Требования к структуре и содержанию теоретической главы педагогического исследования

Структура дипломной работы зависит от характера темы, конкретного содержания материала. Для большинства дипломных работ является обязательным наличие следующих структурных компонентов:

1. Введение

2. Глава, посвященная теоретическим основам избранной темы

Выводы (по первой главе)

3. Глава (главы), содержащие материалы опытно-исследовательской работы с детьми

Выводы

4.Заключение, выводы по результатам исследования, педагогические рекомендации

5. Список литературы

6. Приложение

В первой главе дипломного исследования раскрывается история и теория исследуемого вопроса, осуществляется многоплановый сравнительный анализ литературы по теме с позиций философии, психологии, истории педагогики, современной педагогической науки и методики, анализируется передовой опыт обучения и воспитания в дошкольном учебном заведении или начальной школе, дается критический анализ современной литературы, определяются позиции автора.

Условием плодотворной работы является четкость понятийного аппарата. Основные теоретические понятия, связанные с темой работы должны быть сформулированы полно и четко. С этой целью необходимо пользоваться материалами учебников, психологическим и педагогическим словарями, педагогической энциклопедией, монографическими работами. В случае некоторых различий в толковании того или иного понятия, необходимо привести в работе их варианты и избрать один окончательный вариант, который станет базовым для всего исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по избранной теме. Для написания исследования необходимо проработать не менее 30 источников.

Выделяются три источника библиографической информации:

· первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

· вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

· третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть периодические издания за два последних года: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и другие. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

· Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут относиться к этим трем группам:

· к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования;

· вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты;

· третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Очень важно, чтобы оформляемый в результате теоретического исследования текст содержал в себе ссылки на авторство, цитаты с указанием первоисточника, только в этом случае он будет носить научный характер.

Каждый параграф должен заканчиваться выводом, вбирающим в себя основные рассмотренные идеи, правила и, представляющим собой обоснованный текстом параграфа ответ на проблему, заключенную в названии параграфа. Вывод может начинаться словами: «итак», «таким образом», «подводя итог сказанному» и т.д. На основе сделанных в первой главе выводов формулируется гипотеза исследования, выдвигаются конкретные задачи и определяются адекватные поставленным задачам методы исследования.

При изучении литературы не следует конспектировать все подряд. Необходимо тщательно выбирать из каждого источника только то, что имеет непосредственное отношение к теме. Следует широко пользоваться такой формой конспектирования, как тезисы, выписки и т.п. Если отдельные выписки будут приведены дословно, в форме цитат, то в основном тексте дипломной работы необходимо указать номер данного источника по списку использованной в работе литературы и страницу, с которой сделана выписка. При использовании косвенной речи следует указать только номер источника по списку использованной в работе литературы. Такие приемы работы служат хорошим средством для иллюстрации и усиления доказательности выдвинутых в работе положений. Автору дипломной работы нужно внимательно следить за тем, чтобы не исказить смысл цитаты, правильно ее использовать. Надо избегать слишком частого цитирования, не подменять собственные рассуждения и доказательства ссылками на соответствующие цитаты.

Таким образом, теоретический обзор, помещенный в первую главу дипломной работы должен содержать обстоятельный анализ передового педагогического опыта, отражать умение исследователя критически, обобщенно и логически последовательно излагать основные положения и аспекты изучаемой темы. Кроме того, необходимо обращать внимание на используемые исследователями методы изучения его интересующего вопроса, отметить наиболее информативные методы исследования, а также ознакомиться с литературой, специально посвященной вопросам «техники» педагогического исследования.

Системный теоретический анализ должен показать эрудицию студента, умение «видеть» проблему с разных позиций, способность самостоятельной критической оценки литературы, к логическому, доказательному изложению. Итогом теоретического обзора являются развернутые выводы по изученной проблеме.

1.4.3. Структура и содержание экспериментальной главы (глав) исследования

В экспериментальных главах последовательно раскрываются ступени опытно-исследовательской работы студента с детьми, описываются и подвергаются анализу данные констатирующего, преобразующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Констатирующий этап педагогического эксперимента устанавливает реальное состояние дел в процессе. На этапе преобразующего эксперимента проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольной группы для сравнения качества проведенной работы. Здесь приводятся графики, таблицы, диаграммы, позволяющие наглядно представить полученные данные. Контрольный этапэксперимента поможет провести срез полученных знаний и сравнить полученные результаты с итогами обучения в контрольной группе или результатами констатирующего эксперимента. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемыми.

По желанию автора работы, исходя из целей и задач исследования, данный материал можно скомпоновать разными способами. Например, поместить описание всех этапов эксперимента и изложение полученных результатов во второй главе. Возможна и другая композиция данной части дипломной работы. Во второй главе произвести описание констатирующего и преобразующего этапов эксперимента, а далее, сделав выводы по второй главе, приступить к обсуждению результатов контрольного эксперимента в третьей главе.

Подробнее остановимся на методике выполнения дипломной работы.

На этапе констатирующего эксперимента выявляется состояние изучаемого вопроса на практике, собирается конкретный, фактический материал на базе образовательного учреждения. В зависимости от темы исследователь выявляет наличный уровень знаний детей, умений в различных видах деятельности, состояние взаимоотношений, освоение детьми способов общения, уровень воспитанности и т.п. Одновременно происходит анализ состояния и организации педагогического процесса, оценка педагогических условий, эффективности работы учителя или воспитателя и его педагогического подхода в аспекте изучаемого вопроса.

Методика сбора фактического материала должна быть разработана с особой тщательностью и обеспечить получение достоверных, объективных данных. Возможным является использование уже разработанных в современных исследованиях конкретных методик и их комбинаций. Исследователь может внести некоторые изменения в имеющиеся методики с учетом задач исследования и возраста детей, а также разработать содержание и методику эксперимента самостоятельно, что повышает научный потенциал дипломной работы.

Предпочтение следует отдавать комплексному использованию различных методов исследования. Наиболее часто в дипломных работах студенты используют сочетание таких методов исследования, как наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.), изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний), беседы с детьми, воспитателем или учителем, родителями, анкетирование, тестирование и пр. Необходимо отчетливо представлять себе, с какой целью используется тот или иной метод исследования, какую задачу он помогает решить, какую полезную информацию по изучаемому вопросу он обеспечивает. Без этого невозможно целенаправленно вести научный поиск. К сожалению, встречаются случаи, когда студент недостаточно осознает, с какой целью используется тот или иной метод, излишне расширяет арсенал методов, уходит в сторону от решения поставленных задач или, напротив, ограничивается использованием лишь одного метода исследования. Все это затрудняет получение достоверных фактических данных, а порой делает просто невозможным их объективный анализ. Успех исследования обеспечивается точным соблюдением требований к использованию каждого метода исследования.

Необходимо заранее обдумать условия применения метода исследования, подготовить все материалы. К примеру, определить план наблюдения, составить схему записи наблюдения, установить сроки и условия наблюдения. Автору работы следует вести подробный протокол наблюдений, в котором фиксируется место, дата наблюдения, даются их краткая характеристика и предварительные выводы.

Материалы наблюдений дополняются данными эксперимента, бесед с детьми и другими методами.

Собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно.

Количественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Выражением количественного анализа данных служат графики, таблицы, диаграммы. Установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями помогают математические и статистические методы, которые применяются в педагогике для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана – показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.

Главная задача исследователя состоит в том, чтобы вскрыть сущность полученных фактов, установить качественные зависимости и связи между ними, выделить в материале главное, существенное, определяющее и второстепенное, производное от главного. Содержание и направление качественного анализа подчиняется задачам конкретного исследования. Качественный анализ позволяет сделать выводы, раскрывающие характерные особенности изучаемых сторон развития детей и педагогических условий их формирования. надо отметить, как полученные выводы совпадают с данными других исследователей, есть ли расхождения, объяснить их причину.

Хотелось бы подчеркнуть, что распространенной ошибкой в написании данной главы является ее описательный характер, когда автор просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах».

Разработка и проведение опытной работы в образовательном учреждении по формированию у детей определенных качеств, знаний и умений (в зависимости от темы работы) составляет содержание преобразующего эксперимента. Основываясь на данных анализа литературы и результатах констатирующей части исследования, автор разрабатывает методику формирующей работы и обсуждает ее совместно с руководителем.

На этом этапе наиболее отчетливо проявляется творчество исследователя, его умение определить стратегию обучающего или воспитательного воздействия, исходя из реальных условий в классе или группе и уровня развития детей. Автор обдумывает и составляет подробный план такой работы. Обычно преобразующий этап педагогического эксперимента носит обучающий характер. Он может заключаться в разработке системы занятий, дидактических игр или упражнений с детьми, в использовании комплекса трудовых заданий, системы подбора определенных физических упражнений, организации познавательно-поисковой деятельности и пр. Успех такой работы определяется тщательностью подготовки к ее проведению. Необходимо составить конспекты занятий, подготовить нужные наглядные пособия, разработать содержание игр, бесед с детьми, обдумать тематику экскурсий, содержание консультаций для родителей или выставок в уголке для родителей.

Автор последовательно описывает и анализирует проводимую с детьми работу, отмечает появление положительных изменений в их поведении или деятельности, возникающие трудности. Он оценивает эффективность применяемых методов и приемов, анализирует результаты.

Освещая опыт своей работы, исследователь широко привлекает материалы протоколов занятий и бесед с детьми, характеристики проявлений отдельных детей и группы в процессе эксперимента. Отмечается отношение, интерес испытуемых к проводимой работе, тщательно анализируются причины отставания отдельных детей, определяются способы коррекции их поведения.

Большое внимание следует уделять анализу и оценке продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, рассказов, упражнений. Рост качественных характеристик результатов деятельности детей является реальным показателем эффективности применяемой системы обучения, методов и приемов учебно-воспитательной работы.

В результате проведения опытно-обучающей работы с детьми необходимо дать общую оценку достижений детей и эффективности используемых методов и приемов обучения и воспитания, сформулировать педагогические выводы.

Для доказательства правильности проделанной работы и выявления достижений детей проводится контрольный этап педагогического эксперимента. С этой целью могут быть использованы отдельные экспериментальные ситуации, задания, беседы с детьми, использовавшиеся в констатирующем этапе эксперимента или могут быть предложены новые аналогичные задания. Сравнение результатов, полученных в констатирующей и контрольной частях эксперимента, становится убедительным доказательство эффективности педагогической работы.

Оправданным на этой ступени исследования следует считать представление сводных, сравнительных таблиц, сравнительных графиков, диаграмм, наглядно иллюстрирующих качественный рост показателей детского развития после проведенной опытной работы.

Затем проводится итоговый анализ материала. Он помогает осмыслить полученные данные и собранные факты, провести их сравнение, отделить существенное от несущественного, выявить некоторые закономерности и связи, определить то полезное и новое, что можно внести в практику обучения и воспитания дошкольников или младших школьников. Анализируя полученные в ходе работы сведения о состоянии и развитии детей, мы можем выяснить, подтвердилась ли гипотеза в экспериментальной части исследования.

В заключении формулируются общие выводы по всей работе и конкретные педагогические рекомендации. Умение исследователя критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления дипломника.

Заканчивая компоновку дипломной работы, автор определяет содержание приложения, отбирает протокольные записи, фотоматериалы, конспекты занятий, игр и т.п., которые будут представлены в работе и на которые он ссылается в процессе изложения.

После того, как весь материал (теоретический и экспериментальный) собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование.

Научное редактирование – это приведение материала в строгое соответствие с планом и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логического построение материала, устранение повторов, усиление доказательств и обоснованности изложения.

Литературное редактирование направлено на устранение орфографических и стилистических ошибок. Доступность изложения, научный стиль, ясность и четкость формулировок являются предметом литературного редактирования. Студент оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном виде своему научному руководителю на отзыв.

Раздел 2. Система методов педагогического эксперимента

Наши рекомендации