Основные отрасли педагогики
Педагогика — наука, изучающая общие проблемы обучения и воспитания личности. Ее цель разработка основ процесса воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях. Поэтому количество отраслей или разделов педагогики зависит от количества этих самых учебных заведений, а также от цели педагогического воздействия.
Одно перечисление отраслей педагогики может занять несколько страниц, поэтому мы остановимся на основных.
1. Итак, первая – общая педагогика. Эта отрасль занимается разработкой основных понятий и задач и включает теорию и практику обучения, воспитания а также теорию организации и руководства системой образования.
2. Возрастная педагогика – разрабатывает вопросы обучения и развития в зависимости от определенного возраста (пренатальный или дородовый, ясельный, дошкольный, и так далее). Включает ясельную, преддошкольную, дошкольную, педагогику школы и высшей школы.
3. Педагогика профессионального образования. Изучает особенности обучения и воспитания в зависимости от социальной группы и профессии: педагогика семьи, производственная, военная, правовая, спортивная.
4. Отраслевая педагогика. Цель ее исследования – особенности профессиональной подготовки человека.
5. Социальная педагогика. Занимается разработкой программ социальной помощи, социальной адаптации.
6. Сравнительная педагогика. Ее объект – системы воспитания в разных странах.
7. Коррекционная или специальная педагогика - логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, дефектология, олигофренопедагогика – рассматривает вопросы воспитания людей с отклонениями в развитии.
8. Лечебная педагогика. Эта отрасль развивается на грани с медициной и изучает систему деятельности педагогов с пациентами клиник.
9. Исправительно-трудовая педагогика.
6. Методологические основы научной педагогики.
Методология – учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.
Педагогическая методология обеспечивает фундаментально—достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.
Любое педагогическое исследование, решение и действие научно корректно и педагогически эффективно, если в основе его лежит осмысленный и грамотно реализованный методологический подход.
Принципы педагогических исследований.
1. Принцип социальности.
2. Принцип практичности.
3. Принцип системности.
4. Принцип развития, историзма и современности.
5. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.
6. Принцип единства личности, среды, деятельности и поведения.
7. Принцип педагогически эффективной активности личности.
8. Принцип гуманности и цивилизованности.
9. Принцип педагогической предметности.
10. Принцип комплексности. Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Однако имеются и специфические методы.
Организационные методы – методы планирования и построения исследования – включают изучение состояния проблемы, разработку научной гипотезы, организационно—методический замысел. Метод сбора данных призван выявить, измерить и зафиксировать исследуемое явление. Для этого используются хронометраж, наблюдение, анализ биографий, ситуаций, фактов, беседа и интервьюирование, анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, сравнительно—педагогический и социально—педагогический методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и пр.
Методы обработки данных: количественные (обсчет полученных данных, ранжирование, шкалирование, процентирование, корреляционный и факторный анализ, статистическая оценка, составление таблиц и графиков и др.) и качественные (систематизация, группировка, типо—логизация, синтез, оценка, педагогический анализ собранных обобщенных знаний и пр.).
Интерпретационные методы имеют содержательную педагогическую специфику. В их число входят есть следующие: каузальный (констатация и объяснение причинно—следственных связей и зависимостей); системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы); структурный (выявление элементов исследованного явления); функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в целостной системе отношений); генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденция); дедукции и индукции (заключения и выводы, осмысление); педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка).
7. Особенности педагогических исследований.
8. Биогенетический и социогенетическийнаправления в развитии педагогики.
Проблема психического развития детей, источников и закономерностей этого развития всегда центральная для педагогической психологии. От ее решения зависит определение путей обучения и воспитания, их важнейшие приемы, подход кребенку и понимание его специфических особенностей в сравнении с взрослым человеком.
В начале XX в. в области педагогической психологии выявляются два течения, по-разному трактующие источники психического развития детей. Эти направления отличались друг от друга тем, какой из факторов брался за основу развития ребенка: биологический или социальный.
Для биогенетического направления характерна установка на «врожденные особенности», тенденции к упрощенно-механистическому пониманию поведения и развития ребенка.
Для биологизаторов биологические и социальные факторы развития стоят как будто бы рядом, однако определяющим фактором является биологический, и прежде всего наследственность. Качественные и количественные стороны развивающейся личности роковым образом определяются наследственностью, асреда только «регулятор», «проявитель», некий неизменный фактор, с которым взаимодействует пластичная наследственность, заключающая в себе множество возможностей.
Характерную переоценку наследственных факторов психического развития наиболее полновыявляет следование биогенетическому закону в психологии, в основу которого была положена идея спонтанности психического развития ребенка в не зависимости от воспитания. Последний выступает как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно обусловленных психических качеств.
Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в педагогической психологии. По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка, и поэтому, для того чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды, какова окружающая среда, такова окончательно личность человека, механизм его поведения, пути его развития – в непосредственном окружении это дано уже раз и навсегда.
Однако оставалось неясным, как в одних и тех же условиях социальной среды формируются различные по множеству показателей личности. Механистический подход к развитию, игнорирование собственной активности личности, диалектических противоречий ее формирования – таковы очевидные идейнотеоретические пороки социогенетического направления в педагогической психологии.
9. Классификация методов педагогического исследования.