Возникновение и развитие педагогики профессионального образования

Группа

ТЕМА 1.1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Педагогика– (от греч. paidos – дитя, ago – веду: детоводство) –

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА –

Педагогика Профессиональная педагогика
Объектисследования
   
Предмет исследования
   

Функции педагогической науки:

- Объяснительная -

- Прогностическая -

- Преобразовательная -

Задачи педагогической науки:

-

-

-

-

Этапы развития педагогики

Этап Содержание, представители
I – практика воспитания  
II – педагогическая мысль Зарождение пед. идей в русле философских и религиозно-философских учений:
Формирование пед. взглядов и теорий в рамках философско-педаго-гических произведений:  
III – развитие педагогики как самостоятельной науки    

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования

Передача трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому было повсеместным делом еще для первобытных людей, т.к. от этого зависела их жизнь и выживание. Поэтому в истории педагогики особое место занимаютидеи трудовой и профессиональной подготовки.

В эпоху рабовладельчества происходило отделение умственного труда от грубого физического; физический труд стал уделом рабов и рассматривался свободными гражданами как низкий и презренный. Рабовладельцы посвящали себя в основном управленческому, умственному труду, занятиям науками и политикой. Античные философы, анализируя физический труд более широко, а именно, как производительный, утверждали, что активная деятельность и труд предохраняют человека от нравственной деградации.

Для средневековья характерно всевластие религии, профессия рассматривалась как жизненное призвание, как вид служения, установленного волен божьей и выполняемого во имя бога. Ремесло отождествлялось с искусством, и с ним связана мистическая традиция священности, мудрости, секрета. Такое отношение к ремеслу, к своему делу составляло стержень трудовой морали общества.

Профессиональное обучение для детей ремесленников и купцов в эту эпоху осуществлялось в форме цехового ученичества. Средневековый мастер изо дня в день передавал своему ученику не только секреты мастерства, но и свое мировоззрение, свою индивидуальность. Можно сказать, что это было в определенном виде профессиональное образование с учетом взглядов и убеждений мастера и той социальной среды, где оно осуществлялось.

В произведениях первых гуманистов-утопистов Т. Мора (1478-1835гг.) и Т. Кампанеллы (1568-1639гг.) заложены идеи всеобщего участия в труде, неприятие несправедливости и эксплуатации. Они считали, что знание ремесел в той или иной отрасли - это признак достоинства и уважения гражданина.

Демократических взглядов на роль ремесла и профессии в жизни общества высказывал Я.А. Коменский (XYII в.) - основоположник педагогики как науки. Это позволяет говорить о том, что научная педагогика с момента своего образования включала прогрессивные взгляды на роль профессиональной подготовки.

Интерес к проблемам профессионального обучения, формам его организации и повышения эффективности начинает складываться в ходе развития капиталистических отношений XIY - XYI1 вв. В этот период профессиональное обучение начинает оказывать влияние на экономические и социальные аспекты развития общества. Начинается массовое вовлечение детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.

В этот период особое значение приобретают взгляды и проекты профессионального образования Дж. Беллерса (1634-1725гг.) и Дж. Локка (1632-1704гг.). Согласно их взглядам, необходимо активное приобщение людей к профессии и хорошему воспитанию, что позволит избавить их от бедности.

Все это диктовало объективную и насущную необходимость в дальнейшем развитии ремесленного ученичества и создании профессиональных школ.

Начало XIX в. характеризуется создание проектов переустройства человеческого общества, которые предложили социалисты-утописты (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кабе и др.). В основе своих проектов они положили всеобщность труда, гуманное отношение к детям, всестороннее развитие детей независимо от сословий. Р. Оуэн впервые практически осуществил соединение производительного труда подростков с их обучением, что имело большое значение для того времени.

Но еще более продвинутый подход к проблемам профессионального образования был обозначен в трудах К. Маркса, который заключался в интеграции социальной, политической, экономической и образовательно-воспитательной функций профессиональной подготовки рабочих. Он поставил вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих нового типа, основанной на соединении производительного труда с общим (умственным и физическим) образованием, сочетающий узкую специализацию с широким технологическим оборудованием. Марксом и Энгельсом был поставлен вопрос о замене системы ученичества техническими школами.

Все эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах различных стран конца XIX - начала XX в.

На Руси ремесленное ученичество, зародившись в старину, вплоть до XYIII в. оставалось основной формой подготовки рабочих.

Петр I с В.Н. Татищевым (1688-1750гг.) и В.И. Гениным (1676-1750гг.) создает в XYIII в. систему государственных горнозаводских школ в России. При этом были разработаны документы по организации и методике «обучения искусствам и ремеслам» и воспитания будущих рабочих, их общего и ремесленного образования.

Важная роль в формировании основ профессиональной педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образования.

В 60-е гг. XIX в. в России развивается профессиональное образование как самостоятельная отрасль научного знания. Этому способствовало развитие производства, реформы в области образования, расширение сети профессиональных учебных заведений. Органом научно-методической мысли стал журнал «Техническое образование» (1892-1912гг.). Начинает издаваться научная, учебная и методическая литература по профессиональному образованию.

Начало развитию дидактики профессионального образования было положено в Московском техническом училище. В учебных мастерских, под руководствомученого мастера Д.К. Советкина (1838-1912гг.) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному и кузнечному ремеслу. Это, так называемая,операционная система, в основе которой лежало последовательное усвоение обучающимся отдельных усложняющихся операций. До этого существовала предметная система.

После революции 1917г. продолжает развиваться теория и методика профессионального образования. Но, начиная с середины 30-х гг., начинается свертывание теоретических исследований, и были разведены задачи общеобразовательной и профессиональной школы. Потребовалась форсированная подготовка рабочих кадров на краткосрочных формах.

Тем не менее, 2 октября 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов как система, решавшая, прежде всего, практические социально-экономические задачи подготовки и централизованного распределения трудовых ресурсов. Профессиональной педагогике отводилась узкометодическая функция повышения эффективности в основном производственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО.

В 1984 году была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной и она не была решена.

Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и научного обоснования деятельности инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов и др., получивших широкое развитие в РФ после принятия Закона «Об образовании» (1992).

В конце 1990-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также «Энциклопедия профессионального образования» в 3-х томах. За последние годы произошли большие изменения, как в системе профессионального образования, так и в разработке его теоретических и методических основ. Значительная роль в становлении и развитии профтехобразования принадлежит таким ученым, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева Л.А. Волович, Г.С. Гершунский, М.И. Махмутов, В.А. Скакун, М.Н. Скаткин, Н.М. Таланчук, С.А. Шапоринский и др.

Сегодня профессиональная педагогика рассматривается как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, могут и должны «пронизывать», по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы, или как сейчас принято говорить, единой системы непрерывного образования.

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Категории общей педагогики

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Собственные Заимствованные

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru педагогическая деятельность развитие

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru воспитание личность

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru обучение

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru образование

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования - student2.ru педагогический процесс

Тест для маркировки

Наши рекомендации