подготовки.
Интерес к проблемам профессионального обучения, формам его организации и повышения эффективности начинает складываться в ходе развития капиталистических отношений XIY - XYI1 вв. В этот период профессиональное обучение начинает оказывать влияние на экономические и социальные аспекты развития общества. Начинается массовое вовлечение детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.
В этот период особое значение приобретают взгляды и проекты профессионального образования Дж. Беллерса (1634-1725гг.) и Дж. Локка (1632-1704гг.). Согласно их взглядам, необходимо активное приобщение людей к профессии и хорошему воспитанию, что позволит избавить их от бедности.
Все это диктовало объективную и насущную необходимость в дальнейшем развитии ремесленного ученичества и создании профессиональных школ.
Начало XIX в. характеризуется создание проектов переустройства человеческого общества, которые предложили социалисты-утописты (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кабе и др.). В основе своих проектов они положили всеобщность труда, гуманное отношение к детям, всестороннее развитие детей независимо от сословий. Р. Оуэн впервые практически осуществил соединение производительного труда подростков с их обучением, что имело большое значение для того времени.
Но еще более продвинутый подход к проблемам профессионального образования был обозначен в трудах К. Маркса, который заключался в интеграции социальной, политической, экономической и образовательно-воспитательной функций профессиональной подготовки рабочих. Он поставил вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих нового типа, основанной на соединении производительного труда с общим (умственным и физическим) образованием, сочетающий узкую специализацию с широким технологическим оборудованием. Марксом и Энгельсом был поставлен вопрос о замене системы ученичества техническими школами.
Все эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах различных стран конца XIX - начала XX в.
На Руси ремесленное ученичество, зародившись в старину, вплоть до XYIII в. оставалось основной формой подготовки рабочих.
Петр I с В.Н. Татищевым (1688-1750гг.) и В.И. Гениным (1676-1750гг.) создает в XYIII в. систему государственных горнозаводских школ в России. При этом были разработаны документы по организации и методике «обучения искусствам и ремеслам» и воспитания будущих рабочих, их общего и ремесленного образования.
Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образования.
В 60-е гг. XIX в. в России развивается профессиональное образование как самостоятельная отрасль научного знания. Этому способствовало развитие производства, реформы в области образования, расширение сети профессиональных учебных заведений. Органом научно-методической мысли стал журнал «Техническое образование» (1892-1912гг.). Начинает издаваться научная, учебная и методическая литература по профессиональному образованию.
Начало развитию дидактики профессионального образования было положено в Московском техническом училище. В учебных мастерских, под руководствомученого мастера Д.К. Советкина (1838-1912гг.) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному и кузнечному ремеслу. Это, так называемая,операционная система, в основе которой лежало последовательное усвоение обучающимся отдельных усложняющихся операций. До этого существовала предметная система.
После революции 1917г. продолжает развиваться теория и методика профессионального образования. Но, начиная с середины 30-х гг., начинается свертывание теоретических исследований, и были разведены задачи общеобразовательной и профессиональной школы. Потребовалась форсированная подготовка рабочих кадров на краткосрочных формах.
Тем не менее, 2 октября 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов как система, решавшая, прежде всего, практические социально-экономические задачи подготовки и централизованного распределения трудовых ресурсов. Профессиональной педагогике отводилась узкометодическая функция повышения эффективности в основном производственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО.
В 1984 году была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной и она не была решена.
Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и научного обоснования деятельности инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов и др., получивших широкое развитие в РФ после принятия Закона «Об образовании» (1992).
В конце 1990-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также «Энциклопедия профессионального образования» в 3-х томах. За последние годы произошли большие изменения, как в системе профессионального образования, так и в разработке его теоретических и методических основ. Значительная роль в становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким ученым, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева Л.А. Волович, Г.С. Гершунский, М.И. Махмутов, В.А. Скакун, М.Н. Скаткин, Н.М. Таланчук, С.А. Шапоринский и др.
Сегодня профессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, могут и должны «пронизывать», по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы, или как сейчас принято говорить, единой системы непрерывного образования.
Категории общей педагогики
Собственные Заимствованные
педагогическая деятельность развитие
воспитание личность
обучение
образование
педагогический процесс
Тест для маркировки