Глава 9. профессионально-педагогическое ораторское

ИСКУССТВО

(Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекцион­ного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской дея­тельности.

Ораторская деятельность педагога — это завершенное развер­нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп­ределенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педа­гогического ораторского искусства.

«Тезис — аргумент — иллюстрация»

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис — аргу­мент — иллюстрация». Тезис — любого по­рядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис все­гда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого авто­ра, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приве­дем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему — «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный по­мощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент — это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашать­ся). Мера согласия публики с оратором определяется силой най­денного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания — именно аргумент стано­вится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором »Дет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизнен40" го явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и

содержания, то есть красота». Ученики поражены услышанным. A педагог предлагает им бросить на пол клочок бумаги и поглядеть, как изменится интерьер комнаты и наше самочувствие... Современные технические средства позволяют широко при­менять музыкальное сопровождение для предъявляемого наглядного материала.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров

( например, нежность в вальсах Шопена), рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к. воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что - зачем – где – когда - как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ самореализации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигаемые понятия: «Я» - «самореализация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуж­дает неукоснительно исполнять данное тре­бование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длин­ный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понима­ются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «спра­ведливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентльмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается гово­рить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора ис­ключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс при­обретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует опре­делить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотре­ния: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. От­крыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений. Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более ши­рокой группе предметов — «подведение под широкое понятие» (скажем, стул ~ это мебель.., совесть — этическая категория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие кото­рого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть — этическая категория, указывающая на способность человека соведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого че­ловека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассмат­риваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на глас­ные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков: - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафед­ры, доски, мела и прочих средств, а также расположение приготовленного наглядно­го материала);

— пластический образ оратора (свободная, открытая, распо­ложенность к слушателям и доброжелательная мимика, некото­рый наклон в сторону слушателей); предъявление и демонстрация наглядного материала (со­впадение момента предъявления с произнесением понятия, обще­доступность восприятия материала, инструкция для восприятия
материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);

— при современных технических средствах использование фо­нозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая де­монстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассис­тента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;

- работа с доской и графическое обозначение рассматривае­мого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость
записи, логичность распределения записей, понятность символи­ческих знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех
слушателей).

Художественные средства

Наряду с требованием наглядного материа­ла стоит требование использования художе­ственных средств в тексте выступления ора­тора, назначением которых является созда­ние образной картинки явления: — эпитета, рисующего для воображения слу­шателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

— метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);

- сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк, кра­сивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);

— аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помо­гающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захва­тило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; за­
кончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);

- фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое яв­ление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей — тому классический пример); экспозиция фрагмента ху­дожественного произведения. может дополняться музыкальным
фоном.

Взаимодействие со слушателями

Технология взаимодействия со слушателя­ми предполагает следующее: - педагогическую инструментовку совмес­тной работы со слушателями (общая пози­ция «Мы», риторические вопросы, апелля­ция к воспоминаниям, вопросы и ответы,

фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работос­пособности слушателей, анализ и оценка общей совместной рабо­ты);

- просьба о помощи и оказание помощи в случае необходи­мости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору,
в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);

- поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обраще­нии, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);

- соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых
в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», ти­шина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополни­тельных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);

этику взаимодействия со слушателями (обращение и при­ветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слу­шателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктив­ную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработ­кой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников со­вместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкреп­ление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Бла­годарю за честь работать в такой умной и доброжелательной груп­пе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступле­ния, Поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благо­дарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...» В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодар­ность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст пуб­лики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ре­бенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Кра­сивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой». Поза оратора — это поза открытая для взаимодействия со слу­шателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «ди­агональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вер­тикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Сведения об авторе

Включая в текст высказывания других ав­торов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: на­циональное представительство автора, пе­риод творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последую­щего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»). В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет на­писана на доске (экране).

Финально-аккордная часть

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

— завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;

—подвести итоги совместной работы («Итак, мы с вами...»);

- произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);

— выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нет ли сомнений..?» или «Остались ли вопросы по данной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что суще­ствуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескура­живает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное — формирует терпимость к разнообразию лич­ностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей

(«Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога скла­дывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны дея­тельности, как построение мысли, составление логически оправ­данного плана, выделение главной категории в содержании ора­торского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструмен­товка совместной со слушателями интеллектуальной работы, эти­ческое выражение своего отношения к слушателям, а также пред­варительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет про­слеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагмен­тарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со време­нем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивыс­шей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Глава 10. СИТУАЦИЯ

«ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ

Наши рекомендации